Методическая разработка конспекта НОД "Речевые игры"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
В методической разработке представлен опыт по закреплению материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации области речевое развитие
«Речевые игры»
(с использованием игровых технологий)
13 ноября2016
Автор разработчик: Миронова Наталия Юрьевна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №24 Приморского района Санкт- Петербурга
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада (5-6 лет)
Цель: : закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову , предложению.
Педагогический замысел:
- Развивать общение в ходе совместных игр с педагогом и сверстниками.
Формировать готовности к совместной деятельности со сверстниками во время игры. - Знакомить с народными традициями . Закрепить навык ориентации в пространстве в игре «Холодно-горячо».
- Закреплять навык владения речью как средством общения. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте :развивать умение выполнять звуковой анализ слов, развивать способность подбирать родственные слова, закрепить навык составлять слова с заданным количеством слогов, повторение букв, навык составлять предложения с заданными словами. Развивать связанную диалогическую и монологическую речь.
- Приобретать опыт в двигательной деятельности (ходьба, наклоны, движения рук имитирующие действия по ходу физкультминутки)
Предварительная работа.
Чтение книги Т.Александровой «Домовёнок Кузька», знакомство с куклой домовёнок Кузя, знакомство с понятиями родственные слова, таблицами для звукового анализа, слоговыми схемами, схемами предложений и буквами.
Материалы: Кукла домовёнка Кузи, картинки дом, домик, домовой, домашние тапочки, схема для звукового анализа слова, игровое поле для игры «Кузькин сундучок» ,игровой кубик, фишки для игроков в форме животных помощников Кузьки, карточки с буквами.
Примерный ход непрерывной образовательной деятельности
Ребята сегодня к нам в гости придет старый знакомый . Угадайте кто это?
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? -
Существо то ... (домовой).
Автор: Вера Аношина
Воспитатель спрашивает ребят: «Ребята, как вы думаете домовой это сказочное существо или реальносуществующее? Выясняется, что все - таки сказочное, а раньше люди действительно верили в домовых. Домовой – это хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи. Считалось, что домовой помогает по хозяйству, сохраняет имущество. При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считалось в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, просить перейти домового на новое место. Говорили: «Хозяин мой, пойдём со мной». Моя бабушка, когда что- то теряла, приговаривала: "домовой, домовой, поиграй, да отдай ". Воспитатель предлагает детям вспомнить, как звали домовёнка, про которого мы недавно читали книжку? Воспитатель предлагает найти, спрятавшегося домовенка, а для этого поиграть в игру « Холодно-горячо».
Игра «Холодно-горячо»
Сначала выберем с помощью считалки водящего .
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка, поводи!
Детям объясняются условия игры. Водящий будет искать Кузьку, а я буду ему подсказывать :
- Очень холодно! (Совсем замерз! Зима! Мороз-мороз!) — означает, что поиск ведётся не в том направлении и водящий находится очень далеко от домовенка;
- Холодно — до домовенка ещё далеко;
- Теплее! — водящий наконец-то повернул в нужную сторону;
- Жарко! — до предмета совсем близко;
- Можно подсказывать левее, правее, прямо, вверх.
Водящий находит домовенка.
Игра « Холодно-горячо» проводится второй раз , только мы сначала с помощью считалки выбираем водящего и он выходит в спальню, а дети сами прячут домовенка и потом помогают его найти .
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
За дровами мы идем
И пилу с собой несём (ходьба).
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (делают движения, повторяющие движения пильщиков)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. («колют дрова»)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (садятся на стульчики)
Лернер М.В.
Родственные слова
Воспитатель предлагает подобрать родственные слова к слову «дом», показывает картинки, задает наводящие вопросы. Звуковой анализ слова «домик». На доске схема слова. Последовательно выделяем звуки в слове , даем им характеристику (гласный, согласный, твердый , мягкий) и обозначаем их красными , зелеными и синими магнитиками. В слове домик 5 звуков, 3согласных и 2 гласных. Назовем звуки по порядку ДОМИК. Напишем слово буквами: ДОМИК.
Воспитатель предлагает сыграть в игру «Кузькин сундучок», для этого нужно разделиться на две команды и внимательно послушать правила игры.
Игра «Кузькин сундучок» Перед детьми выкладывается поле игры и ставятся фишки в виде персонажей сказки. Воспитатель предлагает ребятам помочь Кузьке спасти его волшебный сундучок для этого нужно правильно отвечать на вопросы и по клеточкам добраться до конца пути, передвигая сою фишку. Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки из разных команд по очереди бросают кубик и смотрят, что за цифра на нем выпала. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого либо вытаскиваем карточку с заданием из мешочка .Например, ребенок бросил кубик и на нем выпало 2 точки. Значит, ему надо будет придумать 2 слова (сколько точек – столько слов надо будет придумать). Какие это слова? Чтобы узнать, Достаем карточку с заданиями из мешочка. Что же на нем выпало? Видим– схема слова из 3 слогов. Значит, команде нужно придумать слова из трех слогов. Представитель команды называет два слова (сколько точек выпало ему в игре) из 3 слогов. Например: шоколад, шелуха, шарики. Если он придумывает правильно эти слова – то он передвигается на одну клеточку вперед. Если ошибается или не может придумать – то остается на месте. На игровом кубике нанесены точки,1, 2, 3, а так же, как сюрпризный момент, «+» ,«-», «0».Если выпадает «+» - переходим на шаг вперед, без вопроса, просто так. Если,«-» -переход на шаг назад, а если «0» , то кидаем кубик еще раз. Когда по три человека из команды сделали по своему ходу, воспитатель меняет задание. Придумай предложение с заданным словом. Правила те же, а для слов используем карточки с рисунками Если в игре были пропуски ходов , то воспитать снова меняет задание .Придумай слово на определенную букву. Кидаем кубик, выясняем сколько слов нужно придумать, тянем карточку с буквой –определяем на какую букву будут слова. В ходе игры для ее усложнения можно поменять правила, например, придумай предложение с заданным словом , для этого используются карточки с рисунками различных предметов или придумай предложение с определенным количеством слов. Для этой игры необходимы карточки с схемами предложений или просто цифры.
Мы научились быстро придумывать слова с определенным количеством слогов и на определенный звук, научились помогать и уступать друг другу, поэтому смогли спасти Кузькин сундучок.
В следующий раз мы продолжим знакомство со звуками и продолжим чтение сказки о новых приключениях домовенка Кузьки.
Предполагаемый результат:
- Развитие общения со сверстниками и педагогом. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками во время игры.
- Знакомство с народными традициями .Закрепление навыка ориентации в пространстве в игре «Холодно-горячо».
- Овладение речью как средством общения. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов, способность подбирать родственные слова, умение составлять слова с заданным количеством слогов, повторение звуков и букв.
- Приобретение опыта в двигательной деятельности в ходе физкультминутки.
Дальнейшая работа. Продолжить формирование звуковой аналитико-синтетической активности. Продолжить чтение сказок Т. Александровой о приключениях домовенка Кузьки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).
Пояснительная записка к методической разработке. Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической группе для детей с ЗПР. Деятельность...
Методическая разработка Дидактические игры из бросового материала по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (игра для старших дошкольников)
Развиватие и закреплнение представления старших дошкольников о геометрических фигурах, цифрах, математических знаках (+,-, =, <,>.). Называть фигуры, знаки и цифры....
Методическая разработка дидактической игры "Игры с цифрами"
Ознакомление с понятием счета. Воспитание внимательности, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики...
Методическая разработка: программа «Играем в кубанские народные игры»
Игровая деятельность - главная в дошкольном мире. Среди множества игр, народные игры занимают особое место. Они имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, перед...
Методическая разработка: "В игры играем - память развиваем".
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима.Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать прав...
Методическая разработка дидактической игры «Думаем, строим, играем», с использованием строительного материала конструкторов типа LEGO.
В данном материале говорится о знакомстве с возможностями леготехнологий в развитии коммуникативных навыков детей....