Статья "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей 3 – 4 лет"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
В статье приводится пример работы над развитием речи детей младшего дошкольного возраста нетрадицмонными методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "Значение пальчиковых игр в развитие речи детей 3 - 4 лет" | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей 3 – 4 лет»
Подготовлена: Быстровой М.В.
воспитателем МКДОУ № 10
Игра - это особая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания дошкольников проходят в форме игры.
Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребёнка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире.
Пальчиковые игры помогают детям освоить счёт, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение, речь. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп; учит соблюдению речевых пауз.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магнетическим, утешающем и успокаивающим.
Все пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцев индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулируют развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
При проведении игр я соблюдаю следующие правила:
- Игровые задания постепенно усложняться.
- Начинаю игру только тогда, когда ребёнок хочет играть.
- Никогда не начинаю игру, если сама утомлена или если ребёнок неважно себя чувствует.
- Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала рассказываю о них, используя картинки или игрушки.
- Если сюжет игры позволяет, «бегаю » пальчиками по руке или спине ребёнка, щекочу, глажу и др.
- Не допускаю переутомления ребёнка в игре
- Занимаюсь регулярно, около 5 минут.
С чего я начинаю обучение пальчиковой игре?
- Сначала я сама показываю игру.
- Затем показываю игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Мы с ребёнком выполняем движения одновременно, или с необходимой моей помощью и произношу текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а я подсказываю и помогаю.
На основе собственного педагогического опыта я разработала следующую систему практической работы по развитию движений пальцев по следующим направлениям:
- Пальчиковые игры.
- Действия (игры) с предметами (движения пальцев с предметами, игры с мозаикой, игры с крупой)
1.2. Виды пальчиковых игр
Далее мной предлагаются вариантов различных видов игр и упражнений для детей 3 – 4 лет, в которых используются пальчиковые игры и нетрадиционные техники.
1) Игры-манипуляции
«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2.) Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
"Распускается цветок" — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу) -пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
3). Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4). Пальчиковые кинезиологические упражнения
(«гимнастика мозга») Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. для детей с 3 лет.
«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) для детей с 4 лет.
5). Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук,
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
6). Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец -какой-либо персонаж.
«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Изучая методическую литературу я подобрала картотеку пальчиковых игр по лексическим темам.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
1. | Я и моя семья, имя |
2. | Вес весёлые ножки и ладошки |
3. | Пал пальчик, как тебя зовут? |
4. | Пои играем с пальчиками |
5. | Вес весёлый счёт |
6. | Нас настроение, поведение |
7. | Тру труд, орудия труда |
8. | Про профессия, служба |
9. | Вар лепим и печём |
10. | Пра праздник, встреча гостей |
11. | Отд отдых, забава, развлечение |
12. | Кул культурно-гигиенические навыки |
13. | Ска сказки, сказочные персонажи |
14. | Дик дикие животные |
15. | Дом домашние животные |
16. | Пти птицы – перелётные, зимующие |
| Дом домашние птицы |
18. | Нас насекомые |
19. | Под подводный мир |
20. | Раст растения |
21. | Ово овощи |
22. | Фру фрукты |
23. | Яго ягоды |
24. | Явл явления природы |
25. | Вре времена года |
26. | Тра транспорт |
27. | Стр строения, постройки |
28. | Пре предметы домашнего быта |
29. | Игр игрушки |
30. | Муз музыка, музыкальные инструменты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...
Консультация для родителей младшей группы на тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...
Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет
Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...
Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...
Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"
Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....
Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.) Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...
Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»
Советы родителям по развитию речи детей через словесные и пальчиковые игры...