«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи»
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Вашему вниманию представлен опыт работы учителя-логопеда Е.В. Валабугиной по проблеме «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи».
«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи» - это один из методов работы с детьми помогающий логопеду работать в русле «обходного пути развития», который ориентирован на раскрытие сохранных способностей и возможностей ребенка с нарушениями речи.
Данный опыт раскрывает работу учителя-логопеда с использованием метода моделирования в режиме коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения фонематических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи | 337.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи»
Е.В. Валабугина,
МБДОУ № 49, учитель-логопед
г. Североморск, Россия
Формирование фонетически правильной устной речи – одно из наиболее сложных направлений работы, требующих поиска новых методических путей.
Проблема «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи» - это один из методов работы с детьми помогающий логопеду работать в русле «обходного пути развития», который ориентирован на раскрытие сохранных способностей и возможностей ребенка с нарушениями речи.
Целью моей работы является повышение качества работы по решению задач формирования фонематических процессов.
Были сформулированы задачи:
- Формировать умение выделять смыслоразличительные признаки фонемы, слова, предложения с опорой на метод моделирования.
- Способствовать взаимосвязи и взаимодействию всех анализаторных систем организма, направленных на переключение со зрительного на слуховое и тактильное внимание на основе метода моделирования.
- Организовывать преемственную деятельность по активному вовлечению педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Поставленные дидактические задачи решала в несколько этапов:
- 1. Усвоение и анализ сенсорного материала.
- 2. Перевод его на знаково-символический язык.
- 3. Работа с моделью.
Использование метода моделирования помогало ребенку с проблемами речи овладевать контролирующей и регулирующей функцией речи, формировать пространственные представления, развивать межполушарные воздействия.
Таким образом, я делаю процесс коррекционной работы разнообразным и интересным.
Интерес представляют разработанные схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты), которые помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. На практике я видела, как меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Метод моделирования представлен играми – моделями:
- символы обозначения гласных и согласных фонем «Звуковички»;
- символы различия гласных и согласных фонем;
- пособие “Где звук?”;
- дидактическая игра «Слоговые облака»;
- дидактическая игра с использованием символов артикуляции фонем – «Расскажи о звуке»;
- дидактическая игра «Кто в домике живет», «Кто едет на поезде» с использованием модели – схемы слов;
- дидактическая игра «Кораблик» с использованием моделей звуко-слогового анализа;
- модель – схема последовательного ответа ребенка;
- дидактическая игра по принципу «Ребуса» - «Отгадай слово»;
- фонетические упражнения «Назови действие звуком»;
- перфокарты «Предмет. Слово. Схема»;
- дидактическое пособие «Звуковой сад».
- слоговые модели, ребусы, изографы.
Моя практика доказывает, что данный метод направлен на мотивацию детской интеллектуальной деятельности, связан с потребностями ребенка и способен изменять его деятельность и поведение в соответствие с дидактическими целями.
Взаимодействую со всеми специалистами детского сада, используя проведение семинаров «Использование метода моделирования в формировании фонетического строя речи», «Использование речевых игр и зрительной символики в работе с детьми», «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием зрительных символов».
Таким образом, метод моделирования повышает качество работы учителя - логопеда в подготовке ребенка к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Использование метода моделирования при формировании связной речи у дошкольников"
В презентации представлен Опыт моей работы по самообразованию...
Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 2, 2010 год "Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"
"Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"...
Слайд - презентация по теме «Использование метода моделирования при формировании естественнонаучных представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста».
Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов и систем путём построения и изучения их моделей, наглядно-практический метод обучения....
Консультация для воспитателей "Методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня"
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения...