Советы по развитию речи и обогащению словарного запаса у детей с синдромом Дауна.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В настоящее время ,в детском саду мы все чаще стали встречать детей с ОВЗ. Они теперь могут посещать не только компенсирующие группы, но и общеобразовательные. Я уже больше 10 лет работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Но в группе находятся не только дети с диагнозом ЗПР, но и дети аутисты, дети с ДЦП, были дети и с синдромом Дауна. Поэтому я хочу предложить материал, который поможет учителю-дефектологу, учителю - логопеду и родителям развивать речь у детей с синдромом Дауна. Дети с синдромом Дауна отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.Они, как правило, позднее начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интерисуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни.У детей дошкольного возраста активный и пассивный словарный запас очень беден, фразы односложны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_10individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_dlya_rebenka_s_sindromom_dauna_3.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы по развитию речи и обогащению словарного запаса у детей с синдромом Дауна
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с синдромом Дауна 3- 4 лет по развитию речи.
Развитие слуховых ориентировочных реакций. | Формирование звуковой культуры речи | Развитие понимания обращенной речи | Обогащение словарного запаса | Формирование активной речи | ||||
I полугодие. | ||||||||
Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, на голосе взрослого в поле зрения ребенка. Игры с колокольчиком, с погремушкой, барабанчиком. | Проводить активную артикуляционную гимнастику: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубки. | Развивать зрительные ориентировочные реакции ребенка. Формировать эмоциональный контакт ребенка с взрослым. Игра «Где ляля?», «Где машинка?» | Обогащать словарный запас ребенка словами, которые обозначают наиболее часто встречающие предметы в их обиходе. Учить ребенка понимать значение слов и пытаться проговаривать их. Семья - мама, папа, сам ребенок. Каждая картинка подписана печатными буквами. Одежда - трусы, майка, колготки, платье, кофта. Игрушки - кукла, мишка, кубики, кроватка, тарелка, ложка. Гигиенические принадлежности - горшок, полотенце, зубная щетка, мыло, расческа. посуда - чашка, тарелка, ложка. картинки-действия - ребенок кушает, ребенок спит, ребенок гуляет, ребенок сидит. картинки к словам - спасибо, здравствуй, до свидания (пока). | Стимулировать голосовые реакции ребенка, вызывать у ребенка ответные голосовые реакции, поддерживая произносимые им звуки. | ||||
Развивать слуховые ориентировочные реакции, побуждая ребенка к поисковым, исследовательским действиям. Игры с колокольчиком, с погремушкой, барабанчиком. | Развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и т.д. | Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. «Ладушки», «Дай ручку», «На», «Дай», «Возьми»,«До свидания». | Стимулировать, вызывать первые слоги (а, к, агы, у-у, агу,ба, ма, па, гу, гы, бо, бу и другие). | |||||
Вызывать дифференцированные реакции на спокойную и плясовую мелодию. Детские песенки с движениями «С погремушками» | Отраженно произносить набор звуков и слогов русского языка. По подражанию. | Учить выполнять действия по подражанию взрослого. Игра «Прятки» (Где кукла? Где собачка?) -игрушки прятать под салфетку, чтобы ребенок видел. | Вызывать слоги лепета(ба-ба, па-па, ма-ма, да-да, дя-дя и другие). Стимулировать лепет и учить подражать простым слогам (ба, па, ба, дя) Учить ребенка произносить первые облегченные слова, и показывать жестами, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка - ав-ав, кушать - ам-ам, кукла спит - бай-бай» Активно пользоваться словами и жестами: мама (показывает всю ладошку с оттопыренными пальцами), папа (большой палец), дядя, баба, дай, на, иди, бах, Катя, нет. Можно еще использовать картинки и фото. | |||||
II полугодие. | ||||||||
Развивать слуховое сосредоточение на различные звуки, выполнять целенаправленное действие. Учить ребенка фиксировать взгляд на взрослом и предмете. | Продолжать проводить активную артикуляционную гимнастику: растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы, делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки . | Учить находить названный предмет среди 2 предметов, затем среди 4-5 предметов. Побуждать ребенка к повторению звукоподражаний. Побуждать ребенка выполнять по образцу взрослого какое-либо действие с этим предметом: «Поводи», «Покачай», «Покорми», «Покатай». Учить ребенка выполнять разные действия с одним и тем же предметом: Причеши куклу, мишку, маму, себя. Учить ребенка находить сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком или жестом названный предмет и отдельные детали, подавать взрослому названную картинку. | Семья - те же + фотографии праздников в детском саду, фотографии близких родственников. Одежда - те же + носки, юбка, туфли. Игрушки - те же + кастрюля, сковорода, набор продуктов питания. Продукты питания (любимая еда ребенка). Гигиенические принадлежности - те же+ зубная паста, мочалка, зеркало. Фотографии -действия - я сплю, я играю, я кушаю, я катаюсь на лошадке, я катаюсь на горке, я рисую, я леплю, я иду, я сижу. Картинки с этими действиями (для знакомства с местоимениями девочка - она играет, мальчик - он кушает | Формировать простое слово. Учить ребенка заменять звукоподражательные слова общеупотребляемымисловами; повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие людей, знакомые предметы, игрушки, повторные действия (вот, кот, дом, так, мяч, мама, дядя, Ляля, тетя, вода, коза, киса, машина, чашка, стол, положи, дай и другие). Ребенок может еще общаться жестами и картинками. Формировать у ребенка односложную (сижу, ем, иди) и двухсложную фразу (вот зая, вот киса, спи Катя, я ем, киса ест). | ||||
Учить ребенка находить невидимый источник звука. Выполнять целенаправленное действие в его сторону. | Продолжать развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки и т.д. | |||||||
Учить ребенка реагировать на голос педагога, откликаться (реагировать) на свое имя. | Отраженно произносить набор звуков и слогов русского языка, по подражанию. |
- Подбор картинок или фото, игрушки по темам осенью:
- Семья - мама, папа, сам ребенок. Каждая картинка подписана печатными буквами.
- Одежда - трусы, майка, колготки, платье, кофта.
- Игрушки - кукла, мишка, кубики, кроватка, тарелка, ложка.
- Гигиенические принадлежности - горшок, полотенце, зубная щетка, мыло, расческа.
- посуда - чашка, тарелка, ложка.
- картинки-действия - ребенок кушает, ребенок спит, ребенок гуляет, ребенок сидит.
- картинки к словам - спасибо, здравствуй, до свидания (пока).
II. Подбор картинок или фото, игрушек по темам зимой:
- Семья - мама, папа, сам ребенок + баба, дед, сестра
- Одежда - трусы, майка, колготки, платье, кофта+ шапка, куртка, штаны, шарф, варежки, сапоги.
- Игрушки - кукла, мишка, кубики, кроватка, тарелка, ложка+ машинка грузовик, мячик, коляска.
- Гигиенические принадлежности - горшок, полотенце, зубная щетка, мыло, расческа+ зубная паста, мочалка, зеркало.
- посуда - чашка, тарелка, ложка+ блюдце, кастрюля, чайник, сковорода.
- картинки-действия - ребенок кушает, ребенок спит, ребенок гуляет, ребенок сидит + ребенок просыпается, умывается, читает книгу, рисует, лепит.
- картинки к словам - спасибо, здравствуй, до свидания (пока).
III. Подбор картинок или фото, игрушек по темам весной:
- Семья - те же + фотографии праздников в детском саду, фотографии близких родственников.
- Одежда - те же + носки, юбка, туфли.
- Игрушки - те же + кастрюля, сковорода, набор продуктов питания.
- Продукты питания (любимая еда девочки).
-Гигиенические принадлежности - остаются те же.
- картинки-действия - я сплю, я играю, я кушаю, я катаюсь на лошадке, я катаюсь на горке, я рисую, я леплю, я иду, я сижу - фото; картинки с этими действиями (для знакомства с местоимениями девочка - она играет, мальчик - он кушает)
2. «Как работать со словарем»
Главная задача – помочь ребенку освоить понятия, как активно (для использования в собственной речи), так и пассивно (для понимания).
- Привлекайте разные сенсорные системы при знакомстве ребенка с новым словом. Показывая ребенку машину, купите ему игрушечные машинки, дайте ему с ними повозиться. Прокатитесь на настоящей машине, обсудите производимые мотором и сигналом звуки, попробуйте их имитировать.
- Предоставляйте ребенку возможность по многу раз слышать тренируемое слово (жест) и использовать его.
- Используйте ситуации из реальной жизни и каждодневный опыт. Удобно изучать части тела, когда вы моете ребенка, а названия предметов одежды – в процессе одевания или выбора одежды в магазине.
- Не выделяйте, скажем, полчаса в день на занятия с ребенком – занимайтесь каждый день в течение дня, ненавязчиво. Учите ребенка, а не проверяйте его знания! Предоставляйте ему как можно больше возможностей попрактиковаться, он сам покажет вам, что усвоил. Не устраивайте ему экзаменов!
- Повторяйте в игре то, что усвоено в реальной жизни. Выучив названия продуктов, поиграйте в магазин с игрушечными продуктами. Отрабатывайте понятия «вверх» и «вниз», играя с машинками и гаражом, и т.п.
- Повторяйте за ребенком то, что он говорит. Повторяйте слово правильно, даже если ребенок искажает слово, но не заставляйте его тут же воспроизвести слово правильно. Если вы не понимаете, чего хочет ребенок, переспрашивайте, уточняйте, предлагайте варианты того, что, по вашему мнению, пытается сказать малыш. Так вы стимулируете его к дальнейшим попыткам, показываете, что вы его слушаете, уделяете ему внимание, цените его, в том числе как собеседника и как личность.
- Следуйте за инициативой, проявленной ребенком. Если его заинтересовал какой-то предмет, назовите его нужным словом. Поговорите об этом предмете, перечислите его качества, найдите картинку с его изображением, игрушку в виде этого предмета…
- Помогайте ребенку. Если у него не получается жест, возьмите его руки в свои. Если не выходит указать на картинку, возьмите его руку в свою и укажите на нужную картинку вместе. Четко и неоднократно произносите нужные слова, чтобы ребенок мог повторить за вами.
Чтение книг.
Малыши начинают разглядывать книги задолго до того, как научатся читать и говорить.
- Рассматривая книжку вместе с ребенком, вы ненавязчиво учите его, как ее правильно держать, как перелистывать страницы; что читаем мы слева направо и сверху вниз, и т.п. Самое важное, что можно сделать для того, чтобы научить ребенка читать, - это читать книги вместе с ним.
- Читая малышу, вы обогащаете словарь ребенка, помогаете ему различать звуки на слух.
- Выбирайте книги о том, что интересно вашему ребенку, с яркими иллюстрациями.
- Адаптируйте – сокращайте и упрощайте – текст так, чтобы ребенок мог понять то, что вы читаете.
- Старайтесь, чтобы чтение вызывало только положительные эмоции, возьмите ребенка на руки, обнимайте его во время чтения. Читайте эмоционально, увлеченно.
- Старайтесь вовлекать ребенка в процесс чтения, просите его повторить или подсказать знакомые ему слова, показать героя на картинке, попросите его имитировать какие-то действия, описываемые в книге.
- Создавайте персональные книжки о вашем ребенке, используя его фотографии в различные моменты, за разными делами.
Можно выдумывать истории, используя фотографии, или заранее придумать сказку и наделать постановочных кадров с участием ребенка или его игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое пособие по обогащению словарного запаса для детей с ОНР
Логопедическое пособие по обагащению словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня по теме "Дикие животные леса"...
Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста
Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Обладая развитой речью, ребёнок легче воспринимает знания, меньше будет проблем при общении со с...
Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"
В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...
Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Игры по развитию речи, для активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста....
Развитие речи и обогащение словарного запаса детей с использованием активных форм обучения
Составление синквейна и использование техники «Друдлы» – один из способов частичного решения этих проблем....
Выступление на родительском собрании с опытом работы на тему: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей через речевые и лексические игры"
Фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста развивается через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....
Игры для развития речи и обогащения словарного запаса
Игры для развития речи и обогащения словарного запаса...