Нетрадиционные формы работы с родителями МДОУ мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Наливных Татьяна Владимировна

МДОУ ИРМО "Детский сад комбинированного вида в ЖК "Луговое"" 28.11.2018 г. в музыкальном зале был проведен учителем логопедом мастер-класс: Нетрадиционные формы с родителями МДОУ "Артикуляционная гимнастика".  Где говорилось о пользе артикуляционной гимнастики, её цели, причины по котором необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики. Также было показыно множество различных артикуляционных упражнений необходимых для правильного звукопроизношения. Регулярные занятия артикуляционной гимнастики способствуют воспитанию правильного произношения звуков и позволяют научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования   «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова, ул. Изумрудная, 8

тел.8(3952)488174

Нетрадиционные формы работы с родителями МДОУ

«Артикуляционная гимнастика»

Дата: 28.11.2018

Время проведения: 18:00

Место проведения: Музыкальный зал

        

                                                                                                                                  Составила:

  Учитель - логопед

Т.В. Наливных

Мастер – класс: Нетрадиционные формы работы с родителями МДОУ «Артикуляционная гимнастика».

Участники: родители.

Цель: Закрепление и выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов в домашних условиях, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

- Познакомить участников мастер-класса с методикой и приёмами артикуляционной гимнастики.

- Показать значимость  применения упражнений артикуляционной гимнастики для речевого  развития дошкольников.

-   Создать условия для приобретения родителями новых умений и навыков при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

План проведения:

  1. Сообщение. Актуальность.
  2. Педагогическая часть:

а) Динамические упражнения артикуляционной гимнастики – выработка основных движений и положений ОАА.

 «ЧАСИКИ», «КАЧЕЛИ», «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК», «ИГОЛОЧКА», «ФУТБОЛ», «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ».

б) Специфические упражнения артикуляционной гимнастики – направлены на постановку звуков.

 -  Основные игровые упражнения для свистящих звуков: 

«УЛЫБКА», «ЗАБОРЧИК», «ТРУБОЧКА», «ГОРКА», «ЛОПАТОЧКА», «ПОЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ».

-   Основные игровые упражнения для шипящих звуков: 

«ТРУБОЧКА», «РУПОР», «ЛОПАТОЧКА», «ЧАШЕЧКА», «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ», «МАЛЯР».

-   Основные игровые упражнения для сонорных звуков:

«ИНДЮК»,  «ДЯТЕЛ», «ПАРУС», «ГРИБОК», «ЛОШАДКА», «МАЛЯР», «ПОЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ», «ГАРМОШКА».

  1. Рефлексия.

  1. Сообщение

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика».

  • Хорошая  речь   –   важнейшее   условие   всестороннего  полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

          Чёткая, точная,  работа артикуляционного аппарата играет важную роль в формировании правильного произношения звуков.  Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, щёк полезна артикуляционная гимнастика    –   совокупность специальных  упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности  органов, которые участвуют  в речевом процессе.

            Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности  органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

          Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

     

         Причины по котором необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастики некоторые дети сами могут научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения  смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься специалист: их мышцы будут  уже подготовлены.

3.  Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям, и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при

обучению письму на начальном этапе.

        Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики:
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно  2 раза в день по 5-10 минут.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
3. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики  увеличивается.
4. Каждое упражнение выполняется по 5-8 раз.

          Практика  показывает, что правильное  применение  упражнений артикуляционной гимнастики позволяет в более короткие сроки,           быстро и качественно: - поставить звук, - провести автоматизацию поставленного звука,  - дифференциацию сложных по звучанию и схожих по артикуляции звуков, - ввести звук в самостоятельную речь.

         Для формирования правильного произношения звуков существует множество различных упражнений.

2. Педагогическая часть

   

  1. Динамические упражнения артикуляционной гимнастики – выработка основных движений и положений ОАА.

- «ЧАСИКИ»  - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

- «КАЧЕЛИ» - высунуть язык - движение языка: нос – подбородок.

- «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя», покусать язычок зубками та-та-та, закусить язычок зубками и продвинуть его сквозь зубы с усилием вперёд – назад.

- «ИГОЛОЧКА» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

- «ФУТБОЛ» - рот закрыт, упираться кончиком языка попеременно в щёки.

  1.  Специфические упражнения артикуляционной гимнастики – направлены на постановку звуков.

 а)  Основные игровые упражнения для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц): 

- «УЛЫБКА» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

- «ЗАБОРЧИК» - губы в улыбке, видны  сомкнутые верхние и нижние зубы.

- «ТРУБОЧКА» - губы вытянуты вперёд в виде трубочки.

-  «ГОРКА» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

- «ЛОПАТОЧКА» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.

- «ПОЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить»  нижние зубы с внутренней (наружней)  стороны делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

б)  Основные игровые упражнения для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ):

- «ЛОПАТОЧКА»

- «ТРУБОЧКА»

- «РУПОР» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

- «ЧАШЕЧКА» - улыбнуться, открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

- «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» - слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

-  «МАЛЯР» - улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад. Выполнять медленно, под счёт до 6-8 раз.

в) Основные игровые упражнения для сонорных звуков (л, ль, р, рь):

- «МАЛЯР»

- «ИНДЮК»  - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).

 - «ДЯТЕЛ» -  Улыбнуться, приоткрыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по альвеолам за верхними зубами и произносить звуки: «Д-Д-Д…». Выполнять 10-20 секунд. Сначала  медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить чтобы «работал»  только кончик языка, а сам язык не прыгал.

- «ПАРУС» - улыбнутся, открыть рот поднять кончик языка вверх за верхние зубки и удерживать под счёт до 5.

- «ГРИБОК»  - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Не отрывая язык от неба оттягивать вниз нижнюю челюсть.

- «ЛОШАДКА» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, «прыгал» только язычок.

- «ПОЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить»  верхние зубы с внутренней (наружней)  стороны делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

- «ГАРМОШКА» - улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

       Регулярные    занятия    артикуляционной    гимнастикой   способствуют воспитанию правильного произношения звуков и позволяют научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Ваши усилия обязательно обернутся успехами ребёнка!

  1. Рефлексия  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".

Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...