Черёмуха
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Чтение стихотворений о весне.
Заучивание стихотворения С. Есенина «Черемуха»
Цель: Обучение детей эмоционально читать наизусть стихотворения о весне, развитие образности речи.
Задачи:
Образовательные:
- Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворения, развивать внимание и творческое воображение. Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании стихотворений о весне.
- Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;
- Довести до сознания детей замысел поэта о красоте весны и таянии снега;
- Формировать умение понимать художественный образ веток черемухи через сравнение с кудрями.
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;
- Способствовать развитию процесса запоминания с использованием пиктограммы;
- Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.
Воспитательные:
- Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;
- Воспитывать любовь к художественному слову.
Оборудование: цветные иллюстрации с изображением разных периодов весны, иллюстрации черёмухи и других цветущих деревьев, текст стихотворения, портрет С. Есенина.
Предварительная работа: Наблюдение природы весной, беседы о весне, сезонных изменениях в природе, связанных с приходом весны, цветении деревьев, рассматривание иллюстраций цветущих деревьев, кустарников, цветов; чтение стихотворений о весне.
Ход занятия
Вступительная часть.
Дети сидят на ковре полукругом.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (Весна.)
Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием мяча.
Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы знаете? Отвечайте и передавайте друг другу мяч.
Дети:
- солнце светит ярко и греет;
- тает снег, с крыш капает капель;
- появляются проталинки на земле;
- дни становятся длиннее, а ночи короче;
- бегут весенние ручейки;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах появляются листья;
- птицы прилетают с теплых стран, строят гнезда;
- от спячки просыпаются зимующие звери;
- на полянках зацветают цветы;
- появляются насекомые.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А какой у нас сейчас месяц?
Ответы детей: Апрель.
Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете?
Дети рассказывают стихотворения о весне.
Ласточка
Улетела Ласточка
За тридевять земель...
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна! (Борис Заходер)
Пришла весна
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна —
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов!» (Мария Пожарова)
Весна
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке! (Иван Муравейко)
Воспитатель: Да, замечательные стихотворения о весне! Весна – это время года, которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях.
Воспитатель: Что делают композиторы? Художники? Поэты? (пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи) Каким другим словом можно назвать стихи? (поэзия)
Воспитатель: Из года в год весна приходит на землю, вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха». Его автор С. А. Есенин, русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.
Воспитатель: Как вы думаете, почему Есенин писал стихи о природе? (хотел, чтобы люди узнали, какую он видел красоту, чем он любовался, чему радовался; с помощью стихов можно сказать красиво о природе; чтобы рассказать о том, как выглядит черёмуха, когда цветёт; чтобы мы узнали о его чувствах, желаниях)
Воспитатель: Сегодня мы будем заучивать и запоминать знакомое вам стихотворение «Черёмуха»
Чтение стихотворения «Черёмуха» (смысловая пауза)
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Воспитатель: Что почувствовали? Какие эмоции у вас вызвало это стихотворение? (Ответы детей)
Воспитатель: О чём рассказал поэт в стихотворении? (о черёмухе, о ручье)
Воспитатель: Что понравилось в стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, в какую погоду писал поэт стихотворение? (погода была жаркая, ярко светило солнце)
Воспитатель: Я открою вам секрет, поэт писал стихотворение о черёмухе, любуясь на неё утром, а потом днём.
Этюд «Черёмуха утром» (физминутка) .
Воспитатель: Представим себя черёмухой в утренние часы. Солнце светит не ярко, слегка освещая деревья и землю, дует лёгкий ветерок, деревья тихо покачиваются.
Воспитатель: Я буду читать первую часть стихотворения. А вы с помощью жестов будете показывать о чём я рассказываю.
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре.
Воспитатель: Как поэт рассказал о черёмухе в начале стихотворения? (2-3 ответа)
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Воспитатель: Черёмуха душистая, а как её по-другому можно назвать? (ароматная, пахучая, вкусная)
Воспитатель: Какую черёмуху вы представили, когда услышали эти строчки? (большая, белая, вся в цвету)
Воспитатель: Почему ветки золотистые? (много жёлтых тычинок на цветах)
Воспитатель: Черёмуха дерево медоносное. Почему поэт называет росу медвяной? (капельки сока черёмухи похожи на капельки мёда, с запахом мёда)
Воспитатель: Цветы черёмухи душистые, ароматные, а вот запах черёмухи отпугивает даже насекомых. Почему? (сильный, резкий)
Воспитатель: Вспомним, как о красоте листьев черёмухи говорит поэт? (2-3 ответа)
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
Воспитатель: А теперь вспомним, как в начале стихотворения выглядела черёмуха?
Чтение первого четверостишья. (1-2 ответа)
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
Воспитатель: А о чём ещё идёт речь в стихотворении? (о ручье)
Воспитатель: Где спрятался ручей? (в траве, между корней)
Воспитатель: Я прочту как поэт говорит об этом.
Воспитатель: А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей
Воспитатель: Ребята, а теперь покажем, как изменилась черёмуха днём.
Воспитатель: Я буду читать вторую часть стихотворения, а вы показывать.
Этюд «Черёмуха днём» (физминутка)
Воспитатель: Солнце светит ярко, ветки черёмухи раскрылись, тянутся к солнцу.
Воспитатель: Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
Воспитатель: Вспомните, какая стала черёмуха днём? (ответы детей)
Воспитатель: Как автор об этом говорит?
Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
Воспитатель: Давайте расскажем каким стал ручей?
Воспитатель: Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
Воспитатель: Где протекает ручей? Что такое проталинка? (место, где растаял снег, открылась земля)
Воспитатель: Почему у ручья волна гремучая? (ручей гремит, шумит, течёт, не стоит на месте)
Воспитатель: А как вы понимаете слово «обдаёт»? Каким другим словом можно заменить его?(обливает, окатывает, обрызгивает)
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт»? (осторожно, нежно, ласково)
Воспитатель: Расскажите, как поэт говорит о черёмухе днём?
Воспитатель: Кто запомнил всё стихотворение, расскажите его.
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление в СДК село Черёмуха, посвященному Международному женскому дню.
Есть много праздников в стране,Но женский день отдан Весне,Ведь только женщинам подвластноСоздать весенний праздник - лаской.Так будьте добрыми, простыми,Всегда с улыбкой на лице!Ну словом, будьте Вы ...
конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...
Статья "Наблюдение за ветками черёмухи"
В статье описывается цветение черёмухи глазами детей....
Конспект по художественному творчеству:"Черёмуха"
Обучение рисования в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязных задач:- необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизн...
Конспект занятия по изобразительной деятельности "Душистая черёмуха"
Вид деятельности: рисование гуашью с ипользованием кистей и ватных палочек.Возраст детей: средний....
"Сказка о том, как Черёмуха платье потеряла"
Сказка о том, как черёмуха однажды потеряла своё платье, а потом его нашла, и с тех пор каждый год, в мае, она всегда его надевает....