"Обучение детей пересказу"
консультация по развитию речи на тему

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно. Между тем образовательная практика показывает, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу.

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_pereskazu.docx104.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей пересказу

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности как некоторых, так и всех сторон речи - лексической, грамматической и фонетической. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Всему виной служит плохо развитая и недостаточно сформированная связная речь. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Несформированность грамматического строя речи
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, посредством которого происходит общение и взаимопонимание. Существуют различные методы и приемы развития связной речи у дошкольников. Одним из них является пересказ.

Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

 ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

1. Подробный, или близкий к тексту;

2. Краткий или сжатый;

3. Выборочный;

 - С перестройкой текста;

 - С творческими дополнениями.

Подробный пересказ - вид устного пересказа, его задача - не только передать образец по содержанию, но и сохранить, по возможности, композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца.

Краткий пересказ - вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный, сжатый текст.

Выборочный пересказ - вид устного пересказа как прием развития речи. В пересказе воспроизводят какую-то одну из частных тем (микротем) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например, пересказ всего, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; всего, что характеризует картины природы в тексте. Выборочный пересказ может быть связан с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием педагога, с желанием самого ребенка.

Творческий пересказ - вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.

В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других, и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоение логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:

1.«Расскажи самому себе».

Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

2.Пересказ в диалогических парах.

Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.

3.Пересказ по кругу.

Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами. Каждый отдельный ребенок расскажет всем по отдельности свой текст и услышит новые тексты от всех, с кем общался. Круг общения расширился, но ребенок всякий раз работал все-таки в паре. Каждый раз, пересказывая новому слушателю, он чувствовал себя увереннее, хотя условия общения изменялись.

4.Пересказ группе детей.

Дети работают в гомогенных группах в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой текст. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Обучение пересказу — нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:

- Какие требования существуют к тексту для пересказа?

- Какие литературные жанры целесообразно использовать на занятиях по пересказу?  

-Каким по объему должно быть литературное произведение?

-Какое влияние оказывают содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?

- Как должна строиться работа по обучению пересказу?

 - Какие приемы обучения пересказу необходимо использовать и в какой возрастной группе?

 - Какое влияние занятия по пересказу оказывают на речевое и умственное развитие ребенка?

Попробуем разобраться во всех этих вопросах и ответить на них с точки зрения современной методики и с учетом многолетней практики.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Уже во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения.

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. 

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы. 

В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

        Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров:

  • рассказ и описание,
  • народную и авторскую сказку.

 Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") — у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

        Стихотворение не годится для пересказа — не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

        Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

        Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др. Можно также использовать произведения Л. Воронковой, В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

  • выяснить знания детей по теме произведения;
  • обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
  • расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
  • обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

  • уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),
  • привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),
  • активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»

Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
  • лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
  • использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
  • наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

выделение из текста фраз к каждой картинке;

придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство. Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

Для улучшения качества детских рассказов, для повышения их речевой активности, для создания условий для привлечения внимания детей была создана технология формирования навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования. Всем хорошо известна народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как известно, дошкольники достаточно хорошо воспринимают зрительную информацию. Поэтому, на коррекционных занятиях по развитию связной речи, рекомендуется использовать наглядный материл: картинки, игрушки, натуральные предметы.
На начальных этапах работы по обучению пересказа отлично подходят небольшие рассказы, объединенные одним сюжетом, одними действующими лицами. На занятиях по обучению грамоте использую пособие Ю М. Козловой «Буквенные сказки». На занятиях по развитию связной речи отличным помощником является методика Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи у детей с ОНР».
Обучение пересказа с использованием наглядного моделирования включает в себя несколько этапов работы. Пример работы по обучению пересказу, представлен на материале одной из буквенный сказок.

Аленка и аист

Алёнка сидела у моря и ела апельсин. Она смотрела на алый закат. По небу летела белая птица. Это был аист. Он приземлился около Аленки. В клюве аист держал красивый камень. Это был алмаз. Аист подарил алмаз Аленке. Девочка погладила птицу по голове и угостила апельсином. Аист кивнул головой, взмахнул большими крыльями и улетел.
Вопросы:
1.Где была Аленка и что она делала?
2. Кто летел по небу?
3. Что сделал аист?
4. Что аист держал в клюве?
5. Кому аист подарил алмаз?
6. Чем угостила девочка аиста?
7. Как аист сказал«спасибо»?

1 этап. На первом этапе детям читается рассказ с одновременным предъявлением картинок в правильной последовательности. Картинки поочередно прикрепляются к магнитной доске или на фланелеграф.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/21043_bd70ad48ac9b780809101a66630c903e.jpg.jpg


2 этап. Сначала происходит чтение текста. Далее предъявляются картинки в разброс. Задача детей – восстановить правильную последовательность. Данное задание может выполняться как индивидуально, так и группой детей.
3 этап. Сначала происходит чтение текста. Среди предъявленных картинок добавляются 2-3 лишние, желательно очень близкие по смыслу. Задача детей – восстановить правильную последовательность, вычленив лишние картинки. Данный вид работы помогает в развитии слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/9/21043_82504f4e4fe9eb02368b0a00e15ded5d.jpg.jpg


4 этап. После прочтения рассказа дети сами предлагают прикрепить картинки с героями и предметами, которые встречались в рассказе. 
Переход от одного этапа к другому происходит после полного овладения предыдущим.
На каждом из этапов проходит параллельная работа над формированием навыка пересказа, которая также состоит из нескольких последовательно отработанных ступеней.
На первой ступени дети учатся отвечать полным ответом на вопросы. Во время проведения данной коррекционной работы было замечено, что дети остаются на этой ступени. Задача педагога правильно объяснить весь секрет – практически весь ответ спрятан в вопросе. Главное внимательно выслушать вопрос и добавить несколько слов.
На второй ступени дети учатся пересказывать рассказ по цепочке. На данном этапе хорошо формируется и тренируется произвольное внимание детей.
Третья ступень необходима для занятий, на которых каждый ребенок от начала и до конца пересказывает весь рассказ. Для того, чтобы остальные дети не отвлекались во время рассказа их товарища, используется метод «оценки». Заключается он в следующем. Пока один из детей пересказывает, остальные дети его внимательно слушают, запоминая ошибки и недочеты, если таковые допускаются. И так происходит по очереди с каждым ребенком. После всех рассказов дети оценивают каждый ответ, пытаясь аргументировать свою оценку. Оценивает себя и сам рассказывающий. Данный метод хорошо развивает произвольное слуховое внимание.
Высшим пилотажем является умение ребенка пересказывать рассказ от лица каждого действующего героя, а не только от лица автора. Это умение отрабатывается на последней ступени.

Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"

Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...

Обучение детей пересказу с использованием приемов наглядного моделирования

Рекомендации по использованию метода моделирования при обучении перессказу...

Обучение детей пересказу как один из видов речевой деятельности по развитию связной речи.

    Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память, воображение....

Методика обучения детей пересказу

Методика обучения пересказу...

Обучение детей пересказу народных сказок и рассказов.

Структура занятий и методические приемы по обучению детей дошкольного возраста перессказу в разных возрастных группах.  Типы вопросов, помогающих перессказу монологического текста....

Методика обучения детей пересказам литературных текстов

Пересказ — один из распространенных в практике детского сада методов развития связной речи. Своеобразие этого вида работы над монологом заключается в том, что в нем задается как содержание бу­дущего р...