"Особенности взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к словесному искусству"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Салдаева Людмила Александровна

Статья для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к словесному искусству»

 

 Проблемы в речевом развитии детей — одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов и психологов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего возраста.

По мнению педагогов, проблемы развития речи детей раннего возраста прежде всего связаны с отсутствием или нехваткой времени у родителей на развивающее общение с детьми, родители, общаясь с ребёнком, часто не в состоянии вникнуть в содержание речи малыша, а тем более активизировать её.

Родителям необходимы знания по организации общения, взаимодействия детей друг с другом. Актуален для них вопрос: «Как научить малышей речевому этикету?»

Мы педагоги считаем, что развивать речь ребёнка нужно с самого рождения, беседуя с ним.

 Чтение и рассказывание сказок, различных произведений художественной литературы и фольклорного материала, в том числе и пение с детьми музыкальных произведений, народных и классических, как наиболее интересный для всех участников педагогического процесса способ организации речевых занятий с детьми.

 Развитие посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети раннего и младшего возраста испытывают особую потребность в общении, поэтому данный возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.

Органически соединяет в себе поэзию и игру такое произведение устного народного творчества, как потешка. Она изображает картины крестьянского быта и природы, то, что было близко и понятно адресатам, маленьким деревенским жителям, для которых они и сочинялись. Создававшийся веками поэтический репертуар малых фольклорных форм сохранился благодаря возникновению книжной культуры и стал её неотъемлемой частью.

Изображаемые события и персонажи в песенках и потешках в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате реальность оказывается включённой в фольклорно-образный мир. Поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное. Что необходимо педагогам в процессе подготовки к чтению малых жанров фольклора?

Прежде всего, иметь в библиотеке детского сада книгу с малыми жанрами фольклора, иллюстрированную художниками, мастерами книжной графики. Если малыши не адаптированы к чтению книги, то знакомство их с малыми жанрами фольклора педагог начинает с рассказывания и одновременного проведения игровых действий.

Самый известный вариант игровых потешек — «Ладушки». Начиная легко массировать центр ладошки ребёнка, педагог тем самым побуждает его распрямить кулачок. Взяв кисть малыша, прикладывает его ладошку к своей ладони и приговаривает: «Ладушки, ладушки, испекли оладушки!» Постепенно игра усложняется. Ладошка малыша на время отстраняется от ладони воспитателя, а затем опять прикладывается. Движения должны совпадать с ритмом стиха. Так, ладони воспитателя и ребёнка соединяются на слова «ладушки» и разъединяются: «испекли оладушки» и т.д. По мере освоения малышом данных игровых действий воспитатель берёт в руки уже обе ладошки и играет с ребёнком.

Детям часто нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его. Характерная особенность жанра потешек — особое подчёркивание художественной природы языка, словесная игра, стремление к выявлению забавного, яркого в звучании слов. Много рифмовок, созвучий, повторов, «выдуманных» слов: «тук-тук-ту-ру-рук», «тень-тень-потетень», «чики-чики-чикалочки», «трынцы-волынцы».

Поэтому другой вариант: начинать знакомство с произведениями художественной литературы через пение потешек, к которым уже существует мелодия («Как на тоненький ледок», «Заинька» и др.)

После того, как дети научатся соотносить текст потешки с игровым действием, педагог устраивает знакомство с книгой: приглашает к ней в гости.

При рассматривании иллюстраций воспитатель выделяет характерные для данного изображения и текста потешки детали, акцентирует на них внимание детей, вовлекает их в беседу, а потом в игровое действие. Например: предлагает позвать (гуль-гуль-гуль) и покормить птичек (постучать по ладошке указательным пальчиком); показать, где грачи смогут построить гнездо; спрашивает, что можно посоветовать маме малыша, если погода испортится (поиграть с малышом в ладушки и т. д.).

Создав таким образом ситуацию, в которой дети словно очутились среди героев хорошо известных им произведений, педагог предлагает каждому ребёнку взять в руки книгу (хорошо, если в книжном уголке есть так называемые книжки-малютки) и проговорить вместе с ним (или самостоятельно), кого они увидели.

Как осуществлять чтение? Воспитатель называет жанр художественного произведения, автора (если есть), название («Расскажу потешку «Дедушка Ежок»). Рассказав или прочитав потешку, показывает малышам иллюстрации к ней (например Ю. Васнецова). Помогает детям вспомнить и назвать всех персонажей с опорой на иллюстрацию в книге или на листе из альбома.

Чтение потешки должно быть многократным. При повторном чтении воспитатель обращается к детям. Например, «Помогите дедушке...». Малыши с помощью воспитателя повторяют слова потешки («Дедушка Ежок, не ходи на бережок») и т. д.

При следующем чтении воспитатель помещает репродукцию с иллюстрации      Ю. А. Васнецова в групповой комнате и приглашает детей рассмотреть её. По окончании рассматривания картинки воспитатель читает или поёт текст потешки. Во время повторного чтения для предупреждения переутомления детей должна обязательно произойти смена деятельности. Это может быть подвижная игра, основанная на самостоятельных, творческих и комплексных заданиях с опорой на художественное произведение, и т. п.

Как уже говорилось, очень хорошо начинать чтение малых жанров фольклора с потешек, которые по своей структуре имеют большой арсенал словесно-изобразительных средств. Чтение детям раннего возраста стимулирует процесс слушания. Например, в малых жанрах фольклора используются разнообразные средства поэтической фонетики: аллитерация, ассонанс, звукоподражание. При чтении нужно их обязательно подчеркнуть, выделить. Повторное чтение детям третьего года жизни предполагает разнообразие форм работы: малыши каждый раз как бы по-новому слышат уже знакомое произведение.

Одной из форм повторного чтения детям может стать инсценировка художественного произведения. Инсценировку произведений малых жанров фольклора можно считать одним из важнейших средств в организации чтения в группах раннего возраста.

Театральное искусство вообще представляет собой синтез литературы, музыки, изобразительного искусства, танца. Инсценирование художественного произведения и показ спектакля детям — это всегда что-то необычное, праздничное.

В инсценировках потешек воспитатели используют различные виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия:

—        для проговаривания детьми слов художественного произведения во время просмотра;

—        для общения малышей со взрослым, который от лица участника спектакля обращается к ним;

—        для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.

Прежде чем начать показ инсценировки малых жанров фольклора, воспитатель показывает детям главного героя будущего спектакля. Дети рассматривают игрушку (театральную куклу), по просьбе педагога и с его помощью придумывают имя. Педагог даёт краткую характеристику персонажа: добрый, весёлый, красивый и т.д. Затем предлагает детям вспомнить другие произведения с участием сказочного образа.

Такой приём очень часто необходим, потому что при инсценировке малых жанров фольклора, в которых нет диалога, а лишь простое развёртывание сюжетного действия, зачастую предельно сжатого, педагог вводит этот образ в качестве рассказчика, что позволяет, в свою очередь, объединить два произведения в один спектакль.

Ни с чем не сравнимую радость у детей вызывает предложение участвовать в инсценировке. Наряжаясь, они старательно выговаривают слова своей роли, повторяют несложные действия вслед за педагогом, участвуют в обсуждении образа, и, самое главное, постепенно учатся импровизировать: домысливать, досказывать, то есть фантазировать, сочинять.

После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в разных формах непосредственно образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с детьми. Цель таких бесед — определить, как была воспринята сказка или другое художественное произведение, какой герой больше всего запомнился и т.д.

Если дети никогда не были в театре, то перед началом спектакля педагог объясняет им, что по окончании показа нужно поблагодарить «актёров» (аплодировать) и показывает, как это делается.

Первым социальным институтом в развитии и воспитании ребенка является семья. Поэтому работу необходимо направить на привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс детей.

     Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме можно использовать такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

 Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие...

Консультация для воспитателей младших групп «Особенности взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к словесному искусству»

Проблемы в речевом развитии детей — одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов...

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с ...

Обобщение опыта работа по теме " Особенности взаимодействия педагога с родителями детей-мигрантов "

Новые тенденции изменений в образовании возникают в условиях глобализации, экономических, геополитических перемен и катаклизмов, когда снимаются культурные и психологические барьеры, подвергаются пере...

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

Консультация для педагогов Тема:«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в приобщения детей к словесному искусству»

Проблемы в речевом развитии детей — одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагого...