Игровые технологии в развитии фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

        Уже в дошкольном возрасте дети с ОНР не справляются с программными требованиями детского сада по развитию речи, и к моменту поступления в школу они не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.

У дошкольников с ОНР выявляется ряд пробелов в формировании всех сторон речи.  Отставание в формировании фонетического уровня речи затрудняет овладение программой по русскому языку, может нарушать формирование языковых процессов анализа и синтеза, привести к нарушению письменной речи. Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Занятие на тему:  «Зимующие и перелетные птицы» 

(обобщающее занятие).

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие; простые с сложные формы фонематического анализа, синтеза и представлений; познакомить детей с буквой Ю; закреплять навык чтения; продолжать отработку навыка различения твёрдых и мягких согласных звуков.

Оборудование: маски птиц, слоги для чтения, доски, крупа, тетради, ручки, панно для чтения с буквой Ю.

Ход занятия:

  • Организационный момент.

Чтение слогов:

до-дё                ма-мя

по-пё                тэ-те

ко-кё                га-гя

зо-зё                ра-ря

ло-лё                нэ-не

 - Вспомните гласные буквы, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного.

  • Сообщение темы занятия.
  • Развитие навыка фонематического анализа.  

Игра «Наоборот» (твёрдые- мягкие). Прослушайте пары слов, повторите. Что они означают? Как мы произносим первые согласные?

Нос - нёс, лук - люк, ныть - нить, тук - тюк, мать - мять,

-        Какие гласные буквы обозначает на письме мягкость этих
звуков? Правильно, это буквы Е, И, Я, Ю. Что происходит с согласным перед буквой Ю?

  • Чтение слогов.

-        Читаю объявление: «Внимание, внимание! Открывается птичья школа!».

Дети надевают маски птиц. Логопед объясняет, что сегодня в школе они будут знакомиться с буквой Ю.

ЛА

Ю        ЛЯ

РА

БКА
Ю        РОК

ЖНЫЙ

  • С прочитанным словом составляем предложения по схеме.
  • Конструирование.

Предлагается выложить букву Ю из опилок на дощечках; далее - отыскать ее на панно. Выигрывает тот, кто найдёт больше букв.

  • Физкультминутка.

Дети выполняют упражнения вместе с логопедом:

Воробьиная семья делает зарядку:

Прыг-скок на сучок,

А потом на грядку.

Прыг-скок, прыг-скок,

Ножки, как пружинки.

Начинается урок с маленькой разминки.

Прыжки на месте, затем приседания.

  • Печатание слов под диктовку:

тюк -тюки,

лютик-лютики,

клюв - клювик,

утюг-утюги,

  • Составление схем, деление на слоги. Выделение ударного слога и гласной буквы:

клюква - клю (ю)

плюшка - плюш (ю)

ключик- клю (ю)

плющ- плющ(ю)

колючка - люч (ю)

блюдце - блюд (ю)

  • Подведение итога занятия.

-        Ребята,  наша школа закрывается. Уроки закончились.
Птицам пора разлетаться по домам. С какой буквой сегодня
знакомились? Что мы о ней знаем? Какой урок особенно понравился?

  • Организованное окончание занятия.
  • Методические рекомендации для воспитателей:
  1. Чтение слов, текстов с буквой Ю.
  2. Игра «Наоборот» (твердые и мягкие согласные).

    3.Игра «Эхо» (выделение ударного слога)

Таким образом, соединение театрализации, игровых методов с положительным эмоциональным подкреплением, учет онтогенетический подход в формировании операций различения и сопоставления данных фонем в устной речи воспитанников создают наиболее благоприятные условия для формирования фонематических процессов. Усвоение речевого материала и соответствующих фонематических операций осуществляется успешнее, если используются игровые и занимательные формы учебно-практических заданий.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в развитии фонематических процессов детей старшего возраста.

 Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учрежде...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ       «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...

Тема: «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей  ДОУ  от учителя - логопеда на тему : " Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи"....