Опыт работы на тему:"Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и связной речи дошкольника"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Одним из средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._otgadyvanie_zagadok.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и
связной речи дошкольника
- Введение
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
- Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Воплощая в работе с детьми принцип развивающего обучения, важно найти пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.
Одним из средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Чуковский К.И. подчеркивал, что именно в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, хорошо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
- Виды загадок.
Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы я начинаю с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
С загадкой ребенок встречается еще в раннем детстве. Особенно привлекает детей своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены возьмёшь, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.
Крыластый, горластый- красные ласты.
Могут быть указаны последовательные действия предмета.
Скачет зверушка –не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку и комар и мушка.
Такое перечисление создает картину видимости предмета.
Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.
С ножками, но не хожу, со спинкой, но не лежу, садитесь вы – я не сижу.
Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.
Что за зверь: живет всех выше, не рычит, не кусается, ни на кого не бросается?
Загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
- Принципы отбора загадок для дошкольников.
При отборе загадок для работы с детьми я, прежде всего, определяю доступность их содержания. Важно учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам доступны описательные загадки. Поэтому для младшего возраста я подбираю загадки, основанные на жизненном опыте детей.
( Что за обедом всего нужнее?)
Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
(В огороде пусто, если нет …)
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.(Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки.)
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Для старших дошкольников я подбираю загадки с возможными несколькими правильными ответами. Такие загадки ценны тем, что в дискуссии развивается доказательная речь. (В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине.)
Загадка для старших детей может быть использована и как часть непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности в режимных моментах.
(Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.)
Такие загадки находят свое продолжение в изобразительной деятельности детей. Я считаю, что в работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают. Главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления. Образовательные области познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация интегрируются при отгадывании загадок.
V. Особенности работы с загадками
Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон. Для этого я организую наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И, конечно, помимо фактических знаний детям необходимо знание языка, умение владеть им.
Работая над решением загадок, я выявила основные ошибки детей при их отгадывании:
Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. Младших дошкольников часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и внимание пропадает.
Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
При отгадывании загадки я учу детей:
-выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
-сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
-на основе соотнесенных признаков и выявленных связей делать вывод, т.е. отгадать загадку.
Порядок выполнения мыслительных операций при работе с загадкой поможет соблюдать следующий алгоритм мыслительных действий:
1.установить, в общем виде, что нужно искать;
2.установить, где нужно искать;
3.выявить все оставшиеся признаки;
4.выдвинуть предположение-отгадку;
5.объединить установленные признаки;
6.сделать итоговый вывод.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок я учу не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна.
Необходимо повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Я предлагаю ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. ( "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?)
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, читаю загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой, острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать.
Ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле", я показываю несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Я часто предлагаю разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают отгадку.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями я учу ребят применять прием перегруппировки признаков. Например, в загадке "Жидко, а не вода, бело, а не снег" спрашиваю: какой это предмет, назовите его качества:( жидкий, белый), а теперь скажите, чем этот предмет не может быть (снегом, водой)
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.
Для развития у детей навыков описательной речи я спрашиваю: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?"
Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Я часто использую такой приём - загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой на прогулку. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.
Конфуций говорил:«Что я слышу – я забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю ». Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал в разных видах. Это плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью я решаю проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, поднимаю эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о каком -либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее. (Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать? Или: В белой шубке стоит дед, если дунешь – шапки нет!)
Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся.
Я считаю, что увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
К.Д. Ушинский в книге «Родное слово» отмечает: «Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она доставляет уму ребенка полезное упражнение».
- Выводы.
Я считаю, что загадки повышают интерес, привлекают внимание к предмету точной рифмой, веселым настроением, живостью, игровым характером, развивают мысль, напрягают воображение.
Мысленно ребенок представляет, размышляет и доказывает правильность догадки строками загадки, т.е. развивается его речь.
Работа над разгадыванием загадок – средство всестороннего развития как интеллекта, так и речи детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме :"Интеллектуальные игры, как средство развития логического мышления старшего дошкольника"
Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным...
Учебно - методическое пособие на развитие логического мышления и связной речи дошкольника
Картинки: «Что и почему» Задача ребенка — правильно определить причину явления или действия и подобрать нужную карточку.Картинки-причина-и-последствие Карточки служат для р...
опыт работы на тему "использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
материал для педагогов...
"Роль природы в развитии логического мышления и связной речи"
laquo;Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу» - советовал русский педагог К. Д. Ушинский....
гры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи для детей среднего возраста
Развитие логического мышления.Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.Побуждать рассматривать предметы устанавливать закономерность между ними....
Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи
Подборка игр и упражнений на развитие логического мышления, умение сравнивать и описывать предметы, находить в них существенные признаки, узнавать предметы по описанию, классифицировать их....
Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осущес...