СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ОПОРНЫМ КАРТИНАМ.
план-конспект занятия по развитию речи на тему
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ
ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sost_ras_po_oprn_kartin.docx | 48.19 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ
ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ
Цели: учить определять и воспроизводить логику описательного рассказа; сочинять сюжетные рассказы по картинкам в соответствии со структурой содержания.
Ход занятия I. Организационный момент. Повторение правил поведения в школе:
а) при встрече приветствовать взрослых, товарищей, учителя;
б) на уроке: при ответе поднимать руку, отвечать стоя, не
выкрикивать; слушать внимательно учителя и одноклассников;
в) на перемене: нельзя бегать, толкать друг друга.
II. Актуализация опорных знаний. 1. Работа с ребусами.
(Аист, бабочка, усы, вода.)
Учитель печатает на доске слова-отгадки.
- Напечатайте слова в тетради. Кто не умеет печатать, спишите с доски первую букву каждого слова.
- Красным карандашом подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом - буквы, обозначающие согласные звуки.
- Назовите слова, которые начинаются с буквы, обозначающей гласный звук.
- Назовите слова, которые начинаются со звука, обозначающего согласный звук.
- Что можете сказать про аиста? бабочку? усы? воду?
- Назовите слова, которые могут быть каким-то образом связаны по смыслу (аист - вода, бабочка -усы).
2. Игра «Назовите свой звук».
На столе вперемешку лежат предметы или картинки. Разделившись на команды, дети подходят к столу.
Задание: отобрать предметы, названия которых начинаются на одну букву. (Мячик, машина, кукла, мишка, сапоги.)
- Есть ли среди оставшихся предметов сказочный предмет? (Сапоги.) В каких сказках встречаются сапоги?
- Чем сказка отличается от рассказа?
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.) Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте: колени высоко поднимать.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания -руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись -Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)
III. Формирование новых понятий. Составление рассказа.
- Сегодня мы научимся правильно составлять рассказ. По
смотрите на картинку. О чём будет этот рассказ? (О кукле.)
- Итак, главная героиня - кукла.
1-я картинка. (Девочка играет с игрушками, из них несколько кукол.)
- Чтобы рассказ был интереснее и понятнее, давайте дадим девочке имя.
- В любом рассказе есть начало, в котором описывается, где происходят события, с кем, кто главный герой.
- Придумайте начало по первой картинке.
2-я картинка. (Мама дарит новую красивую куклу.)
- Что произошло дальше?
- Как девочка отнеслась к подарку? (Про всех кукол забыла, стала играть только с новой куклой.)
3-я картинка. (Девочка играет с новой куклой, а старые бросила.)
4-я картинка. (Новая кукла лежит в стороне, девочка находит старую куклу под столом.)
- Почему девочка новую куклу оставила в стороне?
- Что произошло со старыми игрушками?
- Зачем девочка ищет старую куклу? (Более близкая, дорогая.)
5-я картинка. (Девочка моет куклу и стирает одежду.) - Чем закончилась эта история?
- Кто сможет рассказать полностью всю историю?
- Понравился ли вам рассказ?
IV. Формирование практических навыков: работа с текстом.
1. Чтение учителем рассказа В. А. Осеевой «Волшебное
слово».
- Я прочитаю вам рассказ, который называется «Волшебное
слово». Подумайте, почему его так назвали.
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо
мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился
с кем-то...
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убе
гу из дома.
- Убежишь?
-Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. -
Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни
меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет, - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берет тебя брат?
- А почему вы все спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни -тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попро
бую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же
. сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..» Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Какую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по ком нате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! -
приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:
- Возьми меня, пожалуйста.
За столом все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но'в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
2. Беседа по содержанию.
- Все ли слова вам были понятны?
- Почему рассказ назвали «Волшебное слово»?
- Почему Павлик хотел убежать из дома?
- Почему Лена не давала краску? Бабушка - морковку? Брат не взял покататься на лодке?
- Какой совет дал ему старик?
- Как Павлик воспользовался советом?
- Помог ли ему совет старика? Каким образом?
- Зачем Павлик снова побежал в сквер?
V. Итог занятия.
- Какие ещё волшебные слова вы знаете? Почему их назы
вают волшебными?
- В каких ситуациях вы пользуетесь этими словами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Весна".
Домашнее задание для детей с ЗПР на тему "Весна": закрепление признаков, названий месяцев, составление рассказа-описания по опорным картинкам....
Составление рассказа по опорным картинкам
Составление рассказов с использованием опорных картинок и схем у детей с ОНР...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
Составление рассказа по опорным картинкам «Насекомые весной»
Программное содержание: Совершенствовать навык чтения; звуко - буквенного анализа и синтеза слов; развивать фонематическое восприятие; продолжать учить детей составлять рассказ, подр...
Составление рассказа по опорным картинкам
Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Осень"....
Методика работы по обучению детей составлению рассказа по опорным картинкам
В консультации описана классическая методика работы с детьми по всем возрастным группам. Будет полезна молодым специалистам, а так же воспитателям с целью уточнения методов и приемов....
«Рассказывание по картине. Составление рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»»
Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с социально-коммуникативным развитием.Цель занятия: развитие творческого воображения при составлении описательного расс...