Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста : " В мире прекрасного"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
В НОД дети знакомятся и закрепляют представление о звуке и букве М и МЬ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_prekrasnogo.docx | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Конспект
Непрерывной образовательной деятельности
по развитию речи
в подготовительной группе «Б»
Тема: «В мире прекрасного»
Подготовила
Воспитатель:
Полозкова Т.В.
Пыть-Ях, 2017 г.
Цель: Формирование звуко-произносительной стороны речи посредством развития умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, предложением.
Интеграция образовательных областей:
Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с новым звуком и буквой М.
- Расширять и обогащать словарный запас детей через знакомство с народной культу рой и творчеством мастеров России.
- Расширять представления о звуке М, развивать умения выделять его в речевом потоке. Закреплять знания о согласных и гласных звуках; формировать представление о звуковом составе слога и слоговом составе слов, умение систематизировать лексический материал по звуковому признаку. Закреплять представления о букве М и звуках М- Мь.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата.
- Развивать грамматический строй речи, уточнять и расширять активный словарь.
- Развивать память, внимание, речь.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народной культуре и традициям русского народа.
- Воспитывать желание работать в коллективе.
- Воспитывать чувства ответственности за начатое дело и доводить его до конца.
Оборудование: Использование ИКТ - технологий, аудиозапись. Персонаж матрешка, слайдовая презентация, зеркала для артикуляционной гимнастики, картинка матрешка для деления слогов на бегунке, кубики с буквами, буквенный конструктор, картинка матрешка, набор картинок для рисования, познавательной деятельности, буква М.
Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о народных умельцах и мастерах, традициях народа России. Просмотр презентаций о росписях - городецкой, дымковской, хохломской. Изготовление дымковской игрушки, рисование посуды по мотивам городецкой росписи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: художественное слово, моделирование игровой ситуации с целью узнать новое об игрушке как символе русской красавицы, рассматривание игрушки матрешки, практическая деятельность.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент
Вос-ль: Ребята к нам сегодня пришли гости. Гостей положено приветствовать. Давайте всех поприветствуем и улыбнемся друг другу.
Приветствие: «Утро в детском саду»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!!! (все)
(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
Вводно - организационный момент Беседа с детьми.
Вос-ль: На прошлой неделе мы с вами на занятиях по развитию речи говорили о народной игрушке. Из чего изготавливаются игрушки? Правильно из дерева, глины, изделия мастеров могут быть изготовлены из ткани, ниток и другого материала. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает, и детей и взрослых. Сегодня мы поговорим о народной культуре и традициях, а также познакомимся с новым звуком и буквой. Давайте вспомним, какие праздники, мы все недавно отмечали. Дети называют (Новый год, Рождество). У русского народа много не только праздников, но и традиций. Традиция - значит передача, передача из поколения в поколение знаний, о каком - то празднике, событии или игрушке. Скажите мне, в какой стране мы живем? Мы живем в России. Вы хотите, узнать какая игрушка является символом России? Тогда отгадайте загадку и узнаете, какая игрушка является символом России.
Мотивационно - побудительный
Ростом разные подружки,
Непохожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница
Вос-ль: Правильно матрешка. (Под музыку входит матрешка).
Матрешка: Здравствуйте, дети. Я рада, что вы отгадали загадку обо мне. Я не просто к вам пришла, а хочу, узнать, готовы ли вы к школе умеете ли вы читать, писать и рассказы составлять. Итак, первое задание вам, назовите как можно больше слов обо мне. Вы должны, назвать какая я? (красивая, веселая, добрая, краснощекая, нарядная, улыбающаяся, кареглазая, умная и т. д)
Актуализация.
Вос-ль: Вы знаете, почему так почитают и любят матрешку? Хотите узнать о матрешке больше? Тогда посмотрите на экран и послушайте мой рассказ. (Показ презентации)
Матрешка: Вы, наверное, устали?
Я предлагаю вам потанцевать.
Динамическая пауза 2 мин. (Под музыку танцуют.)
Физминутка. Русские матрешечки.
Вос-ль: С матрешкой мы общаемся, увидели и узнали, как матрешка стала символом России. А скажите мне ребята, с какого звука начинается слово матрешка? Правильно звука М.. При произношении звука мы встречаем преграду. Что за преграда? Правильно губы, зубы, язычок. Звук М согласный, твердый и может быть мягкий. У звука М есть братец Мь мягкий звук. давайте попробуем его произнести и рассмотреть, как он правильно произносится, и какие органы артикуляционного аппарата задействованы для этого предлагаю вам всем сделать артикуляционную гимнастику. (Проходите за столы возьмите зеркала и сделаем с вами гимнастику)
Для челюсти:
- сомкнуть зубы, открыть, закрыть;
Для губ:
-губы сомкнуть «посидим в тишине»;
-«улыбочка-трубочка».
Для языка:
-удержание языка у нижних зубов под счёт от 1 до 5;
-покусать зубками.
Давайте все вместе проговорим чистоговорки: (обращая на доску)
Ма - ма - ма - дома я сама
Му - му - му - молоко кому?
Мы - мы - мы - погуляли мы
Мо - мо - мо - едим эскимо.
(Отложите зеркала)
Чем отличаются звуки от букв? Правильно. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. А какие вы знаете звуки? Звуки существуют гласные и согласные, к каким звукам мы отнесем звук М? Правильно к согласным. А теперь давайте с вами охарактеризуем звук [М] Дети отвечают.
Вос-ль: Звук М на письме обозначается буквой. Буквом М. Буква на письме обозначается в виде знака. На что похожа буква М? На гармошку? Зигзаг? Да. Из скольки элементов состоит буква? Правильно из четырех. Давайте мы попробуем нарисовать букву в воздухе, составить из пальчиков. А знаете ли вы, сколько слогов спряталось в слове матрешка? Предлагаю вам всем вместе разделить слово на слоги (деление на слоги при помощи хлопков) Да, три слога. Молодцы!
Вос-ль: Хорошо. А теперь попробуйте составить слова со звуком м .
- Чтобы звук М стоял в начале слова (машина, Маша, медаль, мебель, метро, мука, мешок, мандарин)
- Чтобы звук М стоял в середине слова (Мама, дома, дама, сума, зима, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; )
- Чтобы звук стоял М в конце слова (Дом, дым, дам, вам, бум, бом, ком, сом, сам, шум, лом, альбом, налим букву. М.
(ацент на картинку матрешка с бегунком, где бегунок показывает расположение звука)
А теперь предлагаю прочитать на доске
Прочитайте слово
Прочитайте словосочетание
Предложение
Составьте свои слова (составляют). Словосочетание и предложение.
Вос-ль: Молодцы! У нас в группе есть центры развития и сегодня работают два основных центра. Воспитатель предлагает разделиться на центры. Центр грамотности и центр строительства. В центре грамотности нужно из кубиков с буквами составить слово матрешка. В центре строительства или конструирования вы должны будите из буквенного конструктора составить слово матрешка.
Но сначала я вам предлагаю сделать выбор, куда вы пойдете. Подойдите и выберите, кому больше нравится кубики на карточках или полоски для работы с конструктором. Проходят в центры. Работа в центрах.
Матрешка: Какие вы молодцы! Мне было очень интересно и приятно побывать у вас в гостях посмотреть и услышать, как вы знакомитесь со звуками и буквами. Вы умные и всезнающие дети и за ваши труды я вас хочу поблагодарить и вручить вам папку, где вы можете посчитать матрешек, разукрасить и увидеть в каких сказках встречаются матрешки. Ну, а мне идти пора: До свидания детвора! Уходит.
Рефлексия.
Вос-ль: После работы в центрах воспитатель собирает детей и опрашивает их. Что узнали нового? С каким новым звуком и буквой познакомились? Какая игрушка является символом Росси? Что больше всего понравилось на занятии?
Самоанализ образовательной деятельности
Тема образовательной деятельности: « В мире прекрасного »
Форма образовательной деятельности: подгрупповая
Количество детей, возраст: 12 человек, 6-7 лет.
Цель: Совершенствовать связную речь детей, развивать, фонематический слух, обучать звуковому анализу.
Задачи: Образовательные:
Познакомить с новым звуком и буквой М.
Умения оперировать с единицами языка.
Расширять и обогащать словарный запас детей через знакомство с народной культу рой и творчеством мастеров России.
Расширять представления о звуке М, развивать умения выделять его в речевом потоке. Закреплять знания о согласных и гласных звуках; формировать представление о звуковом составе слога и слоговом составе слов, умение систематизировать лексический материал по звуковому признаку. Закреплять представления о букве М и звуках М- Мь.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику пальцев рук и артикуляционного аппарата.
Развивать грамматический строй, уточнять и расширять словарь,
развивать память, внимание, речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к знакомству со звуками и буквами.
Воспитывать желание работать в коллективе.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Способы организации подгрупповая, работа в центрах активности.
Оборудование: Использование ИКТ, аудиозапись, матрешка-персонаж, слайдовая презентация, кубики с буквами, буквенный конструктор, зеркала для артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа - Чтение сказок и рассказов о народных умельцах и мастерах, традициях народа России. Просмотр презентаций о росписях - городецкой, дымковской, хохломской. Изготовление дымковской игрушки, рисование посуды по мотивам городецкой росписи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: художественное слово, моделирование игровой ситуации с целью узнать новое об игрушке как символе, рассматривание игрушки матрешки, практическая деятельность.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная.
Планируемые результаты: Развивать активный словарь детей, совершенствовать связную и разговорную речь детей.
Образовательная деятельность была выстроена оптимально: содержание формы и методы соответствуют поставленной цели, возрасту детей, требованиям программы.
Материал сочетался между собой общей тематикой, представленной детям в новой ситуации (презентация)
При планировании занятия учитывала индивидуальные особенности и возможности детей. К восприятию поставленных задач дети были подготовлены. Прослеживается логичность и доступность подачи материала.
Были использованы методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Целесообразный подбор приемов и средств позволил активизировать ответы детей при выполнении заданий.
Рационально распределяла отведенное время на все этапы. Отмечалось включение каждого ребенка в деятельность. Речевая активность для данного возраста средняя. Дети отвечали на вопросы, соблюдали культуру общения.
Психологическая атмосфера была благоприятная.
Удалось избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развивать мотивацию к занятию, за счет применения здоровье сберегающих технологий: своевременной смены видов деятельности, динамических пауз. Были соблюдены санитарно - гигиенические требования: освещение, безопасность детей.
Я достигла запланированной цели, что можно определить из интереса детей и их желания выполнять задания. Считаю, что мне полностью удалось реализовать поставленные цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Презентация - ОТЧЕТ о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям»«Легенды и предания Саратовского края»
laquo;Легенды и предания Саратовского края»...
ОТЧЕТо проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» «Течет река Волга» «Волга в живописи русских художников»
laquo;Течет река Волга» «Волга в живописи русских художников»...
ОТЧЕТ о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям "Природа родного края. Реки".
quot;Природа родного края. Реки"...
Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию до
Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета...
Отчет о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» на тему «Течет река Волга»
В период с 18 мая по 24 мая 2022 г. воспитателем старшей группы Полькиной Татьяной Николаевной были организованы и проведены тематические мероприятия в рамках реализации проекта «Течет река Волг...
Отчет о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» Тема проекта: «Заповедной тропой Хвалынского парка»
В период с 29 ноября по 4 декабря 2021 г. воспитателем старшей группы Полькиной Татьяной Николаевной были организованы и проведены тематические мероприя...