Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"
статья по логопедии (старшая группа)
Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart_2020g.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
для развития речи детей дошкольного возраста»
Чтобы научить ребенка говорить, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Исследователи установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка происходит в пределах возрастной нормы.
На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу головного мозга.
Тренировка движений пальцев и кисти рук необходима, чтобы стимулировать речевое развитие детей, подготовить кисти руки к письму, и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Когда же начинать заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми? В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Возраст от полутора до трех лет – это благоприятный период для формирования речи. В этом возрасте дети овладевают основными средствами общения, закладываются основы речевого поведения.
К трем годам движения пальцев становятся похожи на движения рук взрослого человека. Поэтому работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев (легкое тактильное общение).
В 6 – 7 месяцев можно делать массаж кистей рук. С самого раннего детства всем знакомы игры: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая», их значение недостаточно осмыслено взрослыми. Эти пальчиковые игры оказывают не только развлекательное, но и развивающее, оздоровительное воздействие.
В возрасте 10 месяцев нужно заниматься тренировкой пальцев ребенка. Кроме пальчиковых стишков и потешек детям нужно давать катать шарики, рвать на мелкие кусочки бумагу, перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки, матрешек, играть во вкладыши. В таких играх участвуют почти все пальцы и движения пальцев рук энергичны.
С полутора лет можно использовать сложные пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверюшками, пальчиковый счет. Можно играть в различные шнуровки, учится застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, раскручивать капроновую ленточку, играть в кубики, собирать крупные пазлы.
А с трех до шести лет необходимо совершенствовать технику уже освоенных пальчиковых игр. Проводите игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, пуговиц, лепку из глины или пластилина, завязывание и развязывание узелков, дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп, пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания по образцу.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, в разнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру, работать с ниткой и иголкой. Большое значение на развитие движений кистей и пальцев рук оказывает самомассаж, занятия изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация), ручной труд и систематическая работа с ножницами.
Необходимо регулярно тренировать движение пальцев и кистей рук, что стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляции речевого аппарата, подготавливает кисть к письму. Вся эта работа повышает работоспособность головного мозга, стимулирует развитие психических процессов.
Работу по развитию движений пальцев рук и кистей нужно проводить систематически по 2 – 5 минут ежедневно.
Сначала детям трудно выполнять многие упражнения. Поэтому упражнения отрабатываются постепенно: от простого к сложному, вначале в медленном темпе, затем в быстром, количество повторений постепенно увеличивается.
Тренировку нужно начинать с самого раннего детства. Ребенок должен овладеть самыми простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать ложку, карандаши, умываться, не расплескивая воду.
Пальчиковая гимнастика дает пальчикам полноценный отдых, развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение. Регулярное проведение пальчиковой гимнастики поможет в дальнейшем поставить детям правильный подчерк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.
Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....
Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...
Консультация для воспитателей на тему:"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...
«ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хоро...
Конспект заседания детско-родительского клуба НА ТЕМУ: "Значение пальчиковой гимнастики в развитиии речи детей дошкольного возраста"
Конспект предназначен воспитателям детского сада и родителям детей дошкольного возраста...
Конспект заседания детско-родительского клуба НА ТЕМУ: "Значение пальчиковой гимнастики в развитиии речи детей дошкольного возраста"
Материал будет полезен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста...