Значение русских народных подвижных хороводных игр в речевом развитии детей
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Значение русских народных хороводных игр в речевом развитии детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovodnye_igry.docx | 251.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 52 «Ромашка»
Консультация для
педагогов
на тему:
«Значение русских народных
подвижных хороводных игр
в речевом развитии детей»
Выполнила:
учитель-логопед
Шаробарова В.Н.
12.12.2018
Речевое развитие включает владение речью как средства общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Позитивное влияние на развитие речи детей оказывают хороводные игры, которые объединяют в себе и народный танец, и музыкальный фольклор, и элементы народного театра, и народное поэтическое творчество, тем самым обеспечивая наиболее полное усвоение ребенком различных форм коммуникации: вербального - через речь; невербального – через жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; паралингвистического — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.
Вообще, игра как средство социально - коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Ребенок дошкольного возраста - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Хороводные игры доступны ребенку, потому что они:
* просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия;
* музыкальны;
* имеют установку на забаву, развлечение.
Какое же значение имеют хороводные игры в речевом развитии детей?
Они способствуют развитию связной, диалогической речи.
В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст: речевая - проговаривание, пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная - ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой.
У детей с помощью хороводных игр лучше формируется пространственно-временное восприятие – ритм и движение в хороводе подчиняется своим законам.
Хороводные игры способствуют их улучшению – чтобы повторить движение или слова, нужно быть внимательным к другим участникам, запоминать последовательность движений, речевое сопровождение, правила игры. В хороводе все живут в едином пространстве и ритме. Задавая определенный ритм движения хоровода, дети учатся говорить в быстром и медленном темпе.
Используя повторение речевых конструкций, в том числе диалоговых, хороводные игры побуждают детей к речевой активности, повторение специально подобранных движений способствуют улучшению пространственного восприятия, двигательной сферы, развитию таких видов моторики - как общей, мелкой, мимической.
Условия для проведения хороводных игр:
* Педагог осуществляет отбор хороводных игр с учетом возраста и эмоционального состояния своих воспитанников.
* Хороводные игры используются педагогом как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня.
* Развивающий потенциал игры направлен на совместное «раскодирование» педагогом и ребенком эмоций и чувств, их выражение и импровизацию.
* Применение методики, способствующей развитию у детей умения творчески воспринимать и исполнять игровые образы и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение;
* Участие ребёнка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия.
В освоении хороводных игр используются следующие приёмы:
* целостный показ игры;
* частичное разучивание;
* совместный анализ игровых образов;
* сочинение игровых образов.
В теории и практике дошкольного воспитания утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре, даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей, развитию речи. Но одним из малоизученных направлений можно считать использование устного народного творчества в развитии речи детей.
В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Речь детей - дошкольников уже «засорена» словами-паразитами, дети не умеют общаться при помощи речи (правильно выстроенных предложений). Хороводные игры почти забыты, однако они актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век.
Хороводные игры – часть национальной культуры, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, и является действенным фактором социализации и развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Русские народные подвижные игры, как средство всестороннего развития детей"
Презентация для педагогов о значении русских народных подвижных игр во всестороннем развитии детей....
Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.
Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуал...
Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.
В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников....
Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа «Русская народная подвиж...
Консультация "Значение русских народных подвижных игр"
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей "Значение русских народных подвижных игр"
Консультация для родителей...
Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.
Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей».Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. Образо...