Составление творческого рассказа "Картинка без запинки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В процессе своей работы с детьми я часто становилась свидетелем такой сцены, как трудно порой ребенку выразить своими словами то, что он чувствует, видит, слышит. Рассказывая, начинает говорить сбивчиво, с повторениями, противоречиями. В своей практике речевые задачи я старалась решать на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носили, как правило, комплексный характер, а так же через режимные моменты и в свободной деятельности детей. Из своего опыта работы и по отзывам других воспитателей, я сделала вывод, что особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является творческое рассказывание. Проблема состояла в том, что такие занятия становились скучными для детей. Моя задача, как педагога, изучить методы эффективного обучения воспитанников творческому рассказыванию по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pluzhnikova_plan_po_samoobrazovaniyu_na_2018_-_kopiya.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2018-2019 учебный год
Плужниковой Е.М., воспитателя
по теме «Составление творческого рассказа по картине
по методике «Картинка без запинки»
В процессе своей работы с детьми я часто становилась свидетелем такой сцены, как трудно порой ребенку выразить своими словами то, что он чувствует, видит, слышит. Рассказывая, начинает говорить сбивчиво, с повторениями, противоречиями. В своей практике речевые задачи я старалась решать на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носили, как правило, комплексный характер, а так же через режимные моменты и в свободной деятельности детей. Из своего опыта работы и по отзывам других воспитателей, я сделала вывод, что особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является творческое рассказывание. Проблема состояла в том, что такие занятия становились скучными для детей. Моя задача, как педагога, изучить методы эффективного обучения воспитанников творческому рассказыванию по картине.
Цель: повышение профессиональной компетентности через создание условий для воспитанников по составлению творческого рассказа по картине
Задачи:
- Повысить профессиональную компетенцию по составлению творческого рассказа по картине.
- Разработать перспективный план работы с воспитанниками по составлению творческого рассказа по картине.
- Пополнить центр речевого развития демонстрационным и раздаточным материалом по составлению творческого рассказа по картине.
- Разработать рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми дома.
План работы на 2018 – 2019 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении. Форма отчета |
1 | Изучение методической литературы по теме, методов работы с воспитанниками | сентябрь – октябрь 2018 года | |
2 | Изучение опыта работы педагогов | в течение учебного года | |
3 | Разработка перспективного плана работы с воспитанниками | октябрь 2018 года | |
4 | Разработка конспектов образовательной деятельности | в течение учебного года | |
5 | Разработка рекомендаций для родителей | в течение учебного года | |
6 | Распространение опыта среди педагогов учреждения | апрель-май 2019 года |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по обучению детей творческому рассказыванию по картине
(подготовительная группа)
Месяц | Тема | Цель, задачи | Дидактическая игра |
Сентябрь | Речевые игры на подбор существительных, прилагательных, глаголов | Цель: развивать умение подбирать однокоренные и обобщающие слова, прилагательные, глаголы, антонимы | «Дели, соединяй» Цель: определять состав картины, устанавливать взаимосвязи, используя предложение разных видов. «Сравни по материалу» Цель: учить находить выделенный материал в предметах окружения и составлять загадку. |
Октябрь | Рассказывание по картине «Коза с козлятами» | Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине. Задачи: 1. Совершенствовать умение определять состав картины и устанавливать взаимосвязи между предметами. 2. Развивать умение придумывать предшествующие и последующие события. 3. Упражнять в употреблении синонимов и существительных в родительном падеже множественного числа. | «Отставай и забегай» Цель: учить последовательно представлять события во времени. «Кто лишний» Цель:закрепить знание о домашних животных. |
Ноябрь | Составление рассказа по картине «Свинья с поросятами» | Цель: учить детей составлять небольшой рассказ от первого лица по картине. Задачи: 1. Учить детей составлять связный рассказ отпервого лица, вживаясь в образ. 2. Развивать умение составлять сложные предложения. 3. Воспитывать доброту, отзывчивость. | «Волшебник превращений» Цель: учить с точки зрения выбранного объекта описывать картину. «Дели, соединяй» Цель: закрепить умение определять состав картины, устанавливать связи и взаимосвязи между предметами, используя построение предложений разных видов. «Машина времени «Что было, что будет» Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом «Выбери признак, который есть у других объектов» Цель: учить детей выделять характерные и специфические значения признаков объект «В гости пришли волшебники времени» Цель: учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени «Угадай по описанию» Цель: учить детей выделять признаки объектов «Я назову признак, а вы перечислите его значения» Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку |
Декабрь | Коллективное составление рассказа по картине «Кошка с котятами» | Цель: учить составлять коллективный описательный рассказ по картине. Задачи: 1. Учить логически, последовательно составлять рассказ по цепочке. 2. Формировать умение самостоятельно придумывать события, изображенные на картине. 3. Упражнять в употреблении форм единственного и множественного глагола «хотеть». | «Нарисуй картину с помощью жестов и мимики» Цель: развивать творческое воображение. «Волшебник «Я слышу» Цель: совершенствовать умение рассказать какие звуки у животных, у природы, упражнять в употреблении прилагательных. «Дели». Игра с «подзорной трубой»Цель:обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине «Дели-Давай» Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами. Составление сравнений, загадок и метафорЦель:развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картин Цель: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество. Составление рассказа от лица разных героевЦель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. «Волшебники: «Я Вижу», волшебник «Слыш», «Я запах», «Я вкус», «Я чувствую руками и кожей»Цель:учить представлять возможные запахи, ощущения. Предложить составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками» |
Январь | Составление рассказа по словесному рисованию картины | Цель: учить детей самостоятельно составлять рассказ по своей картине. Задачи: 1. Учить детей составлять самостоятельный рассказ по словесному рисованию картины с использованием методических шагов: • становление взаимосвязи, • события предыдущие, последующие. 2. Развивать творческое воображение. 3. Воспитывать желание внимательно слушать рассказы своих сверстников. | «Кто с кем дружит» Цель: обогащение словарного запаса детей. «Подбери такое же по цвету» Цель: Упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах. Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты. Составление рассказа от лица разных героев Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумать рассказ, используя в нем словесные обороты , характеризующие временные отрезки (до того как..,; после того как..; утром…потом..,В прошлом; в будущем, днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной) |
Февраль | Рассказывание по картине «Собака с щенятами» | Цель: учить составлять рассказ по картине. Задачи: 1. Учить детей составлять самостоятельный развернутый рассказ с помощью методических шагов, микрогрупп: • дробление картины, • нахождение взаимосвязи, образные характеристики, • «вхождение» в картину. 2. Использовать ребенком свои индивидуальные особенности восприятия картины. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. | «Разные точки зрения» Цель: учить определять состояние одного из героев, описывать окружение с точки зрения этого героя. Деление картинки на части. Объединение частей. Параллельная работа со словарем. Составление загадок. Выстраивание временной последовательности. Составление образных характеристик с помощью органов чувств. Прием вхождения в картину Волшебники 1.«Я слышу, как журчит вода». 2.«Я Вижу» 3.«Я чувствую»
Составление загадки: Речка какая? Что такое же? Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица Волшебник «Отставай-Забегай» Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить выстраивать временную последовательность |
Март | Составление рассказа по картине «Курица с цыплятами» | Цель: учить самостоятельно строить развернутый рассказ по картине. Задачи: 1. Учить детей самостоятельно составлять развернутый рассказ с помощью ранее усвоенных приемов. 2. Развивать умения слушать рассказы друг друга. 3. Воспитывать бережное отношение к животным | «Кем быть» Цель: учить интересно рассказывать о профессии с показом. Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств. Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам. Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений. Составление загадок: ……какая? Что такое же? Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. |
Апрель | Составление рассказа по пейзажной картине «Весна» | Цель: учить внимательно рассматривать пейзажную картину и составлять рассказ. Задачи: 1. Учить рассматривать картину, правильно понимая ее содержание поэтапно: • взаимосвязи, • «вхождение» в картину, • образные характеристики • события последующие, предыдущие. 2. Формировать у детей умение правильновоспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словами. 3. Учить придумывать предложения и произносить их с разной интонацией, передовая голосом чувство радости и огорчения. 4. Воспитывать интерес к произведениям живописи. | «Вхождение» в изображенное на картине» Цель: упражнять в описании воспринимаемое через различные органы чувств. «Сравни по материалу» Цель: учить составлять загадки. Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств. Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам. Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений Составление загадок Словесное рисование |
Май | Составление рассказа по картине «Корова с телятами» | Цель: учить составлять самостоятельный связный рассказ по картине Задачи: 1. Учить составлять самостоятельный связный рассказ с помощью ранее усвоенных приемов. 2. Развивать умение грамматически правильно строить высказывания. | «Отставай и забегай вперед» Цель: учить детей представлять выбранный на картине предмет с точки зрения его прошлого или будущего. «Войди» в картину» Цель: обследование картины с помощью разных анализаторов. Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств. Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам. Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений. Составление загадок. Словесное рисование картинки. Волшебник «Отставай-Забегай» Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: учить выстраивать временную последовательность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ
консультация для воспитателей...
Занятие по составлению творческих рассказов с опорой на картину в подготовительной группе помпенсирующей направленности
Составление творческих рассказов с опорой на картину "Север"...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...
Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине
обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ» Тема: «Составление творческой сказки по силуэтным изображениям»
План проведния совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...
«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »
laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...