«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
статья по развитию речи на тему
Пальчиковые игры и упражнения - развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность рук, развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, совершенствуют двигательную память, развивают речемыслительную деятельность, мимическую мускулатуру, чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, овладению счѐтом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов. Ориентировка на листе бумаги «Укрась платочек», «Кто нарисует больше», развивает координацию движений, формирует внимание, глазомер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Пальчиковые игры и упражнения - развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность рук, развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, совершенствуют двигательную память, развивают речемыслительную деятельность, мимическую мускулатуру, чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, овладению счѐтом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов. Ориентировка на листе бумаги «Укрась платочек», «Кто нарисует больше», развивает координацию движений, формирует внимание, глазомер. Ручной труд способству интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Все упражнения объединены конкретными темами, связанными с тематическим планированием основной общеобразовательной программы. Тем самым соблюдается принцип интеграции и выполняется одно из важных условий в образовательной деятельности – не перегружать образовательным содержанием, выполняя основные требования программы. Для достижения поставленных задач можно использовать следующие приемы:
• Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.
• Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
• Дидактическая игра «Пальчиковый сухой бассейн»
• Конструирование из счетных палочек.
• Лепка из теста и пластилина.
• Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
• Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок.
• Рисование картинок по силуэту ниткой.
• Плетение разноцветными шнурками.
• Перебирание и сортирование различных круп и семян.
• С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи.
• Застѐгивание и расстѐгивание пуговиц.
• Всасывание пипеткой воды из стакана.
• Раскрашивание рисунков – штриховка.
• Графические диктанты (рисование по клеточкам) .
• Игры с конструктором, мозаикой.
Как правило, приемы развития мелкой моторики и способы развития мелкой моторики базируются на игре. Это могут быть пальчиковые игры, типа «Мы капусту рубим, рубим… », «Молоточком я стучу… » или же игры со специальными развивающими игрушками, например играми - сортерами, пазлами, мозаикой, конструкторами. Не менее популярными для развития мелкой моторики руки ребенка являются игры-шнуровки, разработанные Марией Монтессори. Большой вклад в работу по развитию мелкой моторики рук могут внести родители, ведь развивая пальчики ребѐнка, родители тем самым помогают ему быстрее и успешнее овладеть речью. Совместная работа воспитателя с родителями также определяет общий успех обучения. Для достижения этой задачи используются:
- Консультации
- Мастер-класс «Учим пальчики»
- Семинар - практикум «Наши руки не для скуки»
- Папки-передвижки
- Индивидуальные консультации и беседы
- Просмотр видеосюжетов из жизни детей в ДОУ
- Привлечение к изготовлению пособий
Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам - (от простого к сложному) : сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-145245-1538735881.jpg)
упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста
Материал для использования педагогами на занятиях, для игр дома с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418507-1394643076.jpg)
Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-578054-1424182071.jpg)
"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612876-1427221876.jpg)
Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-633867-1433242428.jpg)
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-708266-1635146682.jpg)
Значение развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста
Значение развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/23/picture-1407567-1666545137.jpg)
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи
План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...