Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Составление творческих рассказов по картине "Помогите зимующим птицам""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Щербакова Анастасия Сергеевна

Цель: формировать умение составлять творческие рассказы по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление творческих рассказов по картине «Помощь зимующим птицам»»

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, речевая, коммуникативная.

Цель: формировать умение составлять творческие рассказы по картине.

Задачи: образовательная: - формировать умение  составлять творческие рассказы по картине;

- отрабатывать мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов;

-формировать умение связно высказывать свои мысли, используя предложения со сложноподчинённой мыслью.

развивающая: - развивать творческую активность детей; 

- развивать связную речь; умение составлять предложения по картине;

- формировать словарь по теме;

-активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.

воспитательные: - воспитывать бережное отношение, любовь к живой природе;

- воспитывать у дошкольников выдержку, терпение, умение выслушивать рассказы товарищей до конца.

Методы и приёмы: наглядный (картина, ), словесный (беседа, рассказ, ), практический (физминутка, сюрпризный момент).

Формы работы: диалог, рассматривание картины,  дидактическая игра и упражнения.

Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Перелетные и зимующие птицы», проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине, просмотр презентации, чтение художественной литературы о зимующих птицах.

Материалы и оборудование: картинки  3-х гномов, большой круг, разбитый на 4 сектора: красный, синий, зелёный, жёлтый; кубик, снежинки, подзорные трубы, ватман с готовыми зарисовками кругов, маркер,  письмо с картиной «Помогите зимующим птицам» , звукозапись П. Чайковского «Времена года».

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1.Организационный момент. Игровая мотивация.

Воспитатель обращает внимание детей на лежащий круг на полу, разбитый на 4 сектора (синий, красный, зелёный, жёлтый) в середине которого стоит сундучок.
Воспитатель: Сегодня у нас в группе произошло чудо. В гостях побывал волшебник и  приготовил вам игру с сюрпризом. Вы бы хотели узнать, что это за сюрприз и игра? А узнать, что это за сюрприз, сможем лишь тогда, когда с помощью кубика выполним все его задания.

 Вы готовы? Игра начинается. Кто первый бросит кубик?

Дети по очереди бросают кубик на круг  и отвечают на вопросы по секторам, по 2 вопроса на каждый сектор.

Синий сектор:

-Ребята, кто меняет шубку два раза в год?

-два раза в год меняет шубку заяц;

-Кто ответит, что общего у ежа и медведя?

-общего у ежа и медведя то, что они оба живут в лесу, зимой оба впадают в спячку

Красный сектор:

Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?

-К зимующим птицам относятся синичка, воробей, ворона, снегири, клесты….

-чем питаются птицы зимой?

-Птицы питаются зимой  корой, ягодами с деревьев, зернами;

Зелёный сектор:

-  Надо ли корни деревьев утеплять зимой?

-на зиму корни деревьев надо посыпать опилками, чтобы они не замерзли.

 -Почему зимой с деревьев надо сбивать снег?

-Зимой надо сбивать снег с деревьев, потому что много снега может сломать ветки деревьев.

 Жёлтый сектор:

Что бывает  зимой в снежную, ветреную погоду?

- зимой в снежную и ветреную погоду бывает вьюга;

- сколько лучиков у снежинок?

-все снежинки разные, одинаковых снежинок не бывает;

Воспитатель. Задания мы все выполнили, теперь можем узнать, что за сюрприз приготовил нам волшебник.

(Воспитатель открывает сундук,  в котором находится картина на тему «Покормите зимующих птиц»).

Воспитатель: Вот какую красивую картину оставил для нас волшебник. Ребята, давайте рассмотрим, что на ней изображено. Давайте придумаем ей название.

Ответы детей.

Воспитатель: А вы бы хотели поиграть с картиной в новые игры?

 Помогут нам в этом наши гости волшебники – гномы.

(Воспитатель выставляет по очереди картинки гномов.)

«Гном – деление». Он принёс с собой подзорные трубы (каждый ребёнок получает подзорную трубу от гнома – деления), через которые на картине виден только один предмет или один живой объект.

Воспитатель. Посмотрите на картину через свои волшебные трубы и скажите, что или кого вы там видите? А затем приклейте в кружочки на ватмане то, что вы увидели  на картине.

(дети наклеивают  в кругах на ватмане тот предмет или живой объект, который увидели в подзорную трубу).

Воспитатель. К нам пришёл «Гном – Объединение».  Он просит вас подумать, что с чем можно объединить и почему? (Дети объединяют предметы и высказывают свои суждения, соединяют круги с изображёнными предметами при помощи стрелок).

Ответы детей: - я объединю дерево со снегом, потому что снег укрыл деревья пуховым одеялом;

- я объединю снегирей и ветку дерева, потому что снегири сидят на ветке;

-я объединю белочку с мальчиком, потому что он дает белочке орех,

- я объединю девочку с кормушкой, потому что она кладет туда семечки для птиц  и т.д. (дети связывают все предметы и объекты на картине  друг с другом, объясняя, почему можно их связать, при этом учатся строить  сложноподчинённые предложения).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все предметы и живые объекты вы связали друг с другом. А третий гном волшебник предлагает вам тоже  поиграть. Вы сейчас станете отставайками. Посмотрите на картину и скажите отставайки, что было до того как мальчик с девочкой пришли в парк покормить птиц?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь, вас волшебник  превратит в забегаек, скажите ему, что же будет потом, когда ребята покормят птиц?
Ответы детей.

Воспитатель. А пока дети играют, резвятся, мы с вами тоже поиграем в игру со снежинками.

Физминутка и дыхательная гимнастика. (на ковре)

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот, одна упала на мою ладошку,

Ой, не тай снежинка подожди немножко.

(Дети под музыку П. Чайковского «Времена года» кружатся, держа в руке снежинку, приседают и гладят снежинку.)

Воспитатель: А теперь, ребята мы превратимся в ветерок и немного подуем на снежинки.(дуют, снежинки падают на ковер)

Воспитатель. Смотрите,  сколько снежинок к нам прилетело. Давайте соберём снежинки в шкатулку,  но при этом каждую снежинку превратим  в красивое слово о зиме. Какая зима?

-Лютая, холодная, волшебная, снежная, красивая, весёлая, морозная и т.д. (назвав красивое слово о зиме,  ребёнок опускает снежинку в шкатулку).

Воспитатель. А остальные снежинки превратим в красивые слова о снеге. Какой снег?

-Белый, пушистый, воздушный, лёгкий, сверкающий….

Воспитатель. Спасибо ребята. Сколько красивых слов вы опустили в шкатулку.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель. Давайте представим, что мы оказались внутри картины. Прислушайтесь, что вы слышите,  какие звуки?

- Я советую вам начинать предложение так : «Я слышу, как…хрустит снег, щебечут  птицы, смеются  дети…

Воспитатель. А теперь вдохните глубоко- глубоко. Ещё раз вдохните, какой воздух на улице?

- Чистый, свежий, морозный.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по этой картине. Кто хотел бы составить рассказ по ней?

- А для того, чтобы нам легче было составить рассказ, мы воспользуемся планом. (выставляется план-схема составления рассказа.)

- С чего начнем рассказ? Что было дальше и чем закончится рассказ?

-Ребята, в своих  рассказах обязательно придумайте имена для героев. Не забудьте использовать и красивые слова, которые вы говорили о снеге, о зиме.

Рассказы детей. (3-4 человека рассказывают по картине)

(воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов). Затем, если кто-то из детей испытывает затруднения при составлении рассказа, воспитатель  предлагает свой рассказ:  

«Однажды, зимним, морозным утром, Саша со своей сестренкой Машей вышли погулять в парк рядом со своим  домом. И увидели, что зимующие птицы прилетели на кормушку, чтобы полакомиться чем-нибудь вкусненьким. Зимой им особенно трудно найти пищу в лесу. А здесь на кормушке они увидели корм  и  принялись клевать его. Снегири сели на веточку дерева, что бы погреться на солнышке. Маша уронила часть семечек на снег, их тут же принялись клевать воробышки и синичка. Синичка, сидящая на кормушке, стала клевать семечки прямо с руки девочки, она ничего не боялась. А Саша, увидев, что к нему бежит  белка, достал из кармана вкусный орех и протянул его ей. Ребята  кормили  птиц и белочку  с удовольствием, потому что знали, как тяжело приходится им зимой».

Воспитатель. И в заключении, один ребёнок рассказывает один большой творческий рассказ).

Воспитатель. Вот какие красивые рассказы вы рассказали по картине. Как настоящие писатели. (итог )

Рефлексия:

Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задает им вопросы:

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (играли в игру, составляли по картине творческий рассказ)

- В какие игры мы играли?

-Какая игра вам понравилась больше всего?

-Что было труднее всего?

- Вам было интересно играть с картиной?

Воспитатель: Ребята, вам понравилось составлять рассказы?

- …., чей рассказ понравился тебе больше? А тебе …?

Воспитатель: Мне понравились все ваши рассказы, вы молодцы. Ваши рассказы получились очень интересными.  

Воспитатель: ребята, мы записали ваши рассказы на листочках и оставим  картину у себя  в группе.  Я хочу предложить вам вечером с родителями снова посмотреть эту картину, и озвучить им ваши рассказы. (Дети высказывают своё мнение).  И так как, вы все сегодня замечательно работали, я приготовила для вас сладкий сюрприз (конфеты), а так же корм для птиц, сегодня мы пойдем с вами на прогулку и  тоже угостим зимующих птиц лакомством, как и герои из ваших  рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Творческие рассказы детей»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Творческие рассказы детей» (В.В. Гербова, с55) Цель. Активизировать фантазию и речь детей. ...

Конспект НОД в подготовительной группе по формированию целостной картины мира (экология). «Покормите птиц зимой».

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова «Зима».Проведение дидактических игр: «Найди картину по палитре», «Собери пейзаж»Домашнее за...

План-конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: "Составление творческих рассказов о животных весной с использованием интеллектуальных карт"

Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений....