РАЗУЧИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Тема: РАЗУЧИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК
Цели: раскрыть особенности построения загадок; учить составлять простые загадки по описанию предмета.
Ход занятия I. Организационный момент. Повторение правил поведения на уроке и перемене.
П. Актуализация опорных знаний. 1. Игра в вопросы.
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Сейчас мы с вами поиграем. Я задаю вопрос, а вы должны ответить словом, начинающимся на букву м.
- Что ты любишь из еды? (Например, мороженое.)
- Куда ты любишь ходить? (В музей.)
- Куда ты собираешься поехать летом? (На море.)
-Какой вид городского транспорта предпочитаешь? (Мар
шрутки, метро.)
- Какие вывески магазинов, учреждений можно встретить в городе? (Метро, милиция, музей, мастерская, мебель, молоко, мясо.)
- Какие ты знаешь профессии, специальности? (Музыкант, маляр, милиционер, медсестра.)
- Столица нашей Родины? (Москва.)
- Что находится в середине земли? (Буква М.)
- 2. Лексическая работа. На доске слово: МОСКВА.
- Что вы знаете о Москве?
- Почему Москву называют столицей нашей Родины?
- Кто был в Москве? Что интересного видели? Что запомнили?
- Кто знает, почему слово «Москва» пишут с большой
буквы?
- Напечатайте слово в тетради (для неподготовленных детей -образец в тетради).
- Подчеркните красным карандашом буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом - буквы, обозначающие согласные звуки.
3. Игра «Гласный - согласный».
- Я называю слова. Если слово начинается с согласного зву¬
ка, то вы должны поднять руки вверх, если с гласного звука -
присесть на корточки. Встали все. Начинаем игру.
Арбуз, кошка, ведро, ослик, мышка, утка, собака, иголка, ба¬бочка, азбука.
III. Формирование новых понятий. 1. Работа с загадками.
- Вы любите загадки?
а) Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать ляжет в дупло. (Сова.)
- Как вы догадались, что это сова?
б) Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж.)
- Докажите.
в) Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня .... (Зима.)
г) Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел.)
д) Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака.)
2. Составление загадок.
- Сегодня мы научимся составлять загадки сами. Возьмите
в руки простой карандаш, внимательно рассмотрите его. Что
можно рассказать о карандаше, какой он?
Составление загадки.
- А вот какую загадку придумали о карандаше:
Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом.
На доске картинка: лиса.
Аналогичная работа над составлением загадки о лисе. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост - краса. Кто это? (Лиса.)
Физкультминутка
Загадаю вам загадку, Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.) Раз - листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.) Два - листочки загибаем. (Руки за спину.) Три - ещё разок свернули, (Обхватилируками плечи.)
На четыре - развернули. (Руки в стороны.) Буква спряталась внутри. (Приседания.) Кто догадлив? (Прыжки па месте.)
IV. Формирование практических навыков.
1. Самостоятельное составление загадок.
- Загадайте предмет, придумайте о нём загадку, а мы отгадаем.
2. Чтение учителем рассказа В. А. Осеевой «Сыновья».
- Послушайте и подумайте, кого можно назвать настоящим
сыном.
СЫНОВЬЯ
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нет.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок -за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.
3. Беседа по содержанию.
- Сколько женщин ходило за водой? ,
- О ком они рассказывали друг другу?
- Что рассказала первая женщина? вторая? третья?
- Отгадайте загадку: почему рассказывали о трёх сыновьях, а старик увидел только одного сына?
- Чему учит этот рассказ? Как вы помогаете своим родителям?
V. Итог занятия.
- С каким видом устного народного творчества мы позна
комились на занятии? Что нужно помнить при составлении за
гадок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемосхем при заучивании стихов, составлении загадок.
Консультация для педагогов в форме презентации....
Технология обучения детей составлению загадок
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...
Развитие речи старших дошкольников с ОНР в процессе составления загадок
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построени...
Примерное перспективное планирование «Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи составлению загадок на основе приемов ТРИЗ»
Побор загадок по ТРИЗ....
Развитие умственых способностей по средствам составления загадок.
Цель: учить передавать характерные признаки домашних и диких животных, используя мимику и пантомимику;-развивать наглядно-схематическое, наглядно-образное, логическое, творческое мышление, произ...
составление загадок, модели составления метафор
В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...