Семинар- практикум "Культура речи"
материал по развитию речи на тему
Семинар- практикум подготовлен для педагогов дошкольных учреждений.Интересен , что в нем имеются задания и игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум: Культура речи педагога».
Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.
Задачи: Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
Совершенствование качества языкового оформления речи.
Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми. Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля:
«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»
То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок. Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.
Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.
Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.
Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).
Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи компонентов речи.
Методические требования к речи педагога. Игра «Загадочный букет»
Воспитатели берут по одному определению из серединки розы, читают и определяют , о каком компоненте речи идёт речь.
Например:
1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2.Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3.Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
4.Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5.Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6.Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи
7.Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.
Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность.
Практикум «Проверь себя» (Устно)
Задание № 2. Расставьте правильно ударения в словах:
Задание № 3. Исправь ошибку в предложении.
Наши ошибки!
Однажды знаменитый поэт сказал:
Из слов человека можно видеть, за кого он хочет прослыть, но то, что он есть на самом деле, можно угадать лишь по мимике, жестам, телодвижениям, которые непроизвольны.(Ф. Шиллер)
По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% - интонации, 55% достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения. Все эти понятия входят в определение голоса. Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
•Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью
•Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
•Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
•С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
•Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения со школьниками и другими людьми.Давайте более подробно остановимся на компонентах речи. На ваш взгляд, имеет ли значение, каким голосом вы будете разговаривать с детьми, родителями? Что вы можете вообще сказать о голосе в процессе взаимодействия с окружающими? (высказывания педагогов)
Давайте выполним несколько упражнений:
Упражнение «Актёры и зрители» (цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации).
- Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Один из вас подходит к столу и берёт листочек с обозначенными в них явлениями. Время на подготовку - 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки, и пытаются отгадать смысл показанного явления.
(выполнение)
Инсценировки:
• идти против ветра • так, чтобы кого-нибудь не разбудить
• на деловую встречу и вдруг понять, что забыли важные документы;
• и вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться;• и вдруг узнать, что у вас на колготках дырка.(выполнение)
Упражнение «Фраза» (цель: обучение педагогов осознавать интонационные особенности речи).
Следующие задания направлены на осознание интонационных особенностей речи.
Фразу: «А сейчас мы с вами отправимся в путешествие» нужно будет произнести с определённой интонацией, как:
• черепаха,
• маленький ребёнок,
• робот,
• пулемётная очередь.
Люди многое могут узнать о нас лишь по тому, как мы одеваемся, жестикулируем, говорим и т.д. Чаще всего использование невербальных средств общения происходит бессознательно или непроизвольно, и окружающие узнают о нас на основании того, как они сами трактуют невербальную коммуникацию. Понятно, что их трактовка может сильно отличаться от того, как мы сами себя воспринимаем. Поэтому в современном мире к невербальным средствам общения относятся очень серьезно, изучают их значение и даже учат правильно использовать. Почему же так важно, чтобы нас понимали именно так, как мы сами себе это представляем?
Давайте для примера возьмем невербальные средства делового общения. В этом случае значение одежды и внешнего вида играют большую роль, по принципу – встречают по одежке. А также, движения, голос, взгляд, все это может создать как барьеры в общении, так и наоборот, поддержать контакт. Таким образом, незнание функции невербальных средств общения приводит к непониманию в деловой среде и часто как следствие, происходит негативное отношение к компании в целом. Тогда как правильное использование невербальных средств общения влияет на установление доверительных и долгосрочных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар"Культура-речи педагога"
Разговор о главном инструменте педагога -речи, ее красоте и силе воздеиствия....
Семинар "Развитие речи дошкольников в свете Федеральных Государственных Требований"
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном у...
семинар-практикум: «Речь и ее развитие у младших дошкольников"
материал в виде красочной презентации на тему "Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста".Будет очень полезен родителям,начинающим специалистам.Речь ребенка должна развив...
Семинар "Развитие речи дошкольника в театральной деятельности"
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста...
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев"
Влияние мелкой моторики на развитие речи...
Семинар «Развиваем речь детей и взрослых»
Аннотация к методической разработке семинара для воспитателей ДОУ «Развиваем речь детей и взрослых". Данный материал предназначен для проведения методических семинаров в ДОУ с пе...
Семинар-практикум «Речь ребёнка на кончиках его пальцев» (мл.гр.)
Цель: -Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; -Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук, в общем, и речевом развитии ребёнка и предо...