«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи»
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Валабугина Елена Владимировна

Вашему вниманию представлен опыт работы учителя-логопеда Е.В. Валабугиной по проблеме  «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи».

«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи» - это один из методов работы с детьми помогающий логопеду работать в русле «обходного пути развития», который ориентирован на  раскрытие сохранных способностей и возможностей ребенка с нарушениями речи.

Данный опыт раскрывает работу учителя-логопеда с использованием метода моделирования в режиме коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения фонематических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи»

Е.В. Валабугина,

МБДОУ № 49, учитель-логопед

г. Североморск, Россия

Формирование фонетически правильной устной речи – одно из наиболее сложных направлений работы, требующих поиска новых методических путей.

E:\DCIM\100CANON\IMG_1303.JPG

   Проблема «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи» - это один из методов работы с детьми помогающий логопеду работать в русле «обходного пути развития», который ориентирован на  раскрытие сохранных способностей и возможностей ребенка с нарушениями речи.

 Целью моей работы является повышение качества работы по решению задач формирования фонематических процессов.

Были сформулированы задачи:

  1. Формировать умение выделять смыслоразличительные признаки фонемы, слова, предложения с опорой на метод моделирования.
  2. Способствовать взаимосвязи и взаимодействию всех анализаторных систем организма, направленных на переключение со зрительного на слуховое и тактильное внимание на основе метода моделирования.
  3. Организовывать преемственную деятельность по активному вовлечению педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

  Поставленные дидактические задачи решала в несколько этапов:

  1. 1. Усвоение и анализ сенсорного материала.
  2. 2. Перевод его на знаково-символический язык.
  3. 3. Работа с моделью.

Использование метода моделирования помогало ребенку с проблемами речи овладевать контролирующей и регулирующей функцией речи, формировать пространственные представления, развивать межполушарные воздействия. E:\DCIM\100CANON\IMG_1311.JPG

 Таким образом, я делаю процесс коррекционной работы разнообразным и интересным.

Интерес представляют разработанные схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты), которые помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. На практике я видела, как меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.E:\DCIM\100CANON\IMG_1332.JPG

Метод моделирования представлен играми – моделями: 

  • символы обозначения гласных и согласных фонем «Звуковички»;
  • символы различия гласных и согласных фонем;
  • пособие “Где звук?”;
  • дидактическая игра  «Слоговые облака»;
  • дидактическая игра  с использованием символов артикуляции фонем – «Расскажи о звуке»;
  • дидактическая игра «Кто в домике живет», «Кто едет на поезде» с использованием модели – схемы слов;E:\DCIM\100CANON\IMG_1326.JPG
  • дидактическая игра  «Кораблик» с использованием моделей звуко-слогового анализа;
  • модель – схема последовательного ответа ребенка;
  • дидактическая игра по принципу «Ребуса» - «Отгадай слово»;
  • фонетические  упражнения «Назови действие звуком»;
  • перфокарты «Предмет. Слово. Схема»;
  • дидактическое пособие «Звуковой сад».
  • слоговые модели, ребусы, изографы.

Моя практика доказывает, что данный метод направлен на мотивацию детской интеллектуальной деятельности, связан  с потребностями ребенка и способен изменять  его деятельность и поведение в соответствие с дидактическими целями.  

    Взаимодействую со всеми специалистами детского сада, используя проведение семинаров «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи», «Использование речевых игр и зрительной символики в работе с детьми», «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием зрительных символов».E:\DCIM\100CANON\IMG_1321.JPG

Таким образом,  метод моделирования повышает качество работы учителя  - логопеда в  подготовке ребенка к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Слайд - презентация по теме «Использование метода моделирования при формировании естественнонаучных представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста».

Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов и  систем путём построения и изучения их моделей, наглядно-практический метод обучения....

Консультация для воспитателей "Методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня"

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения...