НОД для воспитателей "Русский народный костюм"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Знакомить детей с историей русского народа (бытом, обычаями, гостеприимством) в доступной для детей форме; расширять представления детей об истории русского народного костюма; символическое значение вышивки, способы украшения; продолжать знакомить детей с устными народным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение
Центр развития ребенка
Д/С № 2 “Рябинка”
НООД
по приобщению дошкольников к традициям русского народа
Тема: «Русский народный костюм»
(для воспитателей)
Составила и провела воспитатель подготовительной логопедической группы Голышева Любовь Леонидовна
г.Москва г. Троицк, февраль 2014
Цель: Познакомить детей с историей русского народа (бытом, обычаями, гостеприимством) в доступной для детей форме; расширять представления детей об истории русского народного костюма; символическое значение вышивки, способы украшения; продолжать знакомить детей с устными народным творчеством. Активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор, порты, косоворотка, лапти, сударь, сударыня, кушак, тесьма, жемчуг, кокошник, Русь.
Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы. Расширять кругозор, развивать любознательность, прививать любовь к своей Родине, воспитывать интерес к народному быту.
Задачи образовательных областей:
“Коммуникация”: совершенствовать монологическую речь, учить внимательно, слушать рассказы сверстников.
Социализация: обогащать знание детей о народном костюме
Художественное творчество: развивать и совершать навыки рисования русского народного костюма. Умения рисовать орнамент.
Музыка: воспитывать интерес к русской народной музыке.
Методические приемы: рассказ педагога, метод музыкального сопровождения, метод художественного слова, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассматривание, беседа, метод вхождения в образ.
Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле (терем, лавочки, самовар, рушник, изделия одежды из льна, нар. муз. инструмент, плетень, каравай; куклы в н.р костюмах (Московской, Ярославской, Костромской губерний), р.н костюм для каждого ребенка и воспитателя, иллюстрации с изображением р.н одежды, рисунки с изображением элементов вышивки, репродукции картины И. Аргунова “Портрет русской женщины.
Предварительная работа: Беседа о России, рассматривание кукол в русских народных костюмах, рисование р.н. костюма ( рубаха); чтения рассказа К. Д. Ушинского “Как рубаха в поле выросла”; рассматривание одежды на иллюстрациях к русским народным сказкам. .
Ход НОД
Под р. н музыку входят дети в р.н костюмах, приветствуют гостей ( воспитателей)
Дети: Здравствуйте !
Воспитатель в р.н костюме : “Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные красивые” Девочка: “Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе!” Хозяйка: “Спасибо за приглашение! С удовольствием останусь у вас на беседе и хозяйкой буду. Только скажите, на какую беседу вы собрались”.
Девочка: “А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской одежде рассказать”. Хозяйка: “И вы присаживайтесь, пожалуйста”.
Хозяйка: “Посмотрите, ребята, к нам еще гости пожаловали! ( Входят мальчик и девочка в русских народных костюмах, проходят под русскую мелодию).
Девица: “ Здравствуйте, люди добрые!”
Молодец: “Низкий поклон Вам (Кланяются)”
Хозяйка: “ Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по- особенному”
Хозяйка: “Откуда же вы прибыли, гости дорогие!”
Девица: “Из прошлого, из Древней Руси”.
Хозяйка: “А что это за название Древняя Русь? ( Когда то давным-давно страна наша называлась «Русью» А как сейчас она называется ( Россия) А люди живущие в России - россияне. Чем для нас с вами является Россия? ( Наша Родина) А у вас есть маленькая Родина? ( дом, д/с , это место, где вы родились и живете )
Кто из вас хочет рассказать стих- ние о нашей родине, России.”
Стихотворение о России В. Гудимов
Нет края на свете красивей.
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия !
Что может быть сердцу милей.
А если бы вас вдруг спросили ,
А чем дорога нам страна!
Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная - одна!
“ Какие пословицы вы знаете о Родине? ( “ Нет земли краше, чем Родина наша”, “ Береги землю родимую, как мать любимую”)
Хозяйка: “Молодцы! Посмотрите на наших гостей. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и
сударушками, а к мужчине обращались так - “сударь”. Как же нам обратиться к гостям и узнать, как их зовут? Помогите мне, пожалуйста!”
Дети обращаются к гостям: “ Как звать вас сударыня? Как зовут вас сударь?”
Девица: “Зовут меня Аленушка”
Молодец: ”Зовут меня Платоша”
Хозяйка: А какие русские имена вы знаете? ( Настя, Ваня, Софья, Аня, Маша, Катя, и т.д)” Молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: "Глаза васильковые, словно лен, рученьки белые, сама как лебедушка”. А хороводы как любили водить. Хотите поводить хоровод.
Хоровод “Не шей ты мне, матушка!” или другой.
Хозяйка: “Молодцы, хоровод поводили, только на Руси есть пословица: “Делу - время.
Сударь, сударыня подойдите к нам!
Скажите, Аленушка, что за одежда на тебе надета? Как она называется: (Сарафан, лапти, лента шелковая (атласная). Что на голове у Аленушки (лента в косу вплетена).
Как раньше мамы приговаривали, когда заплетали девочкам косы?
Девочка: “Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!”
Хозяйка: «А какой еще головной убор носили девушки?» ( Кокошники показать). Одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж. Посмотрите на репродукцию с картины Ивана Аргунова “ Портрет русской женщины” (крестьянки). Скажите, почему мы видим, что это именно русская женщина? ( На ней сарафан, рубаха, кокошник) А чем украшали кокошник? ( Бисером, тесьмой лентами)”
Хозяйка:” Во что одет сударь Платон” ( Рубаха-косоворотка “Почему она так называется” (застежка на боку ), пояс- кушак, штаны , сапоги). Пояс или кушак - обязательная часть костюма, к нему подвешивались ножи, ложки).
Хозяйка: “А кто знает, как назывались штаны раньше?”
Мальчик: “Штаны назывались порты и заправлялись они в сапоги (иллюстрация)” Хозяйка: “ Какой интересный головной убор у нашего гостя, как он называется?”
Платон: “Это фуражка с козырьком и цветком”.
потехе час”. Пора беседу продолжать. Присаживайтесь на лавочки.
Дети, посмотрите, пожалуйста, на одежде детей есть вышивка. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки-обереги располагались на рукавах, у выреза, на вороте, на подоле. Узоры на
рукавах оберегали руки, сохраняли силу; на вороте - оберегали легкие и сердце, на
подоле - не давали злой силе подобраться снизу .
Хозяйка: “ А скажите сударь и сударыня, как называется узор, вышитый на одежде?”
Платон: Это орнамент.
Хозяйка: Правильно. В орнаменте каждый знак имеет определенный смысл. (Показ и
объяснение)
Например: знак солнца обозначался - обозначает тепло, плодородие, счастья,
благополучие
- засеянное поле -приносит счастье, богатство и достаток
знак земли - кормилицы это знак воды, несет радость, веселье
QIQ
О О -знак огня, обозначает тепло, ласку
Так русские мастерицы вышивали и другие символы (знаки): цветы, деревья, птиц и др. (показать на экране)
2. Хозяйка: “Давайте отдохнем и про лапти споем”
Физминутка “ Лапти” (повторяется 2 раза).
Лапти, да лапти, да лапти мои (выставление поочередно правой и левой ноги на пятку)
Эх, лапти да лапти да лапти мои (хлопок в ладоши, наклон вниз)
Эх, лапти мои, лапти липовые
Вы не бойтесь ходите, (шаг в право, притоп , шаг в лево)
Тятька новые сплетет ( притоп 2 раза)
Эх, ну! Тьфу! (руки вверх, хлопок над головой, на слово “ тьфу”- резко отпустить руки вниз)
Отдохнули, беседу дальше продолжаем
Хозяйка : “Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Разных цветов использовалась ткань для пошива (белая, желтая, голубая, красная, коричневая).
Украшали одежду тесьмой, бусами, лентами, вышивкой, а праздничные костюмы расшивали жемчугами, золотыми нитками, парчой - блестящей тканью (показать на экране).
Одежду шили в основном из льна. Из рассказа К.Д Ушинского ”Как в поле рубашка выросла”, мы узнали, как было нелегко получить льняное полотно.
Льняная ткань была очень прочной - долго носилась.
Умный человек узнал, что из растения - хлопок тоже можно изготавливать одежду - хлопчатобумажную.
Научился разводить и стричь овец, а из их шерсти прясть нити и вязать одежду. Человек творец и созидатель. Все вокруг исследуя, он изобрел прялку, ткацкий станок, с помощью которого ткут ткани и нитки прядут (показать на экране или иллюстрацию).
Скажите, а одежда в наше время отличается от одежды, которую носили люди в Древней
Руси? Чем? (разнообразием тканей, фасонов ). Какой бывает одежда? (разной: зимней,
летней, спортивной демисезонной и т.д).
А сказки вы любите? Предлагаю вам “Мини - викторину по сказкам и называется она “Сказочная одежда”.
Ответьте, какому сказочному герою принадлежит эта одежда?
- Женщина, закутанная в белый тюль, который казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта и ее одежда были из ослепительного и сверкающего льда. Кто это? (Снежная королева Г.Х. Андерсен).
- Самый добрый и бесстрашный человек, носил докторский халат, белую шапочку, на носу очки. Кто это? (Доктор Айболит К. И. Чуковский).
- Какой персонаж ходит в красной шубе с белым воротником, раз в год носит валенки, шапку, а нос и щеки у него всегда красные от мороза (Дед Мороз).
- Чей костюм был набит соломой? ( Страшила из сказки А. Волкова “Волшебник изумрудного города”).
- Кто был обладателем лягушечьей кожи? ( Василиса Премудрая из сказки “ Царевна лягушка”).
- Это чудо - платье, не шито не кроено. Было старенько, было рваненько, было грязненько из-за того, что она жила за печкой и спала на углях. И вот появилась фея, взмахнула волшебной палочкой и появилось чудесное, красивое платье (“Золушка” Шарль Перро).
Вот наша беседа подошла к концу.
Обобщение: Мы сегодня узнали много интересного. О русском костюме, об орнаментах, о традициях, обычаях на Руси.
Еще много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа как в д /с, так и в школе.
Платон и Аленушка приносят каравай:
“ По русскому обычаю гостей мы угощаем круглым, пышным караваем!”
Дети: До свидания, гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный костюм
Русский народный костюм...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/13/picture-32982.jpg)
Рисование "Русский народный костюм"
Конспект занятия из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В ходе этого занятия закрепляются знания детей о русском костюме. Развиваются творческие способности в изобразительно...
история русского народного костюма
конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320155-1382265905.jpg)
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1127298-1552835196.jpg)
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.
В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055986-1536585608.jpg)
Консультация «Народные промыслы мордовского народа. Народный костюм.»
Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми практически во всех странах мира. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1180393-1572107492.jpg)
Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"
Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....