Игровые технологии в развитии фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Уже в дошкольном возрасте дети с ОНР не справляются с программными требованиями детского сада по развитию речи, и к моменту поступления в школу они не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
У дошкольников с ОНР выявляется ряд пробелов в формировании всех сторон речи. Отставание в формировании фонетического уровня речи затрудняет овладение программой по русскому языку, может нарушать формирование языковых процессов анализа и синтеза, привести к нарушению письменной речи. Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.
Занятие на тему: «Зимующие и перелетные птицы»
(обобщающее занятие).
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие; простые с сложные формы фонематического анализа, синтеза и представлений; познакомить детей с буквой Ю; закреплять навык чтения; продолжать отработку навыка различения твёрдых и мягких согласных звуков.
Оборудование: маски птиц, слоги для чтения, доски, крупа, тетради, ручки, панно для чтения с буквой Ю.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Чтение слогов:
до-дё ма-мя
по-пё тэ-те
ко-кё га-гя
зо-зё ра-ря
ло-лё нэ-не
- Вспомните гласные буквы, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного.
- Сообщение темы занятия.
- Развитие навыка фонематического анализа.
Игра «Наоборот» (твёрдые- мягкие). Прослушайте пары слов, повторите. Что они означают? Как мы произносим первые согласные?
Нос - нёс, лук - люк, ныть - нить, тук - тюк, мать - мять,
- Какие гласные буквы обозначает на письме мягкость этих
звуков? Правильно, это буквы Е, И, Я, Ю. Что происходит с согласным перед буквой Ю?
- Чтение слогов.
- Читаю объявление: «Внимание, внимание! Открывается птичья школа!».
Дети надевают маски птиц. Логопед объясняет, что сегодня в школе они будут знакомиться с буквой Ю.
ЛА
Ю ЛЯ
РА
БКА
Ю РОК
ЖНЫЙ
- С прочитанным словом составляем предложения по схеме.
- Конструирование.
Предлагается выложить букву Ю из опилок на дощечках; далее - отыскать ее на панно. Выигрывает тот, кто найдёт больше букв.
- Физкультминутка.
Дети выполняют упражнения вместе с логопедом:
Воробьиная семья делает зарядку:
Прыг-скок на сучок,
А потом на грядку.
Прыг-скок, прыг-скок,
Ножки, как пружинки.
Начинается урок с маленькой разминки.
Прыжки на месте, затем приседания.
- Печатание слов под диктовку:
тюк -тюки,
лютик-лютики,
клюв - клювик,
утюг-утюги,
- Составление схем, деление на слоги. Выделение ударного слога и гласной буквы:
клюква - клю (ю)
плюшка - плюш (ю)
ключик- клю (ю)
плющ- плющ(ю)
колючка - люч (ю)
блюдце - блюд (ю)
- Подведение итога занятия.
- Ребята, наша школа закрывается. Уроки закончились.
Птицам пора разлетаться по домам. С какой буквой сегодня
знакомились? Что мы о ней знаем? Какой урок особенно понравился?
- Организованное окончание занятия.
- Методические рекомендации для воспитателей:
- Чтение слов, текстов с буквой Ю.
- Игра «Наоборот» (твердые и мягкие согласные).
3.Игра «Эхо» (выделение ударного слога)
Таким образом, соединение театрализации, игровых методов с положительным эмоциональным подкреплением, учет онтогенетический подход в формировании операций различения и сопоставления данных фонем в устной речи воспитанников создают наиболее благоприятные условия для формирования фонематических процессов. Усвоение речевого материала и соответствующих фонематических операций осуществляется успешнее, если используются игровые и занимательные формы учебно-практических заданий.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий в развитии фонематических процессов детей старшего возраста.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонематически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учрежде...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор...
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
рекомендации родителям и учителям-логопедам...
Тема: «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи».
Консультация для воспитателей ДОУ от учителя - логопеда на тему : " Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи"....