Пересказ рассказа "Лисята" Е.Чарушина
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Цель: учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята»
Задачи:
- закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
- учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
- формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других.
- учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш, учить рисовать по схемам.
Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.
Материал:
Демонстрационный материал:
Книга Е. Чарушина «Лисята», картина" Лиса с лисятами", мнемодорожка к рассказу, схема для рисования лисят.
Раздаточный материал: цветные карандаши, листы А4 для рисования, схемы для рисования.
Ход занятия.
- Организационный момент. (Дети сидят на стульяхах)
Здравствуйте, дети!
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты.)
Воспитатель: У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
Воспитатель: Молодцы, это книга.
После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу.
Знакомство с автором.
- Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем, а потом мы прочтем рассказ. (Показ портрета писателя)
Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных.
На сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е. Чарушина, который называется «Лисята».
Чтение рассказа (Показ иллюстрации)
Беседа по рассказу
- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).
- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
- Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).
- Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог).
- Как охотник обнаружил лисят?
- Чем заканчивается рассказ?
Повторное чтение.
Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают"картинки.
Повторное чтение рассказа.
1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку
Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем.
Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.
Анализ пересказа.
- Ребята, вам понравилось как пересказали?
- Использовали ребята слова, выражения автора?
- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)
Загадка
- Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её… (Лиса).
- Правильно, лиса.
Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Воспитатель предлагает детям самим придумать загадку про лису.
Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…) .
А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки
Физкультминутка
Лисята
Шли лисята по дорожке (имитируют ходьбу),
И увидели серёжки, (массируют мочки ушей)
Не золотые, новые (продолжают массировать мочки ушей, отрицательно крутя головой),
А легкие, ольховые (разводят в стороны руки, ладонями кверху).
Воспитатель продолжает беседу.
1. Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)
2. А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)
3. Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)
Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу: (Слайд с иллюстрацией к рассказу, где лисенок сидит в сапоге.)
Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.
А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).
Ребята, садитесь за столы.
Рисование по схеме
А теперь по схемам давайте нарисуем друзей для наших лисят ( У каждого ребенка лежит схема рисования лисенка из геометрических фигур).
Подведение итогов
- Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодняшнем занятии? (Лисята)
- Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)
- Кто главные герои этого рассказа?
- Вам понравилось занятие?
- Что именно вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.
Материал предназначен для воспитателей средней группы....
Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)
Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....
Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.
Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...
Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».
Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...
Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»
Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»...
Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...
Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).
Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...