Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»

Выполнил: Салимшина Ф.Ф.

Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинского. И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы».

Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики и сформированности тонких движений рук. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Приемы  могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Мелкая моторика рук–это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Развитие мелкой моторики:

♥ повышает тонус коры головного мозга;

♥ развивает речевые центры коры головного мозга;

♥ стимулирует развитие речи ребенка;

♥ согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;

♥ способствует улучшению артикуляционной моторики;

♥ развивает чувство ритма и координацию движений;

♥подготавливает руку к письму;

♥ поднимает настроение ребенка.

В домашних условиях, чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

-запускать пальцами мелкие волчки;

-разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; 

-лепить из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто);

-рвать на мелкие куски бумагу;

-сжимать и разжимать кулачки;

- «ходить» по столу указательным и средним пальцем правой и левой рук (по очереди), сначала медленно, потом быстро;

-показать отдельно только один большой палец;

-махать в воздухе только пальцами;

-кистями рук делать «фонарики»;

-собирать все пальцы в щепотку;

-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

-наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец;

-закручивать шурупы, гайки, болты;

-играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

-играть с песком, водой;

-рисовать мелом, мелками, гуашью, углем;

-катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, массажные мячики, орехи, карандаши с гранями;

-перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирание разноцветной фасоли, гороха и т.д.);

-открывать и закрывать разные коробочки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;

-застегивать и расстегивать пуговиц, кнопок, молнии на одежде;

Игры с песком. Ребенку можно предложить:

-рисовать на песке пальчиками;

-пересыпать из одной ладошки или емкости в другую;

-рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками;

-лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Игры с прищепками. Ребенку можно давать различные задания:

-снять прищепки ( «жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку;

-подцеплять с помощью прищепок ( «птичек») различные предметы ( «червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.;

-делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Рисование пальчиками, ладошками.

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное — занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В дошкольном возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Главное — не забывать хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически — и результаты не заставят себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей дошкольного возраста"

Данная консультция помогает повысить уровень компетенции родителей. В ней предложены варианты игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой ин...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей дошкольного возраста».

Познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...