Презентация Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
презентация по развитию речи на тему
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно - образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isplzovanie_mnemotehniki_dlya_razvitiya_rechi_detey_vospitatelya.pptx | 2.91 МБ |
soobshchenie_iz_opyta_raboty_k_prezentatsii.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Речевое развитие детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Проблемы речи детей дошкольного возраста Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Пиктограмма Мнемо-таблица Модели- замещения Картинный план
Работая по технологии мнемотехника ставлю перед собой следующие задачи : Формировать у детей зрительный образ Развивать у детей психические процессы : мышление, внимание, воображение, память. Развивать у детей познавательную активность. Развивать у детей связную речь.
Использование мнемотехники в речевом развитии Дидактические игры Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Обучение составлению рассказов Формирование правильного произношения Обогащение словарного запаса
Мнемотаблицы в моей работе служат дидактическим материалом при отгадывании и загадывании загадок, д ля облегчения пересказывания сказок, рассказов, составлении рассказов при обучению заучиванию стихотворений и т.д.
Структура мнемотехники
Последовательность работы с мнемотаблицами : 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем.
Составление описательного рассказа о Снегире II младшая группа. НОД : Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик», с использованием мнемоквадратов . Зарисовка одного из элемента мнемотаблицы - реки
Составление описательного рассказа о птице и по игрушке по предметно- схематическим моделям Т.А.Ткаченко в подготовительной группе.
Результаты Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей: Н аметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Стали легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы , составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения. Повысилась познавательная активность детей. Перспективы: - продолжить изучение новых технологий; - изготовить тактильные мнемотаблички , это один из интереснейших приемов, они помогают задействовать в развитии все органы чувств, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения.
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005 год. 2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год. 3. Полянская Т.Б. Использования метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста – Спб ., «Детство-Пресс», 2010г. 4. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. 5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год. 6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» №2/ 2004 год, с.59-62. 7. Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии ребёнка). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва, издательство ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 год. Использованная литература
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида № 128»
Отчет из опыта работы
Тема : «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Захарченко Т.Ю.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Слайд 2 Актуальность
Речевое развитие детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – является редкостью.
Учитывая, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная мышление, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Ребенок дошкольного возраста большую часть информации получает через зрительный анализатор.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно - образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения.
Проблемы
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал, испытывают затруднения при воспроизведении сказок в играх драматизациях или в театральной деятельности.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы :
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Употребление нелитературных слов и выражений.
5. Не сформированная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
6. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
7. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
8. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
9. Плохая дикция.
Слайд 3
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и используется в различных видах деятельности.
Мнемотехника включает в себя пиктограммы, вид моделирования - замещение, картинные планы, мнемотаблицы и др.
Слайд 4
Суть мнемотехники заключается в создании мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 5
Работая по технологии мнемотехника ставлю перед собой следующие задачи:
- Формировать у детей зрительный образ
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
- Развивать у детей познавательную активность.
- Развивать у детей связную речь.
Слайд 6
Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса;
- формирование правильного произношения;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Слайд 7
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу я начинаю с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно перехожу к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста. В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте я применяла цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная. Для детей старшего возраста применяю схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд 8
Знакомя детей с новым материалом, соблюдаю следующую последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
В своей работе я использую разработки педагогов по мнемотехнике - это и предметно-схематические модели, сенсорно - графические схемы, модели-замещения, картинные планы, пиктограммы и др. А так же разрабатываю модели сама и с детьми старшего возраста.
Слайд 9
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные, птицы (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)
В своей презентации я представила несколько примеров работы по мнемотехнике из практики: "Знакомство детей с птицей Снегирем, с помощью мнемоквадратов" во 2 младшей группе.
Слайд 10
НОД: Тема: Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик», с использованием мнемоквадратов во 2 мл.группе. Тема: Знакомство со снегирем в средней группе.
Слайд 11
Составление описательного рассказа о птице и игрушке в подготовительных группах
Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.
Увидев ценность данной работы, ее результативность я с легкостью включаю данную технику во все виды занятий, в совместную деятельность вне занятий, в самостоятельной деятельности, в закреплении навыков самообслуживания, в опытническую деятельность. В группе созданы картотеки дидактических игр, пословиц, поговорок, стихов, загадок-мнемотаблиц и мнемодорожек к ним, подобран дополнительный материал для работы с детьми по развитию связной речи посредством мнемотехники. Работа в свободной деятельности стала разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду. Дети раскрашивают картинки по сказкам, стихам, рассказам, конструируют дома для героев литературных произведений и т.д.
Слайд 12
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в результате комплексной работы у воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения, повысилась познавательная активность детей.
Вышеизложенная система работы, основанная на применении развивающих технологий, способствует развитию словесно-логического мышления, умственных способностей, дает «пищу» для тренировки внимания , памяти, воображения детей. На основании выше сказанного можно сделать вывод о мнемотехнике, как эффективном средстве всестороннего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Слайд 21
Проанализировав результаты своей работы, наметила для себя перспективу:
- продолжить изучение новых технологий;
- изготовить тактильные мнемотаблички, это один из интереснейших приемов, они помогают задействовать в развитии все органы чувств, умение выразить словами свои ощущения от прикосновения.
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям. Это свидетельствует о том, что использование модели в речевой работе с детьми может стать увлекательным средством познания, а в дальнейшем творческим, увлекательным процессом обучения.
Используемая литература:
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005 год.
2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год.
3. Полянская Т.Б. Использования метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста – Спб., «Детство-Пресс», 2010г.
4. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год.
6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» №2/ 2004 год, с.59-62.
7. Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии ребёнка). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва, издательство ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...
Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста
Материал для воспитателей дошкольных учреждений...
Брошюра "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
В помощь логопеду!...
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...
Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
В помощь детям для разучивания стихов...
Презентация «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Презентация к докладу«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» предназначена для воспитателей ДОУ...
Презентация "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.Так вот именно на запоминании хочу ост...