Логоритмика как средство развития детей дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему
В выступлении раскрывается значение использования логоритмике в музыкальной деятельности, как способа развития речи дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логоритмика как средство развития речи воспитанников
выступление на семинаре-практикуме
Вологина Л.А.
музыкальный руководитель МБДОУ №14
I квалификационная категория
Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства.
Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и расширить его представления об окружающем мире.
А если к музыке добавлены движение и речь – то эффект воздействия будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика, и чем она полезна для детей дошкольного возраста?
Если выражаться простыми словами, то «логоритмика – это тройственный союз, соединение музыки, речи и движения».
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Это метод преодоления речевых нарушений, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмика является одним из важнейших средств коррекции сенсомоторных и речевых нарушений у детей.
В основе логоритмики лежит распространенная система ритмического воспитания швейцарского педагога и музыканта Эмиля Жак-Далькроза. При помощи ритма, музыки и движений Жак-Далькроз, используя специальные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
Тесные связи, лежащие в основе ритма, способствуют развитию двигательной сферы, эмоциональных реакций, речевой активности. Говоря о логоритмике, В.Гринер отмечает: «что в основе её лежит ритм, как организующий момент. Музыка не просто сопровождает движения, а является руководящим началом».
Наукой доказано, что сочетание движений, музыки и речи:
— нормализует состояние мышечного тонуса,
— помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,
— развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,
— способствует регулированию темпа и ритма речи,
— устраняет нечеткость звукопроизношения.
На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания (например, умение
произвольно реагировать на музыкальный сигнал); - снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
- интонационно-мелодическое развитие речи;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие и укрепление мимической мускулатуры;
- развитие силы, высоты, тембра голоса;
- совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
- развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
- развитие эмоционального мира ребенка и воображения (дети учатся создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики);
- развитие чувства ритма и координации движений;
формирование пространственных представлений и схемы тела (например усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ).
Логоритмические занятия могут включают в себя:
- Упражнения и игры, развивающие чувство ритма.
Цель: формирование чувства ритма на основе двигательного моделирования.
- Упражнения и игры, активизирующие внимание.
Цель: развитие слуховой, зрительной, моторной памяти, переключаемости внимания.
- Упражнения на развитие мелкой и общей моторики рук.
Цель: формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
- Игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Цель: снятие мышечного напряжения, воспитание способности произвольно управлять этим напряжением.
- Ритмические танцы, хороводы.
Цель: координация слова и движения, развитие общей моторики.
- Голосовые упражнения и игры с использованием музыкальных инструментов.
Цель: формирование умения петь ритмично, по фразам.
Практика1 _Видео «Слоги с Р»
Практика2_ картинка «Танец Червяков»
Практика3_Видео «У жирафа пятна»
Современные авторы программы раннего музыкального развития «Музыка с мамой» Сергей и Екатерина Железновы разработали серию методических материалов «Музыкальные обучалочки», включающие подборку аудиодисков с логоритмическими упражнениями. Данный материал можно использовать в работе с детьми-дошкольниками.
Таким образом, занятия логоритмикой, способствуют развитию у воспитанников правильного речевое дыхание, формированию понимания темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, развитию умения выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом,
проявлению творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития детей дошкольного возраста
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Аппликация в технике оригами-мозаика как средство развития детей дошкольного возраста
Оригамные мозаики — самый простой, красивый и увлекательный путь освоения искусства оригами. В основе мозаики всегда самые простые элементы, с изготовлением которых справится и начинающий. Для выполне...
Возможные примеры игр как средства развития детей дошкольного возраста.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в процессе которой развиваются сенсорные способности, активизируются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление....
Игра как средство развития детей дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....
Логоритмика как средство всестороннего детей дошкольного возраста
В статье приведены примеры логоритмических упражнений для организации детского досуга...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...