НОД "Весеннее происшествие. Составление рассказа по опорным картинкам".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Коммуникация. Развитие речи . "Весеннее происшествие. Составление рассказа по опорным картинкам".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колокольчик»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по коммуникации(развитие речи) на тему: « Весеннее происшествие.
Составление рассказа по опорным картинкам» для детей среднего дошкольного возраста.
Конспект подготовила воспитатель высшей категории Линник Т.И.
2017г.
Тема : «Весеннее происшествие»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»(Развитие речи) «Познание» (формирование целостной картины мира), «Музыка», «Социализация», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Цель: развитие связной речи по теме «Весна».
Задачи:
-Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам, отвечать полными предложениями;
-Учить подбирать слова-определения, слова антонимы к существительному, развивать речь, проговаривая звуки, слуховое внимание.
-Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
-Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;
-Конкретизировать представление детей о весенних изменениях в живой и не живой природе;
-Обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;
-Воспитывать умение слушать друг друга; прививать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Активизация словаря: Весна, солнце, лучики, становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, почки набухают, появляются цветы; ручеёк, сосулька, цветы, птицы.
Материалы: Картинки- матрёшки «Времена года». Посылка, конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, полоски и круг из жёлтой бумаги; металлофон, раскраски на тему ранней весны, ИКТ, картинки матрёшки «Времена года», мнемотаблицы в виде картинок, фланелеграф.
Методы приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Предварительная работа:
-Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей)
- Опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
- Рассматривание сюжетных картинок с приметами ранней весны, репродукции художников;
-Чтение худ. литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы
-Разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, физ. минутки.
-Худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем всех. А теперь настроимся на занятие.
Дети:- Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
- А сейчас, сделаем разминку для язычка..
На – на-на – наступила весна,
Но-но-но – распахнем окно,
Не – не – не – рады мы весне.
Воспитатель:
Сегодня утром, я встретила почтальона, он вручил мне посылку с надписью: «Ребятам средней группы «Непоседы». Я её не распечатала, а решила дождаться вас и вместе посмотреть, что внутри.
Воспитатель: Хотите узнать, что здесь? Тогда присаживайтесь. Здесь письмо, что же в нём? Сказка. Читаем? (Дети садятся, чтение сказки.)
Сказка.
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца — зима, три месяца — весна, три месяца — лето и три месяца — осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод». Что же это за чудо, отгадайте.
Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру —
Я глаза скорей протру,
А оно — всё ярче, ярче,
За окном — всё жарче, жарче…
Что это такое? —
Воспитатель: Действительно, солнце — самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко весной.
Игра «Солнышко весной«( подбор прилагательных). Крепить солнышку лучики будем по очереди, называя при этом, каким оно может быть.
Дети прикрепляют лучики, подбирая прилагательные:
солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, румяное, лучистое, яркое, жарко.
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее.
Игра ''Сравни и назови'' А сейчас сравним солнышко, я начну фразу, а вы закончите:
Солнце желтое, как… (одуванчик)
Солнце круглое, как… (мячик)
Солнце ласковое, как (мама, бабушка)
Солнце румяное, как (колобок)
Хотите узнать, что случилось дальше?
Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки - подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку.
Так что же произошло, когда появилось весеннее солнце?
Достается карточка с изображением подснежников на проталине.
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам показать, как распускаются подснежники.
Физминутка «Цветы».
Раз –два-три выросли цветы (сидим на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки раскачал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),
Воспитатель: Молодцы дети, вы были красивыми цветочками. А скажите, подснежники можно рвать в большие букеты?
(Дети: Нет.) Почему?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Воспитатель: Придумываем сказку дальше.
Достается картинка с изображением сосулек.
Игра ''Доскажи словечко''
Плачет- заливается -
Солнце ей не нравится.
Изо льда бабулька,
Капает... (сосулька)
Солнцем радует погода,
Просыпается природа,
Соловьи разводят трель,
С крыши капает... (капель)
Солнце лучиком играет,
А снежок всё тает, тает!
Птичкам стало не до сна,
В гости к нам пришла ... (весна)
Физ.минутка. «Весна»
-От сосулек звон, звон, звон - кисти рук вверх, вниз.
-Распустился клён, клён, клён – поднимаем руки вверх.
-Растопился снег, снег, снег - показать сугроб.
-Ручейки бег, бег, бег - руки лодочкой вперёд.
-Гром грохочет – топ, топ, топ.
-Почки слышно – шлёп, шлёп, шлёп.
Какие вы Молодцы! Как много интересного знаете про весну. Теперь Зима обязательно уступит место Весне. Дети садятся.
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
— Значит, стали таять сосульки и зазвенела капель (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Слайд№1
Воспитатель: Солнце светит, сосулька начинает таять(играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).
Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.
Воспитатель: Посмотрим, что же случилось потом.
Достает из конверта рисунок с изображением ручейка. Ответы детей. Воспитатель подводит итог: Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Слайд№2
Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)
Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.
Достается карточка, с изображением ветки с почками. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
— На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.) Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице). Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.
Воспитатель:
- Ребята, а зиму с весной вы не перепутаете?
- Давайте проверим.
Зима ушла, а весна - пришла.
Зима холодная, а весна - тёплая.
Зимой солнце морозит, а весной - греет.
Зимой сугробы высокие, а весной - низкие.
Зимой надевают шубы, а весной - куртки.
- Всё правильно ответили, молодцы.
Воспитатель: Что же еще происходит весной?
Достается картинка с перелетными птицами. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
—С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу? Возвращаются перелетные птицы. Они наполняют весенний лес своими трелями, дятел стучит словно молоточком тук-тук, тук-тук. Просыпаются насекомые: жуки, пауки, комары, мухи и мы можем услышать множество звуков:
Игра '' Продолжи звук"
Зашумел ветер около уха ( ш-ш-ш-ш )
Летала оса около носа (с-с-с-с )
Летел, жук жужжал ( ж-ж-ж-ж )
Поймали комара, послушаем ( з-з-з-з )
Отпустили, сильно подуем ( у-у-у-у).
Воспитатель: А ещё, у животных появляются малыши. Есть у нас такая картинка? Есть.
Итог:
—У зверей появляются детеныши. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. Вставайте в круг.
Игра в кругу «Мамы и малыши» «Один-много».(Напр.: медведица — медвежонок - медвежата).
Воспитатель: А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?
Ответы детей.
Воспитатель подводит итог:
-Люди одевают облегченную одежду. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Вот какая замечательная сказка у нас получилась. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили.(Идет закрепление материала)
Рассказ.
Слайд №3
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.
Вызываются 2-3 ребенка для повтора рассказа.
Воспитатель: Вот и сказки конец. Как вы думаете, ребята, весна в нашей сказке победила зиму? Кто был её помощником? Правильно, солнышко. А ещё кто? Конечно мы. Пригласить детей в круг.
Релаксация. Дети стоят по кругу.
-Занятие сегодня было для вас интересным?
Значит, не прошло для вас оно зря.
Вы все очень постарались,
Вам понравилось, друзья?
-Ребята, как вы думаете, мы интересную сказку придумали о весне, каким сердечком мы оценим её?
-Ребята, я сейчас дам вам вот этот жёлтый шарик, он будет солнышком, у кого в руках солнышко, тот говорит, что ему понравилось на занятии, или какое задание было трудно выполнять.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, весна прислала для вас сюрприз. Вот эти замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам отдохнуть, а потом взять краски, фломастеры, карандаши и раскрасить их в яркие цвета (продуктивная деятельность) А ещё, вот такие необычные цветочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Весна".
Домашнее задание для детей с ЗПР на тему "Весна": закрепление признаков, названий месяцев, составление рассказа-описания по опорным картинкам....
Составление рассказа по опорным картинкам
Составление рассказов с использованием опорных картинок и схем у детей с ОНР...
Составление рассказа по опорным картинкам «Насекомые весной»
Программное содержание: Совершенствовать навык чтения; звуко - буквенного анализа и синтеза слов; развивать фонематическое восприятие; продолжать учить детей составлять рассказ, подр...
Составление рассказа по опорным картинкам
Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Осень"....
Методика работы по обучению детей составлению рассказа по опорным картинкам
В консультации описана классическая методика работы с детьми по всем возрастным группам. Будет полезна молодым специалистам, а так же воспитателям с целью уточнения методов и приемов....
Составление рассказа по опорным картинкам с применением методов психологической активации мышления и речевого развития.
Многие известные педагоги утверждают, что использование творческого рассказывания на занятиях, позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение), р...
Составление рассказа по опорным картинкам на тему "Зима"
Презентация...