Конспект занятия по развитию речи «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бакакина Светлана Сергеевна

Формировать представления о временах года, признаках зимы, народных приметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_starshego_vozrasta_zima.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №11 «Радость»

141800, Московская обл., г.Дмитров, мкр.Аверьянова, д.20, тел. 8(496)223-97-21

Конспект занятия по развитию речи

«Зима»

(для детей старшего дошкольного возраста)

 

                                          Составила:  Бакакина С.С,                                                                                                            

                                                               воспитатель

                                                  г.Дмитров

2010-2011 учебный год

Ход занятия.

Цель: Формировать представления о временах года, признаках зимы, народных приметах.
Задачи: 1.Развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты.2.Обогащать и активизировать словарь.3.Воспитывать культуру ведения диалога.
Материалы и оборудование:
Дидактическая игра «Дополни картинку», дидактическая игра «Кому что нужно?», две снежинки с загадками, картинка «Царица зима», картинки-
помощники к загадке, мяч, ледяная шкатулка с сюрпризом.

Предварительная работа: Чтение стихотворений о зиме С.Есенин «Белая берёза. Чтение рассказов о зиме.

1 часть.

Ход занятия.
Воспитатель:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром!


-Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? ( О зиме.)
-Почему зиму называют царицей?
-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Зимние
-Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)
-Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима, какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, и.т.д.)
-Это вы описали зиму. А как описывают зиму поэты? (стих. С. Есенина «Белая береза»)
-Так описывает зимнюю березу С. Есенин. Как описывает зиму В. Степанов?
-Царица зима принесла на наше занятие много игр и развлечений. Ребята, посмотрите на картинку , какое время года здесь изображено?
-Почему вы решили, что на картине зима?
-А сейчас мы поиграем в игру «Дополни картинку». Вы объясните, какие изменения происходят с животными и людьми зимой.
-Как можно зиму назвать ласково? (Зимушка.)
-А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Зимующие.)
-Как называется день зимой? (Зимний.)
-Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова родственники.
-А какие слова родственники можете назвать вы?
-А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?»
Клюшка нужна... ( хоккеисту )
Коньки нужны... ( конькобежцу )
Санки нужны.... ( саночнику )
Лыжи нужны... ( лыжнику )
Шайба нужна... ( хоккеисту )
-Скажите, а что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика играть в снежки.)

2 часть

Физкультминутка

Морозы детям не беда
Не страшны им холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.

А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.

Снег пушистый все летает,
А метель все завывает.

Сколько снегу намело!
Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем
И в снежки играть пойдем.

Воспитатель:-Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые... (снежинки)
На поселки , на лужок
Все снижается
Вот веселье для ребят
Все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ...(снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка-
Это девочка... (снегурка)
На снегу-то посмотри?-
С красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил... (снег)
-Какие слова-отгадки здесь повторяются?
-А что это за слова? (Это слова родственники.)
-Так без чего не бывает зимы? (Без снега.)
-А теперь давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку.
-Какой снег на ощупь? (Холодный.)
-Холодный как что?
-Что еще бывает холодным? (Лед, лягушка.)

-Какой снег на ощупь? (Мягкий.)
-Как что? (Как вата.)
-Какой по цвету? (Белый.)
-Как что? (Как сахар.)
-Какой по весу? (Легкий.)
-Как что? (Как пух.)
-А сейчас опираясь на картинки, составьте загадку про снег.
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, но не пух,
Мягкий, но не вата,
Что это такое?
Воспитатель:-Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, которые помогали людям «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в игру «Вспомни примету» (Дети встают в круг, игра проводиться с мячом.)

Д.И. «Вспомни примету»
Зима морозная – лето ... (жаркое).
Много снега – много ... (хлеба).
Иней на деревьях – значит быть ...(морозу).
Белее земля – зеленее ... (лето).
Много воды – много ...(травы).
Снег прилипает к деревьям к ... (теплу).
В феврале два друга ... (мороз и вьюга).
-Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме.)
-Что вам больше всего понравилось?
-Посмотрите, какую ледяную шкатулку подарила нам зима. Она очень рада, что вы знаете о ней так много интересного и дарит вам сладкие леденцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...

конспект занятия по развитию речи "Зима"

Тема: «Зима»Цель:  Систематизация словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи.1.  Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.2. Раз...

Конспект занятия по развитию речи «Зима» в старшей логопедической группе

Конспект предназначен для детей старшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Этот материал я использовала для занятия по развитию связной речи....

Конспект занятия по развитию речи "Зима"

Логопедическое занятие в группе детей с ОВЗ.Цели:§  Активизация словарного запаса дошкольников по теме «Зима»Задачи:§  Согласование существительных с числительными и пр...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы".(старшая логопедическая группа)

На занятии закрепляется тема "Зимующие птицы".  Проводятся игры на речевое дыхание,  на словообразование: "Образование сложных слов","Скажи ласково". На р...