РАЗУЧИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Швецова Ирина Петровна

РАЗУЧИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sost_zagadok.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РАЗУЧИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК

Цели: раскрыть особенности построения загадок; учить составлять простые загадки по описанию предмета.

Ход занятия I. Организационный момент. Повторение правил поведения на уроке и перемене.

П. Актуализация опорных знаний. 1. Игра в вопросы.

  • Чем отличаются гласные звуки от согласных?
  • Сейчас мы с вами поиграем. Я задаю вопрос, а вы должны ответить словом, начинающимся на букву м.
  • Что ты любишь из еды? (Например, мороженое.)
  • Куда ты любишь ходить? (В музей.)

-        Куда ты собираешься поехать летом? (На море.)
-Какой вид городского транспорта предпочитаешь? (Мар
шрутки, метро.)

  • Какие вывески магазинов, учреждений можно встретить в городе? (Метро, милиция, музей, мастерская, мебель, молоко, мясо.)
  • Какие ты знаешь профессии, специальности? (Музыкант, маляр, милиционер, медсестра.)
  • Столица нашей Родины? (Москва.)

  • Что находится в середине земли? (Буква М.)
  • 2. Лексическая работа. На доске слово: МОСКВА.
  • Что вы знаете о Москве?
  • Почему Москву называют столицей нашей Родины?
  • Кто был в Москве? Что интересного видели? Что запомнили?

-        Кто знает, почему слово «Москва» пишут с большой
буквы?

  • Напечатайте слово в тетради (для неподготовленных детей -образец в тетради).
  • Подчеркните красным карандашом буквы, обозначающие гласные звуки, синим карандашом - буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Игра «Гласный - согласный».

-        Я называю слова. Если слово начинается с согласного зву¬

ка, то вы должны поднять руки вверх, если с гласного звука -

присесть на корточки. Встали все. Начинаем игру.

Арбуз, кошка, ведро, ослик, мышка, утка, собака, иголка, ба¬бочка, азбука.

III. Формирование новых понятий. 1. Работа с загадками.

-        Вы любите загадки?

а)        Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать ляжет в дупло. (Сова.)

-        Как вы догадались, что это сова?

б)        Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж.)

-        Докажите.

в)        Дел у меня немало -

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня .... (Зима.)

г)        Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор. (Дятел.)

д)        Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается. (Собака.)

2. Составление загадок.

-        Сегодня мы научимся составлять загадки сами. Возьмите
в руки простой карандаш, внимательно рассмотрите его. Что
можно рассказать о карандаше, какой он?

Составление загадки.

-        А вот какую загадку придумали о карандаше:

Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом.

На доске картинка: лиса.

Аналогичная работа над составлением загадки о лисе. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост - краса. Кто это? (Лиса.)

Физкультминутка

Загадаю вам загадку, Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.) Раз - листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.) Два - листочки загибаем. (Руки за спину.) Три - ещё разок свернули, (Обхватилируками плечи.)

На четыре - развернули. (Руки в стороны.) Буква спряталась внутри. (Приседания.) Кто догадлив? (Прыжки па месте.)

IV. Формирование практических навыков.

1.        Самостоятельное составление загадок.

-        Загадайте предмет, придумайте о нём загадку, а мы отгадаем.

2.        Чтение учителем рассказа В. А. Осеевой «Сыновья».

-        Послушайте и подумайте, кого можно назвать настоящим
сыном.

СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

  • Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
  • А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

  • Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
  • Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нет.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок -за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

  • Ну что? Каковы наши сыновья?
  • А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.

3. Беседа по содержанию.

  • Сколько женщин ходило за водой?        ,
  • О ком они рассказывали друг другу?
  • Что рассказала первая женщина? вторая? третья?

  • Отгадайте загадку: почему рассказывали о трёх сыновьях, а старик увидел только одного сына?
  • Чему учит этот рассказ? Как вы помогаете своим родителям?

V. Итог занятия.

-        С каким видом устного народного творчества мы позна
комились на занятии? Что нужно помнить при составлении за
гадок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемосхем при заучивании стихов, составлении загадок.

Консультация  для педагогов в форме презентации....

Технология обучения детей составлению загадок

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...

Развитие речи старших дошкольников с ОНР в процессе составления загадок

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построени...

Развитие умственых способностей по средствам составления загадок.

Цель: учить передавать характерные признаки домашних и диких животных, используя мимику и пантомимику;-развивать наглядно-схематическое, наглядно-образное, логическое, творческое мышление,  произ...

составление загадок, модели составления метафор

В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...