Выступления на педсоветах, семинары
опыты и эксперименты по развитию речи
Выступления на педсоветах, семинары
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебный мир познания | 2.27 МБ |
Семинар-практикум "Игры на развитие приемов познания" | 50.5 КБ |
Игра, как средство воспитания и развития дошкольников | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры на развития внимания «Что изменилось?» «Похоже – не похоже» Зеркало
Игры на развитие памяти «Супермаркет» «Запоминай-ка» «Повторяй-ка»
Игры на развитие памяти «Делим – собираем» «Назови , одним словом»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Игры на развитие приемов познания»
Цель: познакомиться с приемами, направленными на развитие познания через развивающие игры.
Задачи:
- активизировать знания педагогов о значимости развития логического мышления;
- обучать игровым приемам развития познания у дошкольников;
- продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
- расширить знания педагогов, применять полученные знания и умения в индивидуальной работе с детьми.
Распределение педагогов на 2 команды.
Уважаемые коллеги! Вы любите играть? Сегодня я предлагаю вам поиграть. Сейчас каждый из вас возьмет по одному кругу. Посмотрит, какого он цвета, и займете место за столом в соответствии с цветом круга.
(Размещение участников семинара)
Тема нашего семинара: ««Игры на развитие приемов познания».
На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, принципиальным отличием, которого является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника, что непосредственно и включает ФГОС ДО.
Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.
Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Стремление к повышению качества привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения - игре (например: развивающие дидактические игры, конструкторы, игрушки — трансформеры, игры — занятия и др). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная познавательная деятельность? Насколько совместимы эти понятия?
Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны.
Одной из таких технологий являются игры на развитие приемов познания. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.
Вопрос: место рождения математики?
- Математика как наука родилась в Греции. В странах, современниках Эллады математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчеты, измерения), либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов (астрология, нумерология и т.п.). Греки подошли к делу с другой стороны: они выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировал эту же мысль Галилей два тысячелетия спустя: «книга природы написана на языке математики».
Вопрос: назовите два великих математика древности?
- Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры. В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящен в таинства, запретные для прочих чужеземцев
- Архимед – древнегреческий ученый, математик и механик из Сиракуз. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили свое время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчислений. Архимед – пионер математической физики, один из создателей механики как науки. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники. Архимеду принадлежат различные технические изобретения.
1.Игра "Увеличение - уменьшение"
(Каждой команде предлагается волшебная палочка).
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить.
(Ответы взрослых).
А вот как отвечают дети:
- Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.
- Хотела бы увеличить выходные.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
2. Назвать пословицы и поговорки:
1 группа – цифра 1
- Одно дерево срубишь- десять посади.
- Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
- Один в море – не рыбак.
- Один пашет, а семеро руками машут.
- Одна голова на плечах.
- Одна нога тут, другая там.
- Одна мудрая голова ста голов стоит.
- Одна пчела лучше, чем рой мух.
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Один в поле не воин.
2 группа- цифра 2
- Двух правд не бывает.
- Как две капли воды.
- Между двух огней.
- Не может связать двух слов.
- Убить двух зайцев.
- Уплетает за обе щеки.
- Бабушка надвое сказала.
- Второе дыхание.
- Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
- За одного битого двух небитых дают.
- Из двух зол выбирают меньшее.
- Старый друг лучше новых двух.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Горе на двоих - полгоря, радость на двоих – две радости.
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- От горшка два вершка.
- Палка о двух концах.
- Сидеть меж двух стульев.
- Скупой платит дважды.
3. Игра «Танграм» (Педагоги делятся на маленькие подгруппы, воспитатель раздаёт конвертики). Подгруппе дается схематичная фигура и они составляют эту фигуру по рисунку.
4.Игра "Да - нетка".
Для того, кто впервые услышал это слово, может показаться, что «Данетка» – очередное новшество, придуманное психологами или еще какими-нибудь специалистами. Но я уверена, что многие из вас играли в эту увлекательную словесную игру еще в школьные или студенческие времена. Так что «Да - нетка» – это не что-то новое, а порядком забытое старое. ―Да - нетками (или ―ситуациями) называют особый род загадок, развивающих логическое и нестандартное мышление или, как сейчас модно говорить, креативность. И если вы включите эту полезную забаву в арсенал игр, то непременно поможете ребенку отойти чуть в сторону от традиционного, навязанного взрослыми видения мира, активируете его мышление, творчество, фантазию. Да и взрослым весьма полезно разгадывать «Да - нетка». Получается своего рода тренинг по нестандартному мышлению, гимнастика для ума.
Одним словом, «Да - нетка» – это увлекательная игра, в которой нет ограничения по возрасту. И играть в нее можно где угодно и в любой компании.
Например, для детей младшего возраста задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку. - Этот овощ растет у нас на даче? - Его кладут в борщ? - Он красный?..
Аналогично можно задумывать все, что угодно: - Какое имя я загадала? - Какую часть одежды я задумала? - Какую сказку я загадала? Какого героя мультфильма я загадала? - Какой цвет (цветок, насекомое, рыбу, зверя, птицу) я задумал?
Интересная разновидность таких головоломок – числовые «Да - нетки». Взрослый загадывает какое-нибудь число, а малыш старается его отгадать. В остальном, все принципы «Да - нетки» сохраняются. Для того, что бы ребенок научился рационально задавать вопросы, сначала пусть загадывает число он, а воспитатель отгадывает. Например, загадано число 8:
- Это число больше 10? - Нет. - Это число больше 9? - Нет. - Это число 8? - Да. - Задуманное число 8? Число отгадано.
5. Игра «Найди коснись»
В этой игре ведущий предлагает детям расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят детей задуматься.
Итак, найдите и коснитесь:
– чего-либо красного;
– холодного на ощупь;
– шершавого;
– круглого;
– железного;
– голубого;
– прозрачного;
– зеленого;
– из золота;
– чего-нибудь, что легче воздуха;
– части одежды, показавшейся Вам шикарной;
– руки, которую Вы находите интересной;
6. У кого больше...
.. .лап — у кошки или попугая?
. . .хвостов — у собаки или лягушки?
. . .ушей — у мышки или свинки?
. .. глаз — у змеи или крокодила?
7. Что выше?
Дом или забор?
Слон или крокодил?
Стол или стул?
Горка или песочница?
Грузовик или легковая машина?
8. Кого больше?
Чего в реке больше — рыбы или окуней?
Чего на клумбе больше — цветов или тюльпанов?
Кого в зоопарке больше — животных или медведей?
Чего в квартире больше — мебели или стульев?
Меня зовут Леной. У моего родного брата только одна сестра. Как ее зовут?
Итог семинара. Все, вышеуказанные игры помогают:
- развивать творческое воображение и коммуникативные навыки детей дошкольного возраста;
- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
- гармонично сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало;
- развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
- обогатить словарный запас.
Логические задачи на развитие самостоятельности мышления, сообразительности.
- Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
- Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
- Летели над морем два голубя. Устали, опустились на воду отдохнуть, а потом полетели дальше. Сколько времени понадобится голубям на отдых?
- Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
- Катится по столу колесо разноцветное, один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
- По морю плыл большой, красивый паровоз. Как звали капитана?
- Летели два крокодила, один - красный, другой - синий. Кто скорее долетит?
- На полке стояли книжки. Подбежала собака, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книг она прочитала?
- Что едят крокодилы на северном полюсе?
- От папы пришла телеграмма: «Встречайте. Еду автобусом в пять». В каком вагоне ехал папа?
-Переполненный автобус. Все пассажиры торопятся. Что вы будете делать если автобус сойдет с рельсов?
-Мама уронила поднос на котором стояло 2 чашки с цветочками, 2 в горошек, 2 с ягодками. Сколько стало чашек?
-Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько чашек он должен поставить?
-Кукла Света съела три порции мороженного, потом еще две. Врача надо вызывать?
-Собачка Жучка сказала, что видела сегодня на горке Сашу,
Петю и Ваню. Сколько детей видела собачка Жучка?
-Четыре яйца варятся 4 минуты. Сколько варится одно яйцо?
-От чего крокодил зеленый? (от носа до хвоста)
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
Тема: «Игра – как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А.)
Чем младше ребенок, тем сильнее у него желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит, он стремится исследовать мир вокруг себя. Если ребенок трогает предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Направленное исследование предметов приводит к развитию игровой деятельности (что будет если?...). Двигательное и сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка.
Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей. Нужно дать возможность подумать сделать всё самостоятельно, а также еще найти ошибки. Потом ребенок начинает справляться уже с более трудными заданиями, у него развиваются творческие способности. Для детей раннего возраста необходимо оживить игру сказкой или рассказом, дать «названия» узорам, моделям, рисункам, фигуркам. Важно развивать у детей желание играть вместе, способствовать развитию их речевого общения со сверстниками.
Под самостоятельной деятельностью – подразумеваются разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, сенсорные, со строительным материалом, и настольно-печатные). А также самостоятельный бег, лазанье просто ходьба, наблюдение за окружающими рассматривание книг, картинок; общение с взрослыми, с ровесниками; элементарные практические действия; попытки изобразительной деятельности.
Воспитатель может подключаться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Подвижные игры очень важны для физического развития детей т.к. способствуют гармонии развития, координации движений, соответствуют потребностям в движении.
Обыгрывание персонажей сказок, животных: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном нашем участии в ней.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; умению высказывать свои суждения, умение делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
В условие дидактической игры должны быть условия и правила и обязательное их соблюдение.
В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.
Моделирование и конструирование со строительным материалом - это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. Данный вид игр многообразен: иногда ребенок подражает строительной деятельности взрослых, тогда он берет на себя роль «рабочего-строителя», но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда пытается реализовать и неясные еще творческие замысел
Игры со строительным материалом способствуют развитию у ребенка многих коммуникативных качеств:
1. Инициативности, самостоятельности, наблюдательности.
2. Фантазии и воображения.
3. Совершенствуется речевая активность, растет объем знаний, формируется интерес к архитектуре.
4. Воспитываются дружеские отношения, ведь в совместной игре нужно уметь договариваться и идти на компромиссы.
Маленькие дети охотно играют со строительным материалом, но эти игры, не направленные взрослым, носят по преимуществу процессуальный характер, и в этом виде их влияние на развитие детей весьма ограничено.
Сюжетно-ролевые игры для детей - это особый, очень важный вид игровой деятельности. Ведь именно с трех лет эти игры становятся ведущим видом деятельности, происходит развитие личности ребенка и развитие всех психических процессов. Сюжетно- ролевые игры - это вид деятельности, в которой ребенок воображает ситуацию, придумывает сюжет и проигрывает роль, согласно своему сюжету.
Воспитатель направляет на формирование игры, как деятельности, в которой присутствуют умение отражать знакомые детям жизненные ситуации в игровом плане. Он показывает, как гладить детским утюжком, при этом имитирует, что утюг горячий, им можно обжечься. Учить пользоваться игровой плитой и готовить куклам кашку, называет блюдо и показывает последовательность процесса приготовления. В дальнейшем ребенок самостоятельно будет воспроизводить действия, игра будет усложняться, а с возрастом будут добавляться новые игровые предметы и действия. В таких играх ребенок применяет уже полученные практические навыки и осваивает новые.
Сенсорные игры направлены на получение наибольшего количества информации о предметах, которые нас окружают. С их помощью ребенок может узнать о цвете, форме, весе, величине, текстуре той или иной вещи. Развить самые лучшие личностные качества ребенка, обогатить его внутренний мир, а также познакомить с особенностями окружающего его пространства помогут сенсорные игры для детей. Преимуществом всех сенсорных игр для детей является то, что они полностью безопасны и направлены только на достижение положительных результатов после их проведения.
Пальчиковые игры это прекрасное средство начального эстетического воспитания. С его помощью процесс воспитания становится более разнообразным, интересным и радостным. Ведь дети с нашей помощью учатся веселиться, обретают бодрость, хороший настрой, это обязательно будет способствовать пробуждению чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Классификация видов игр разнообразна. Все они направлены на развитие познавательной, развивающей и эмоциональной ценности для детей, а значит и их родителей. При таком разнообразии различных видов игр существует много общего, между ними. Они основаны на познавательную действительность, самостоятельную деятельность ребенка. Самое главное они эмоционально насыщены и доставляют ребенку радость, чувство удовольствия, возможность выразить свои эмоции. Ребенок становится активным участником творчества, повышая свое мастерство в умении принимать решения, быть ответственными. Заодно и повышая свою самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Участие в семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»"
Выступление на семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»...
Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»
Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы. Представление своего опыта»...
Выступление на педсовете (отчёт о семинаре)
quot;Взаимодействие ДОУ и дополнительного образования"...
Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.
Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...
Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года
Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...
Выступление на педсовете.Педагогический опыт Семинар -практикум "Использование ИКТ-технологий в работе с родителями"
Педагогический опыт — это творческое активное освоение и реализация воспитателем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и ...