Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младеческого возраста
учебно-методическое пособие по развитию речи


Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в развитии детей младенческого возраста


Содержание

Введение        3

1 Характеристика и методика проведения пальчиковых игр с  детьми младенческого возраста        4

2 Подбор пальчиковых игр для развития речи детей младенческого возраста        7

Заключение        12

Список использованных источников        13


Введение

Актуальность. С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития. Многие исследователи (Т.А. Ткаченко О.П. Новицкая, Ю.В. Рузанова), занимающиеся проблемой развития детей младенческого возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Массаж рук, пальчиковые игры оказывают  развивающее, оздоравливающее воздействие они дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук.

Цель работы: изучить роль пальчиковых игр в развитии речи детей младенческого возраста

– рассмотреть характеристику и методику проведения пальчиковых игр с детьми младенческого возраста;

– подобрать пальчиковые игры для развития речи детей младенческого возраста.

Ученые, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение активной функции руки Т.Н. Андриевская, Т.А. Ткаченко, О.П. Новицкая  и др.

1 Характеристика и методика проведения пальчиковых игр с  детьми младенческого возраста

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии, сознательно выполнять движения. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им столько пользы .

Пальчиковые игры являются великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется .

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы развить координацию. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком .

Выполнение пальчиковых игр и ритмическое движение пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Кроме того, дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, речевые области в коре головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. Систематические движения по тренировке пальцев наряду со стимулирующими влияниями на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, необходимо проводить с детьми систематическую работу по тренировке пальцев малышей. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства, некоторые специалисты советуют начинать заниматься пальчиковой гимнастикой с 6–7 месяцев .

Начать можно с ежедневного массажа по 2–3 минуты кистей рук и пальцев. В технику массажа входят следующие приемы:

– поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика до основания;

– похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;

– поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев до локтя;

– вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение кисти вправо, влево;

– поворот руки ладонью вверх – ладонью вниз;

– поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.

При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. Сначала все упражнения выполняются медленно. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются. Можно использовать цветные рисунки, соответствующие упражнению для создания зрительного образа.

Любые пальчиковые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях – ежедневно около 5 минут.

Игры с пальчиками очень нравятся детям, поэтому можно и нужно выполнять их чаще. Помимо пассивного и активного массажа, пальчиковых игр существуют другие способы гимнастики для развития мелкой моторики:

– важное место по развитию тонкой моторики у детей занимает ритмическая организация движения. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание деревянной палочкой по столу и т. д.

– очень эффективны и увлекательны следующие упражнения для развития кистей и пальцев рук. Например, процедура мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача – вызвать у детей ощущение контраста.

– рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Рисование пальчиками с детьми до года в качестве основной цели ставит не результат, а процесс. Не важно, что именно будет изображено, главное, что ребёнок активно познаёт окружающий мир, общается со взрослым, получает бесценный опыт изобразительной деятельности. В конечных работах маленьких художников нет, да и быть не может никакого смысла, ведь образное мышление у них появится гораздо позже. Однако пальчики малышей тренируются, мозг обрабатывает тактильные ощущения, эмоции малыша находят выход, общение со взрослым продуктивно. Всё это в совокупности ведёт к развитию основных психических процессов (внимания, память, мышление, восприятия, воображения), а также создает благоприятную почву для развития речи и многих личностных качеств.

Итак, пальчиковые игры и массаж – это прекрасные средства воздействия на разностороннее физическое развитие ребенка, которые не только благоприятно воздействуют на все системы организма, но и снимают психическое напряжение, повышают умственную и физическую работоспособность, улучшают самочувствие, стимулируют речевое развитие.

2 Подбор пальчиковых игр для развития речи детей младенческого возраста

 Комплекс №1 Массаж пальчиков.

1. Погладить несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладить внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими я сейчас играю.

2. Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменять ручки.

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний.

Палец безымянный – с колечком ходит важный,

Пятый – мизинец, принёс вам гостинец.

3. Похлопывающими движениями провести по каждому пальчику от кончиков к ладошке. Затем поменять ручки.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

4. Точечными круговыми движениями от кончиков пальцев к ладошке. Затем поменять ручки.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко – крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

5. Помассировать подушечки, слегка надавливая на них, а на ладошке – круговыми движениями, как «сорока ворона».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб кидать и чтоб держать,

Чтобы брать и чтоб давать.

Их нетрудно сосчитать:

Их конечно целых пять!

5. «Улитка». Держать ладошку ребенка открытой и своим пальцем «рисовать» спираль от середины ладони малыша до основания пальцев, захватывая внутреннюю сторону большого пальца. Эту игру можно эмоционально сопровождать таким текстом:

Улитка, улитка, улитка ползет.

Улитка в тележке конфеты везет.

Или (последняя строчка): Улитка (имя ребенка) подарки везет [10].

6. Потереть ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее. Сжать руку в кулачок, потом разжать. Зацепить одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потянуть в стороны. Сделать ручки в замочек.  И не разжимая пальчиков, подвигать запястьем, массаж сопровождается стихотворением «Солнышко»: «Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх)».

7. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.

8. Положить ручки на стол и  попеременно поднимать  каждый пальчик.

Комплекс №2 Пальчиковые игры с предметами

1. «Вот какие глазки». Понадобится кукла, у которой закрываются и открываются глазки. Посадить малыша к себе на колени. Достать из-за спины куклу, сказав малышу:

– Вот кукла – Ля-ля! Куколка умеет танцевать – вот так! (Наклонять куклу, поворачивать ее вправо-влево). Куколка Ля-ля умеет закрывать и открывать глазки. Вот так! Показать малышу, как можно указательным пальчиком закрыть и открыть глазки у куклы. Придерживая ручку и указательный пальчик ребенка, помогать ему повторить действия – закрыть и открыть глазки у куклы. Спрятать куклу и вновь показать ее малышу, спросив: – Где Ля-ля? (Выдержите паузу.) Вот куколка Ля-ля. Где у куколки глазки? (Снова пауза.) Вот глазки! Закрой глазки! (дождаться действия малыша.)

2.Игра со шнурком и ленточкой. Ленточку, шириной 2–3 см, обмотать вокруг мизинца малыша. Обвести ленту снизу, под безымянный пальчик, сверху – на средний, снизу – под указательный, сверху – на большой, и обратно – в противоположной последовательности. Показать  колечки какие получились из ленточки. Потом можно предложить ребенку потянуть за конец ленточки и распутать пальчики [2].

Ребенку чуть постарше можно предложить поиграть со  шнурком. Обвести шнурком пальчик много раз в несколько рядов. Прочитать стишок: Вверх шнурок, вниз шнурок И еще, еще разок. А теперь – наоборот. Вот шнурок назад идет. Пальчик вверх, пальчик вниз, Этот – вверх, тот – опустись! Вот какой у нас узорчик! Вот какой у нас заборчик!  

Ленточки и шнурки должны быть яркие, цветные, разные по качеству. Позже в начале игры можно предложить ребенку выбрать ленточку или шнурок, с которым будете играть, прокомментировать выбор малыша: «Ты выбрал (а) красную гладкую ленточку. Какая красивая лента, будем с ней играть».

3. «Размазываем крем по мисочке». Во время игры малыш может лежать на животе, а может сидеть рядом со взрослым. Будет нужен детский крем или йогурт (малыши очень любят все пробовать, поэтому лучше использовать йогурт) и цветная пластмассовая миска. Взять детский крем и медленно начинать выдавливать его на дно мисочки. Размазать крем по мисочке. Взять ручку малыша и попробовать размазывать крем вместе. Обычно такие игры с размазыванием доставляют малышу большое удовольствие, можно шлепать ручками по крему, делайте круговые движения [8].

Комплекс №3

«Рисование ладошкой».

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Комплекс №3 «Оттиск печатками из пробки или ластика».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Таким образом, использование в деятельности массажа, пальчиковых игр, нетрадиционных техник рисования способствуют развитию речи детей младенческого возраста. Пальчиковые игры, массаж ручек избавит ребенка от зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Внедрение в практику нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность. Развивается гибкость и координация пальчиков.


Заключение

Таким образом, главная цель массажа и пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей развивается речь, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Пальчиковые игры для детей младенческого возраста – это важная и увлекательная работа по развитию пальчиков и кистей рук, которую заботливые родители начинают с самого рождения.  Такие занятия очень важны, так как: развивают тактильную чувствительность грудничка, полезны для развития речи, активизируют речевой центр в коре головного мозга, у ребенка своевременно появляется речь, отсутствуют проблемы с звукопроизношением, способствуют развитию мелкой моторики, развивают концентрацию движений (малыш не будет расти рассеянным), контакт с родителями способствуют гармоничному развитию и правильному мировосприятию ребенка, малыш с рождения привыкает к спокойному и позитивному общению. 

Рисование руками с ребёнком младенческого возраста, не предполагает обязательного обучения и результата. Можно назвать те достижения, которые может достигнуть ребёнок к году, если систематически заниматься с ним с полугода – это технические умения, которые включают в себя: умение смело двигать пальцем по бумаге, не выходя за её пределы и не делая напрасных (без краски) действий; умение изобразить более менее, чёткую форму (круг, квадрат, линию и т.д.); умение закрасить (заполнить) форму.


Список использованных источников

  1. Брозаускас, Л.Г. Развиваем пальчики /  Л.Г. Брозаускас– СПб.: Издательский дом «Литера». – 2014. – 65 с.
  2. Данилова, Л.А. Пальчиковые игры /  Л.А. Данилова – М.: Росмэн, 2016. – 43 с.
  3. Драко, М.В. Развивающие пальчиковые игры /  М.В. Драко – Минск: Попурри, 2015. – 48 с.
  4. Исаева, Е.Л. Детский массаж. Поэтапное руководство /  Е.Л. Исаева  М.: РИПОЛ классик, 2015. – 128 с.
  5. Новицкая, О.П. Ум на кончиках пальцев /  О.П. Новицкая – М.: Сова, 2016. –112 с.
  6. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток / Ю.В. Рузанова – СПб.: КАРО, 2016. – 147 с.
  7. Разенкова, Ю.А. Книга-мечта о наших ловких пальчиках, о ручках /  Ю.А. Разенкова – М.: Карапуз, 2012. – 120 с.
  8. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки /  А. А. Фатеева – Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2015.
  9. Шанина, С.Е. Играем пальчиками – развиваем речь / С.Е. Шанина, А.М. Гаврилова. – М., 2015. – 112 с.
  10. Янушко, Е.Р. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста /  Е.Р. Янушко – Мозаикасинтез, 2017. – 49 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

Введение:Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.Из...

Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Роль пальчиковых игр в развитии речидетей дошкольного возраста»...

Роль пальчиковых игр в развитие речи детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр в развитии речи детей •Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста...

Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

Статья на тему Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста...

памятка для родителей "Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста"

laquo;Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста»Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центр...