Значение русских народных подвижных хороводных игр в речевом развитии детей
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Значение русских народных хороводных игр в речевом развитии детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 251.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 52 «Ромашка»
Консультация для
педагогов
на тему:
«Значение русских народных
подвижных хороводных игр
в речевом развитии детей»
Выполнила:
учитель-логопед
Шаробарова В.Н.
12.12.2018
Речевое развитие включает владение речью как средства общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Позитивное влияние на развитие речи детей оказывают хороводные игры, которые объединяют в себе и народный танец, и музыкальный фольклор, и элементы народного театра, и народное поэтическое творчество, тем самым обеспечивая наиболее полное усвоение ребенком различных форм коммуникации: вербального - через речь; невербального – через жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; паралингвистического — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.
Вообще, игра как средство социально - коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Ребенок дошкольного возраста - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Хороводные игры доступны ребенку, потому что они:
* просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия;
* музыкальны;
* имеют установку на забаву, развлечение.
Какое же значение имеют хороводные игры в речевом развитии детей?
Они способствуют развитию связной, диалогической речи.
В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст: речевая - проговаривание, пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная - ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой.
У детей с помощью хороводных игр лучше формируется пространственно-временное восприятие – ритм и движение в хороводе подчиняется своим законам.
Хороводные игры способствуют их улучшению – чтобы повторить движение или слова, нужно быть внимательным к другим участникам, запоминать последовательность движений, речевое сопровождение, правила игры. В хороводе все живут в едином пространстве и ритме. Задавая определенный ритм движения хоровода, дети учатся говорить в быстром и медленном темпе.
Используя повторение речевых конструкций, в том числе диалоговых, хороводные игры побуждают детей к речевой активности, повторение специально подобранных движений способствуют улучшению пространственного восприятия, двигательной сферы, развитию таких видов моторики - как общей, мелкой, мимической.
Условия для проведения хороводных игр:
* Педагог осуществляет отбор хороводных игр с учетом возраста и эмоционального состояния своих воспитанников.
* Хороводные игры используются педагогом как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня.
* Развивающий потенциал игры направлен на совместное «раскодирование» педагогом и ребенком эмоций и чувств, их выражение и импровизацию.
* Применение методики, способствующей развитию у детей умения творчески воспринимать и исполнять игровые образы и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение;
* Участие ребёнка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия.
В освоении хороводных игр используются следующие приёмы:
* целостный показ игры;
* частичное разучивание;
* совместный анализ игровых образов;
* сочинение игровых образов.
В теории и практике дошкольного воспитания утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре, даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей, развитию речи. Но одним из малоизученных направлений можно считать использование устного народного творчества в развитии речи детей.
В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Речь детей - дошкольников уже «засорена» словами-паразитами, дети не умеют общаться при помощи речи (правильно выстроенных предложений). Хороводные игры почти забыты, однако они актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век.
Хороводные игры – часть национальной культуры, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, и является действенным фактором социализации и развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русские народные подвижные игры, как средство всестороннего развития детей"
Презентация для педагогов о значении русских народных подвижных игр во всестороннем развитии детей....

Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.
Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуал...

Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.
В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников....

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа «Русская народная подвиж...

Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.
Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей».Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. Образо...