Картотека игр на темпо – ритмическое интонирование речи для старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Каримова Светлана Михайловна

Данная подборка игр-занятий для детей старшей группы, способствует развитию у детей  умения правильно и красиво выражать свои мысли;формированию умений передавать сюжет литературных произведений, характер и настроение героев посредством мимики, пластики, голосовых интонаций; воспитывает чувство гордости за богатство и красоту своей национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на темпо – ритмическое интонирование речи

«Хорошую речь приятно и слушать» в старшей группе:

Цель: - активизация познавательно-речевой деятельности детей на занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми;

-формирования умения передавать сюжет литературных произведений, характер и настроение героев посредством мимики, пластики, голосовых интонаций;

-воспитание стойкого интереса к народному творчеству, культуре наших предков.

Тема: «ИНТОНАЦИЯ: СОМНЕВАЕМСЯ,

 ВОСХИЩАЕМСЯ, УДИВЛЯЕМСЯ»

Программное содержание: продолжать работу над развитием эмоциональной сферы ребенка, над особенностями внешнего проявления эмоциональных состояний (мимика, жесты, выражение эмоций в интонации, тембре, ритме голоса); продолжать учить правило логически и интонационно реагировать на то, что говорит собеседник.

Воспитатель. На прошлых занятиях мы с вами беседовали о том, как приятно общаться с тем человеком, который говорит чисто правильно, легко находит нужные слова, прекрасно рассказывает, чья речь выразительна.

А так же это такое - выразительная речь? Выразительной можно назвать ту речь, которая выражает наше эмоциональное состояние. Если нам весело, то и голос у нас веселый, «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, эмоционально, привлекая внимание слушателей. Голос человека, то, как он звучит, может помочь нам узнать больше, чем его слова.

Давайте попробуем сказать одну и ту же скороговорку с разной интонацией:

Цыпленок с курицей

Пьют чай на улице.

С удивлением: слыханное ли дело -

Цыпленок с курицей

Пьют чай на улице.

С восхищением, вот здорово!

Цыпленок с курицей

Пьют чай на улице.

С безразличием: - подумаешь, невидаль какая:

Цыпленок с курицей

Пьют чай на улице.

Заметили, как меняется наш голос, как менялась интонация, с которой мы произносили одну и ту же скороговорку: то удивленно, то восхищенно, а то и вовсе безразлично.

- А так еще изменялось в нашем облике?

- Верно, вместе с интонацией изменялась мимика, менялись жесты. Значит, если мы, разговаривая или рассказывая что-то, будем грамотно пользоваться интонацией, помогать себе мимикой, наша речь станет выразительной, и нас интересно будет слушать.

- А сейчас давайте поиграем. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но отвечать так, чтобы я вам поверила. Для этого вы должны подобрать нужную интонацию, помочь себе мимикой и жестами.

1. Реплика - вопрос - сомнение:

Скворцы и синицы -

Веселые птицы?

Ответная реплика - утверждение:

Скворцы и синицы -

Веселые птицы.

2. Реплика - вопрос - сомнение:

У маленькой Сани

Сани едут сами?

Ответная реплика - утверждение:

У маленькой Сани

Сани едут сами.

3. Реплика - вопрос - сомнение:

Саше дали кашу

А Клаше простоквашу?

Ответная реплика - утверждение:

Саше дали кашу

А Клаше простоквашу.

- Молодцы, разрешили все мои сомнения. Ваши слова и интонация, т.е. то, как вы произносили эти слова, были согласованы, поэтому и ваша речь была убедительная.

А вот если слова и интонация не согласованы, то у человека, к которому обращаются, могут сразу возникнуть сомнения.

Послушайте и скажите, верите ли вы, что:

  • Это очень хорошая новость. (Выражение лица грустное, руки и плечи опущены.)
  • Я твой самый лучший друг. (Выражение лица злое.)
  • Какой замечательный подарок. (Радостное выражения лица.)

- Давайте подумаем, что было бы, если бы все люди говорили с одинаковой интонацией.

Верно, было бы неинтересно слушать друг друга, речь стала бы скучной и было бы просто не понятно, в каком настроении находится твой собеседник. А ведь мы можем быть веселыми, грустными, можем вежливо попросить, а иногда, случается, и грубим, сердимся.

Давайте сейчас произнесем одну и ту же потешку, но с разной интонацией.

- Восхищаясь, огорчаясь:

Зайчик, ты зайчик -

Коротеньки ножки,

Сафьяны сапожки.

- Восхищаясь, удивляясь:

Наша доченька в дому

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду.

- Радостно, прося:

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Кораблик гони

До Волги -реки

- Вежливо попроси:

Сорока — белобока,

Научи меня летать

Ни высоко, ни далеко,

Чтобы солнышко видать.

Киска, киска

Каска, брысь!

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Теперь я уверена, что вы интересные собеседники, ведь наша речь так выразительна. И слушать вас - одно удовольствие, ведь очень важно, что и как мы говорим.


Тема: «НЕПОВТОРМАЯ ОКРАСКА ГОЛОСА»

Программное содержание: познакомить детей с тем, что голос каждого человека имеет свою неповторимую окраску, что эта окраска называется тембром; обратить внимание, что в зависимости от того, что говорят друг другу люди, меняется интонация; продолжать развивать чувство красоты поэтического слова, умение вслушаться в окружающие звуки.

Воспитатель. Наше сегодняшнее занятие мы начнем с игры. Называется игра «Говорящая лошадка». Давайте выберем водящего.

Считалка:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он,

Выходи из круга вон.

Объясняю правила игры: водящий стоит к нам спиной, правую руку держит за спиной ладонью вверх. Один из нас дотрагивается до руки водящего и произносит следующие слова:

Я притронулся к ладошке,

Слов скажу тебе немножко:

Раз, два, три, четыре, пять - постарайся угадать

кто я?

Водящий по голосу должен угадать, кто произносил слова.

Воспитатель. Как же вы, не видя говорящего, догадались, кто произносил это слова?

Верно, каждого человека можно узнать по голосу, у каждого есть своя, особая, только ему присущая окраска голоса. Эта окраска называется тембром. Если бы все люди были совершенно одинаковые, то, может быть, и голоса у всех были одинаковые. Но так как люди все разные, то и голоса у них разные. У кого-то голос низкий, глухой, у кого-то высокий, звонкий. Нельзя спутать по голосу мужчину, женщину, ребенка.

Давайте вспомним русскую народную сказку «Три медведя».

(Дети вспоминают сюжет сказки до того момента, когда медведи пришли домой.)

Воспитатель. А вот теперь послушайте:

«Пришли медведи домой голодные и захотели пообедать. Большой, медведь - Михайло Иваныч взял свою чашку, заглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал из моей чашки?»

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко: «Кто хлебал из моей чашки?»

А Мишутка увидел свою пустую чашку и запищал тонким голосом: «Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?»

Можно ли спутать голоса медведя, медведица и медвежонка?

Конечно, нет. Михайло Иваныч заревел страшным голосом, Настасья Петровна зарычала, а Мишутку пропищал тонким голоском. И хотя они произнесли одни и те же слова, прозвучали они совершенно по- разному.

Давайте сейчас представим, что вы - Михайло Иванович и «заревите» страшным голосом.

А теперь вы - Настасья Петровна и зарычите не так громко.

И, наконец, запищите тонким голосом как Мишутка.

Молодцы, вот видите, у каждого из наших героев свой голос, и конечно же их невозможно спутать.

А сейчас давайте поиграем в игру «Улиточка»

Водящий («улиточка») становится в центр круга, ему завязывают глаза, каждый из участников, изменяя голос, просит:

«Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я?»

Тот, чей голос водящий угадал, сам становится «улиточкой».

Воспитатель:  А известно ли вам, что различные предметы имеют свой, только ему присущий голос?

Попробуйте изобразить голосом большой колокол. Как он звучит?

Одинаково ли они звучат?

Конечно, нет. У большого колокола низкий, глухой звук, а у маленького колокольчика звук, высокий, звонкий.

Тема: «ЗА ТВОИМ ЯЗЫКОМ НЕ ПОСПЕЕШЬ

БОСИКОМ» (ТЕМП РЕЧИ)

Программное содержание

  • Познакомить детей с понятием темп речи: говорить медленно,

быстро, растягивая слова, в обычном темпе .

  • Закрепить представления о различном темпе проговаривания

скороговорок и чистоговорок.

  • Упражнять в рассказывании пословиц, поговорок, потешек от лица любимых героев мультфильмов, подражая их темпу речи манере говорить.
  • Воспитывать интерес к устной речи, малым формам фольклора.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня мы побеседуем еще об одной особенности устной речи. Можно говорить медленно, быстро, не очень быстро, не очень медленно. Эта особенность устной речи называется темпом. От чего же зависит темп речи? Это мы и постараемся выяснить.

Послушайте стихотворение и определите, в каком темпе оно прочитано.

Мой веселый        Желтый,

Звонкий мяч        Красный,

Ты куда        Голубой,

Помчался        Не угнаться

Вскачь?        За тобой.

  • Конечно неправильно, ее надо читать быстро, в потешке говорится о пляске, а пляска эта веселая, заводная - все пустились в пляс!
  • Послушайте еще одну потешку и определите правильный ли я выбрала темп:

Ходит конь по бережку

Вороной по зеленому,

Он головушкой помахивает

Золотой уздой побрякивает,

Все колечушки-то бряк, бряк, бряк!

Золотые они — звяк, звяк, звяк!

(Читается быстро.)

- Молодцы, темп я выбрала неправильный, в потешке говорится, что конь ходит по бережку, головушкой потряхивает, ходит степенно, поэтому мы должны говорить медленно, неторопливо.

Воспитатель. А теперь давайте с вами пофантазируем. Представьте каждый себя героем вашего любимого мультфильма. Представили? Вспомните, как говорит ваш герой: быстро, медленно, нормально.

А вот теперь подберите вашему герою потешку, поговорку, дразнилку, пестушку, которая ему подойдет.

Вот у меня, например, любимый герой - кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Говорит он медленно, степенно, растягивая слова, постоянно кого-то поучая и, я думаю, ему подошли бы пословицы, например такие:

Без теста пирога не испечешь.

Без ума голова - козел.

Больше думай, меньше говори.

Добрая слава за печкой сидит, а худая по дороге бежит.

(Произносить пословицы, подражая голосу и интонации кота Матроскина.)

- Ну, а теперь ваша очередь. Я думаю, вы уже подобрали своим любимым героям подходящие им пословицы, пестушки, поговорки, скороговорки, дразнилки.

Тема: «МНОГО КРИКУ - МАЛО ТОЛКУ»

(ТИХО - ГРОМКО)

Программное содержание

Дать детям представление о громкости речи, о ситуациях, когда необходимо говорить громко, тихо, обычным голосом.

Ход занятия

Дать детям представление о громкости речи, о ситуациях, когда необходимо говорить громко, тихо, обычным голосом.

Ход занятия

Воспитатель.

 

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку -

- Засыпай, баю - бай.

Ночь прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставеньку - «Здравствуй, солнышко - Колоколнышко»

 

  • Как вы думайте, ребята, почему я рассказала вам потешку вначале тихо, а потом громко?
  • Правильно, потому, что в начале в потешке говорится, что пришла ночь, привела темноту, все вокруг окутала дрема, ночью засыпают все: и животные, и птицы, и мы с вами. Наступает тишина.
  • А во второй части мы уже слышим звонкое пение петушка, природа оживает, все наполняется звуками и хочется громко приветствовать солнышко «Здравствуй, солнышко - колоколнышко!»
  • Вот видите, как с помощью громкости нашего голоса мы можем передать ту или иную ситуацию.
  • Послушайте какую песенку поет мама своему малышу:

Лю-лю, Дрема пришла,

По-подзыбочке брела,

К Саше в люлечку легла,

Сашу ручкой обняла.

Спи-ка, Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

  • Почему мама поет тихим, нежным голосом?
  • Конечно, чтобы убаюкать ребенка, нужны ласковые, нежные слова, которые нельзя произносить громко, ведь песенка так и называется «Колыбельная».
  • А чью кроватку называют колыбелью?
  • Верно, колыбелью, зыбочкой, люлечкой в старину называли подвешенную на крюк кроватку для очень маленьких детей. Мама, раскачивая колыбель, пела тихую песенку, и малыш засыпал.

(Воспитатель подходит к подвешенной люлечке).

  • А вот и наша люлечка, в которой лежит младенец, что-то ему не спится, что-то его беспокоит. Может кто-то из вас помнит, какую колыбельную песенку пела мама вам на ночь?

(Дети по очереди качают малыша, поют ему колыбельную).

Воспитатель. Заснул наш малыш. А так же мы будем с вами разговаривать?

- Верно, будем говорить тихо, нельзя беспокоить его громким голосом. Послушайте о чем разговаривают мама-машь и сыночек-мышонок:

Мышонку шепчет мышь:

«Ты что не спишь, шуршишь?»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

 Воспитатель. Как вы думайте, почему я говорила тихо?

  • Конечно, ночь на дворе, мама мышь спит, а мышонок никак не может заснуть. Ночью кругом тишина, никто не разговаривает громко, только шепот.

А сейчас послушайте еще одно стихотворение «Доброй ночи» (читается нарочито громко)

«Доброй ночи!» - молвит тишина.

Каждому она сейчас слышна;

Говорит бесшумными словами:

«Спите, я всю ночь останусь с вами».

  • Как вы думаете, удалось мне передать голосом ощущения тишины, ее «бесшумные слова»?
  • Верно, это стихотворение нужно читать тихо, так, чтобы мы действительно почувствовали тишину.

Воспитатель. Попробую исправиться и другое стихотворение прочту тихим голосом. Называется оно «Ворона».

«Кра!» - кричит ворона

— «Кража! Караул!

Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

Карандаш! Картонку! Пробку

И красивую коробку!»

«Стой, ворона, не кричи,

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана

- У тебя ведь нет кармана».

«Как?!» - подпрыгнула ворона,

И моргнула удивленно: «Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!

(В. Орлов)

  • А теперь я правильно выбрала громкость голоса?
  • Почему нет?
  • Конечно, в стихотворении говорится, что ворона кричит, а кричать тихим голосом невозможно! Это стихотворение нужно читать громко!

Воспитатель. Давайте вспомним, в каких ситуациях мы говорим тихо, а в каких громко.

  • Верно, если вы хотите кого-нибудь окликнуть, если заблудились в лесу - кричим громко, чтобы нас услышали. На празднике громким голосом читаем стихи, громко произносим заклички.

Давайте вспомним, какие заклички мы знаем.

Заклички дождю:

Секи, секи, дождь,

На нашу рожь,

На бабину пшеницу,

На просо, чечевицу,

На дедов ячмень -

Поливай целый день!

Дождик, лей, лей, лей.

Никого не жалей -

Ни берез, ни тополей!

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы травка зеленей!

Вырастут цветочки

И зеленые листочки

Заклички солнышку:

Пеки, пеки, солнышко.

Красное ведрышко!

Рано-рано играй,

Своих деток согревай!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Радуга-дуга,

Унеси дожди

Золотым мостом,

Серебряным концом!

Гром гремучий!

Тресни тучей,

Дай дождя

С небесной кручи!

- Молодцы, трудно не услышать такие громкие голоса. А когда мы говорим тихим голосом?

- Верно, тихим голосом разговариваем в помещении, тихо поем колыбельные песенки, тихо разговариваем, когда кто-то отдыхает.

Воспитатель. Вот видите, громкость голоса зависит от ситуации, от тех чувств, которые мы хотим передать.

- Громкость голоса должна быть уместной, если колыбельные песенки поем тихим голосом, то заклички выкрикивает громким, звонким голосом. А разговаривать между собой лучше спокойным голосом, не перекрикивая друг друга. Всегда надо помнить, что «Много крику - мало толку!».

Тема: «ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТВАЛИТСЯ»

Программное содержание: Учить детей уместно употреблять слова приветствия; учить вежливо отвечать на приветствия; познакомить детей с происхождением слов: «здравствуйте», «прощайте», «пожалуйста», «спасибо»; пополнить словарный запас детей; учить вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

Воспитатель. Наверное, всем нам хочется, чтобы наши близкие друзья, просто знакомые и даже незнакомые люди относились к нам хорошо, по-доброму.

Но не все знают, что только к вежливому воспитанному и доброму человеку окружающие относятся по доброму, с вниманием и любовью.

«Люблю того, кто не обидит никого», - говорится в народе.

Вы знаете много вежливых слов, но это не значит, что уже вежливы, надо знать кому, когда и что говорить. Вот этому и поучимся.

Утром, открыв глаза и увидев мамино лицо, вы спешите сказать ей «с добрым утром!», а придя в детский сад приветствуете всех громким «здравствуйте!». А знаете ли вы, что означает это простое, такое знакомое слово «здравствуйте». А значит оно «повелеваю тебе здравствовати», «здоровья тебе желаю». Это самое древнее, дошедшее до нас пожелание и приветствие наших предков.

Издавна самым распространенным русским приветствием было пожелание здоровья. В сказках, былинах мы часто встречаем такое приветствие «гой еси, добрый молодец», то есть - будь здоров, хорошо живи.

Позже появились приветствия: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», которыми мы и сейчас с удовольствием пользуемся. А какой смысл вы вкладывайте в эти слова? Что хотите пожелать?

Послушайте, как необычно приветствовал незнакомых людей мальчик Вова:

Шла вчера я по Садовой.

Так было удивлена -

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

- С добрым утром!

Я спросила: «Это мне?»

Улыбнулся он в окне.

Закричал еще кому-то

- С добрым утром!

 С  добрым утром!

- Малышам и взрослым людям

- Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вова - есть такой.

(А. Барто)

Что удивило вас, да и прохожих тоже, в приветствии мальчика, ведь он говорил всем известные слова?

Вы правы. У Вовы было хорошее настроение, которым ему хотелось поделиться со всеми. Захотелось бы вам ответить на его приветствие? Конечно! Ведь «Доброму слову - добрый ответ»

А какие еще слова приветствия вы знаете? Кому вы можете сказать: «Привет», «Салют», «Здорово»? Верно, так можно приветствовать своих сверстников. А такие слова как: «доброе утро», «добрый день», «здравствуйте» могут звучать при общении со взрослым людьми.

Вежливого человека отличает то, что он здоровается не только со знакомыми, но и с совершенно  незнакомыми ему людьми.

Придумайте ситуацию, когда вам нужно познакомиться с незнакомым человеком.

Недаром говорится, что «Хорошее слова - половина дела». В старину на Руси было принято приветствовать всех по-разному, это зависело от того, чем занимался человек, которого приветствуют.

По-разному здоровались с пастухом и кузнецом, с охотником, который идет на охоту, и охотником, который возвращается с охоты ты с добычей, с гостем и с тем, кто занят работой, с тем, кто обедает.

В каждом случае было свое приветствие, особое пожелание. Здороваясь с человеком, который закончил жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с одним засеянным» Как вы думаете, что желали таким приветствием? Правильно, желали богатого урожая.

«Хлеб да соль», или «чай до сахар», - говорили тем, кто ест или пьет, желая чтобы у них всегда на столе была еда.

Женщину, которая доила корову, приветствовали словами: «Море под коровой!» - желая надоить много молока, на что она отвечала: «Река молока», чем тоже желая богатого надоя.

Хозяйке, которая месила тесто, желали: «Спорынья в квашню» (спорынья - это удача, другими словами, желали ей, чтобы хлеб, который она будет выпекать, удался, был бы вкусным, пышным). На что она отвечала: «Сто рублей в мошну», желая тем самым богатство человеку, который её приветствовал.

Вот видите, как интересно приветствовали раньше люди друг друга на Руси, не жалели друг для друга доброго слова. Знали наши бабушки и дедушки, что:

Каков привет, таков и ответ. Ласковым словом и камень растопишь. Важен не обед, а привет. На добрый привет, добрый ответ.

Послушайте, какие еще приветствия использовали наши далекие предки:

«Беленько тебе!», - прачке;

«Свеженько тебе!», - девке, которая воду черпала;

«Здорово ль парился?», - идущему из бани;

«Никола в путь! Христос по дорожке», - отплывающим на судах;

«Улов на рыбу!», - рыбаку.

 «Увар на ушицу», - отвечал рыбак;

«Сколько лет, столько зим!», - привет после долгой разлуки.

Я думаю, что и мы с вами тоже никогда не будем забывать о добрых словах и всегда будем вежливы, тогда и люди будут относиться к нам по-доброму, и у каждого из нас будет отличное настроение.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецову, врачу, ткачу

 - «С добрым утром!», - я кричу.

«Добрый день!», - я кричу.

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

(О. Дрец)

Тема: «ШУТКИ ШУТИТЬ-ЛЮДЕЙ СМЕШИТЬ»

Программное содержание: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Грамотно использовать мимику и жестикуляцию, навыки импровизации и пантомимы.

Продолжать учить детей сочетать движения и речь. Развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи, продолжать воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.

Воспитатель. Непростой и нелегкой была в стану жизнь русского человека. Много ему приходилось трудиться и в поле, и в доме. Но как бы он не уставал, всегда находил время для отдыха. А какой же отдых без шутки, без смеха? Самым большим весельчаком на Руси был Петрушка - кукла, которая могла рассмешить даже самого угрюмого человека. Где бы ни появлялся Петрушка - всегда он приносил с собой смешные истории, шутки и море веселья.

(Из-за ширмы появляется Петрушка.)

Петрушка:

Это верно вы заметили,

Приношу с собой веселья я.

Рассмешу ребят до слез

Знаю я смешилок воз.

Ношу яркий колпачок,

И остер мой язычок.

А зовут меня Петрушка

Я не травка, я - игрушка.

Приготовьтесь хохотать,

Начинаю сочинять.

Воспитатель: 

Здравствуй, Петрушка, как мы рады тебя видеть! Чем же ты нас повеселишь?

Петрушка: 

Для начала небылицами, Что сидят в светлицах,

Щелкают орешки, Творят посмешки.

Воспитатель:

Что же за небылицы такие?

 Петрушка: 

А вот послушайте:

В море - кот,

На диване - пароход,

Под водой - картошка,

В поле - рыбешка.

Воспитатель: Да разве так бывает?

Петрушка:

Вот я и говорю -

Небывальщина да неслыхалыцина,

На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Небылица в лицах, деток вывела,

Небывальщина да неслыхалыцина.

Малы деточки поросяточки

По сучкам сидят, по верхам глядят,

По верхам глядят, улететь хотят.

Небылица в лицах, небывальщина,

Небывальщина да небывальщина

Воспитатель: Ну, Петрушка, позабавил ты нас. Петрушка: Это что! А вот послушайте:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из - под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике,

Лошадь еле сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Воспитатель:

Ну, Петрушка, ты все перевернул с ног на голову. Разве может деревня ехать мимо мужика, а палка выскочить с бабкою в руке?

Петрушка: Вот и я говорю - перевертыши. Хохочите от души, дорогие малыши.

Рано утром, вечером,

Поздно на рассвете

Баба ехала верхом В нанковой карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами,

Кто-то на небо взглянул,

Там землетрясенье

Отчего-то кот чихнул,

Завтра воскресенье.

Воспитатель: 

Проглотишь корову?

Да ты, миленький, обжора!

Петрушка:

Я не обжора, это мой братишка обжора:

«Мой братишка заболел

Аппетиту нету -

Три кастрюли супу съел,

Сто одну котлету.

Воспитатель:

Да кто же твой братишка?

Петрушка:

А хотите еще сказку?

Жил-был царь,

У царя был двор.

На дворе был кол.

На колу мочало,

Не начать ли сказку с начала?

Воспитатель:

Обманул ребят? Опять рассказал докучную сказку?

Петрушка:

Обманули простака

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушка.

Воспитатель: 

Ну, молодец, Петрушка, ну весельчак, посмотри как ребята смеются, умеешь ты весело рассказывать смешные истории.

Но одно дело смеяться над смешным рассказом, а другое дело, когда кто-то смеется над над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой или вовсе смеется без причины.

Петрушка:

Согласен!

«Смех без причины - признак дурачины».

А смеяться над теми, кому плохо, это вообще никуда не годится. Я с такими не буду водиться.

А вот с вами, ребята, хочу поиграть в мою любимую игру «Если весело живется»

(Дети встают в круг, Петрушка начинает.) Если весело живется, делай так, Если весело живется, делай та. Если весело живется, мы друг другу улыбнемся, Если весело живется, делай так.

(Петрушка показывает различные движения, дети повторяют ним.)

Тема «НАШИ ИМЕНА»

Программное содержание.

Дать детям задания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает его от других людей.

Познакомить детей с происхождением имен на Руси, со значением имени для человека.

Воспитатель. 

Сегодня на занятии мы поговорим о наших именах. Представьте на миг, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, а имен ни у кого нет. Мы даже не сможем ни к кому обратиться, не сможем общаться друг с другом.

Видите, как необходимо человеку имя.

С самых древних времен люди придумывали личные имена, назывались они - рекла, и были ничем иным, как произваниям. Наши далекие предки были очень суеверными людьми, верили во всякие приметы, боялись злых духов и поэтому давали своим детям «плохие имена», которые должны были отпугнуть злых духов, отвести болезни, смерть. Им казалось, что если назвать ребенка красивым именем, значит навлечь на него беду, привлечь внимание злых духов. Назовут мальчонку «Красавчиком», а девчурку «Ладой», а бес уже тут как тут: разве ему не захочется завладеть прелестным ребенком? Услыхав же про маленького «Хворощу» «Опухлого» или «Гнилобуза», захочет ли злой дух забрать такого ребенка? Конечно же, нет. И под прикрытием обманного имени-оберега дитя будет спокойно расти.

Послушайте, какие имена давали родители своим детям, чтобы уберечь их от злых духов: Немил, Некрас, Нелюба, Злоба, Старой, Крик, Молчун, Неулыба, Несмеяна.

Некоторые имена давались по времени года, в котором родился ребенок: Вешняк (весна), Зима, Мороз (зимой).

Очень любили в старину называть детей по цвету волос и кожи: Черный, Черняй, Чернавка, Бел, Беляй, Белок.

После принятия христианства на Руси, когда стали крестить детей в церкви, им стали давать совсем другие имена святых:

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь, там,

В страницы святцев тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким,

Но если в день Иеронима,

То - хошь, не хошь Иероним!

И отмечали не день рождения, а день Ангела - именины. Прославляли святого, в честь которого было дано имя, считалось, что теперь этот святой будет всю жизнь хранить и оберегать человека от всяких бед и болезней. Но еще долго настоящее имя ребенка оставалось известным только его родителям и нескольким самым близким людям. Имя для человека имеет огромное значение.

В народе говорили:

С именем Иван, без имени - болван;

Без имени ребенок - чертенок.

Еще за долго до рождения малыша подбирали ему имя. Ведь оно будет с ним всю его жизнь и многое о нем расскажет.

Сын не родился, а ему уже имя дали.

Воспитатель.

Хотите узнать, что означает ваши имена?

Александр - защитник людей, оберегающий муж.

Алексей - божий человек, оберегающий, помощник.

Андрей - мужественный.

Анатолий - восточный.

Аркадий - пастух.

Арсений - мужчина, мужественный.

Артем - здоровый, рабочий.

Борис (Борислав) - славный в борьбе.

Вадим - вожак, учитель народа, зовущий, любимый.

Валентин - сильный, крепкий, хваткий.

Василий - царский.

Виктор - победитель.

Виталий - жизненный.

Владимир - владеющий миром.

Вячеслав - наиславнейший.

Георгий (Егор, Юрий) - земледелец.

Герман - единокровный, родной.

Глеб - отданный под защиту Бога.

Григорий - бдительный, бодрствующий.

Данил - Божий судья.

Дмитрий - земледелец.

Дионисий (Денис) - веселый, виноделец.

Евгений - благородный.

Игорь - воинственный, охраняемый Богом громовержцем.

Илья - крепость Господня, сила Божья.

Иван - милость Божья.

Кирилл - повелитель, солнце.

Леонид - подобный льву.

Максим - величайший.

Михаил - кто как Бог.

Никита — победитель.

Николай - победитель народов.

Олег - священный.

Павел - малый.

Перт - камень, скала.

Роман - римлянин крепкий, важный.

Сергей - высокочтимый, уважаемый.

Семен - услышанный, уважаемый.

Степан - венец.

Тимофей - почитающий Бога.

Федор - Божий дар.

Ярослав - славный своей жизненной силой.

Александра - защитница людей, оберегающая.

Алла - правительница. Анна - благодать.

Антонина - приобретающая взамен.

Валентина - сильная.

Валерия - крепкая.

Варвара - иноземка.

Вероника - приносящая победу.

Галина - тихая, спокойная.

Дарья - сильная, побеждающая.

Евгения - благородная.

Екатерина - чистая всегда, непорочная.

Елена - факел.

Елизавета - почитающая Бога.

Зинаида - божественная дочь.

Злата - золото. Зоя - жизнь.

Ирина - мир.

Ксения - гостья, странница.

Лариса - чайка.

Лидия - родом из Лидии.

Людмила - милая людям.

Любовь (славянское) - любовь, порыв, сила.

Маргарита - жемчужина.

Марианна - море.

Марина - морская.

Мария - высокая, превознесенная, госпожа.

Надежда (славянское) - терпение, ожидающая хорошего.

Наталия - родная, природная.

Ольга - священная.

Раиса - легкая.

Светлана - светлая.

Тамара - царица, высокая, стройная.

Татьяна - поставленная, назначенная, устроительница.

Эмилия - ласковая, приятная.

Христина - Христова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр по сказкам на развитие речи для старшего дошкольного возраста

Картотека игр по сказкам на развитие речи для старшего дошкольного возраста...

Картотека по формированию темпо-ритмической стороны речи

Картотека по формированию темпо-ритмической стороны речи...

Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме «Дом, в котором я живу».

Предлагаемый комплекс речевых игр и упражнений даст возможность родителям в домашних условиях способствовать расширению словарного запаса и грамматического строя речи детей с ТНР старшего дошкольного ...

Картотека игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Цель: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи....

Картотека дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста...