«Подбери словечко»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например: Длинная – веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска. Длинный – поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож. Широкая – улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка. Широкий – шарф, переулок, двор, коридор, подоконник. Красная – звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина. Красный – шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш. Круглый – мяч, шар, лепесток, помидор. Круглое – солнце, яйцо, яблоко, колесо. Старый – дом, пень, человек, ботинок. Свежая – булочка, новость, газета, скатерть. Старая» – мебель, сказка, книга, бабушка. Старое – кресло, сиденье, окно. | Игра «Животные и их детеныши» Цель: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание. Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). Например: У белки – бельчонок У верблюда, верблюдицы – верблюжонок У вороны – вороненок У индюка – индюшонок У кенгуру — кенгуренок, кенгурята У коровы – теленок У кролика – крольчонок У курицы – цыпленок У леопарда - котенок У лошади – жеребенок У льва, львицы – львенок У лягушки – лягушонок У овцы – ягненок У орла – орленок У осла – осленок У свиньи – поросенок У слонихи — слоненок, слонята. У тигра, тигрицы – тигренок У утки – утенок |
Игра «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Ход: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Например: приятель – друг – враг; грусть – радость – печаль; еда – очистки – пища; труд – завод – работа; танец – пляска – песня; бежать – мчаться – идти; думать – хотеть – размышлять; шагать – сидеть – ступать; слушать – глядеть – смотреть; трусливый – тихий – пугливый; старый – мудрый – умный; бестолковый – маленький – глупый; смешной – большой – огромный.
|
Игра «Магазин посуды» Цель: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание. Ход: Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция логопеда: Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна: посуда для супа – супница; посуда для салата – салатница; посуда для хлеба – хлебница; посуда для молока – молочник; посуда для масла – маслёнка; посуда для конфет – конфетница; посуда для сухарей – сухарница; посуда для соли – солонка; посуда для сахара – сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
|
Игра «Что бывает круглым?»
Ход: Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить. Педагог: 1. Что бывает круглым? 2. Что бывает длинным? 3. Что бывает высоким? 4. Что бывает зелёным? 5. Что бывает холодным? 6. Что бывает гладким? 7. Что бывает сладким? 8. Что бывает шерстяным? 9. Что бывает колючим? 10. Что бывает острым? 11. Что бывает лёгким? 12. Что бывает глубоким?
Игра «Один — много», «Много – один» Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы. Дом – дома Книга – книги Дерево – деревья Стол – столы Стул – стулья Окно – окна Сильный — сильные Телефон – телефоны Муравей – муравьи Пчела – пчёлы Бабочка – бабочки Паук – пауки Гусеница – гусеницы Матрешка – матрешки Карандаш – карандаши Гриб – грибы Дверь – двери | Пеналы — пенал Листья — лист Торты — торт Ёлки — ёлка Псы — пёс Оконца — оконце Деревца — деревцо Идут – идёт Плывут – плывет Цветут – цветет Красивые – красивый Красные – красный Пестрые – пестрый Румяные – румяный Глупые – глупый Мрачные – мрачный Прекрасные – прекрасный |
|
| Игра «Скажи ласково» Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе. Стол – столик, Шапка – шапочка, Книга – книжечка, Картина – картинка, Зеркало – зеркальце Кукла – куколка, Коса – косичка, Жук – жучок, Голова – головка, Ветер – ветерок, Лед – ледок, День – денек, Метель – метелица, Зима – зимушка, Вишня – вишенка Башня – башенка, Стекло – стёклышко, Перо – пёрышко, Кресло – креслице. | Ключ – ключик, Белка – белочка, Ложка – ложечка, Мыло – мыльце, Свекла – свеколка, Вода – водичка, Дуб – дубок, Снег – снежок, Холод – холодок, Мороз – морозец, Дерево – деревце, Солнце – солнышко, Санки – саночки, Ёлка – елочка, Звезда – звездочка, Ночь – ночка Платье – платьице, Часы – часики, Усы – усики. | Игра «Кто кем был?» |
Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Лошадь – жеребёнком Корова – телёнком Дуб – жёлудем Рыба – икринкой Яблоня – семечком Лягушка – головастиком Бабочка – гусеницей |
| Хлеб – мукой Шкаф – доской Велосипед – железом Рубашка – тканью Ботинки – кожей Дом – кирпичом Сильный – слабым |
|
|