конспект ООД в средней группе "Бережливая Марья Искусница"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час –
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас.
Всем гостям места приметные
В горнице мы отведём –
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с Вами входит в дом!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezhlivaya_marya_iskusnitsa.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Бережливая Марья Искусница».
Ход занятия
Воспитатель. Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час –
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас.
Всем гостям места приметные
В горнице мы отведём –
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с Вами входит в дом!
Но ещё не все гости собрались – жду я ребятишек – девчонок и мальчишек!
Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети
Воспитатель. Ребята, когда мы приходим в гости или к нам приходят гости, что мы с вами говорим? (Здравствуйте!)
- А что означает слово «Здравствуйте»? (Ответы детей.)
- Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
- Ребята, а кто мне скажет, как называется наша страна, в которой мы живём?
Правильно, мы живем в России. Раньше наша родина называлась Русь. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Марье Искуснице и посмотрим, как жили люди давным-давно. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается.
(Дети становятся в круг, берутся за руки, раскрываются шторы и открываются декорации русской избы.)
-Куда же это мы с вами попали? (в русскую избу). Правильно!
Марья Искусница: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Проходите, посмотрите. Ребята сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе.
Воспитатель: Марья Искусница, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.
Марья Искусница: Познакомимся с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать. Русский народ славен дружбой и трудолюбием. Почему так говорят?
Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.
Марья Искусница: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, и жилось в них хорошо.
Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети: Самая лучшая комната в избе – горница.
Марья Искусница: Кого в ней принимали?
Дети: В горнице принимали гостей.
Марья Искусница: Что было главным в горнице?
Дети: Печь.
Марья Искусница: Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления еды. (Показывает закуток в «избе»). Закуток – это отгороженное место, отдельный уголок. Хозяйка здесь готовила еду.
Другой, левый от печки угол, назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей. Вот и вас я посадила в красный угол.
Воспитатель: Наши дети уже многое знаете о русской избе и домашней утвари – предметах, которые окружают человека, помогают ему в домашнем хозяйстве.
Выходите играть в интересную игру, а в какую – пока не скажу. Выходите, вставайте в круг.
Дети встают в круг.
Воспитатель: Мы с вами знаем много загадок о русской избе. Давайте поиграем с Марьей Искусницей - будем загадывать загадки. И поможет нам в этом бубен. А Марья Искусница сама найдёт предметы-отгадки в горнице.
«Игра с бубном»
Дети передают бубен из рук в руки, и произносит считалку:
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот загадку скажет нам!
Ребёнок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, Марья Искусница показывает предмет-отгадку.
Загадки:
Под крышей четыре ножки,
А на крыше – горшок да ложки.
Сама не ест, а других кормит.
Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает.
Толстая Федора
Наедается не скоро.
Но зато, когда сыта –
От Федоры теплота.
Набита пухом
Лежит под ухом.
Два братца
Друг на друга глядятся,
А вместе не сойдутся.
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт.
Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает.
Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине – огонь и вода.
Чёрный конь
Скачет в огонь.
Никогда не ест,
А только пьёт, да кипяток льёт
Марья Искусница: Молодцы, ребята, много загадок знаете про предметы, которые и в старину и по сей день, помогают человеку в хозяйстве. Мы с вами вспомнили, как обустроена горница, и что в ней находится.
Марья Искусница: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, пряли, вышивали, И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми. Любой труд был почётен: и взрослый, и детский. Дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал!». Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу.
К труду девочку приучала мама. Девочки помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.
- Посмотрите, ребята, что это лежит у меня на полу? (Коврики.)
- Такой длинный коврик в старину называли половиком или дорожкой. Раньше женщины сами вязали крючком или ткали на специальных станках дорожки. Посмотрите, какие они красивые, в полоску и с узорами!
- Как вы думаете, а для чего использовали половики? (Ответы детей.)
- Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами. Красивые половички наши прабабушки вязали спицами и крючком из старых вещей. Нарезали их на тоненькие длинные полоски и катали их в клубочки. Вязали половички круглые и прямоугольные.
Воспитатель: Какая интересная выставка у вас оформлена!
Марья-искусница: У меня побывало много народу, мастеров-умельцев, и каждый из них оставил мне на память свои поделки. Обратите внимание на эти поделки. Их выполнили такие дети, как вы. Это были давние гости, сейчас они уже учатся в школе.
- Ведь я знаю, что у вас умелые руки. Давайте дружно возьмемся за дело. И сплетем
Воспитатель: Ну, что ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади.
- Понравилось вам путешествие? (да).
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)
- Каким ремеслом занимались люди в старину? (шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).
- Что было главным украшением избы? (красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...
Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...
Конспект НОД В средней группе на тему: «Беседа к 23 февраля в средней группе»
Конспект НОДВ средней группена тему:«Беседа к 23 февраля в средней группе»...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...