Составление творческого рассказа "Картинка без запинки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Плужникова Елена Михайловна

 

В процессе своей работы с детьми  я  часто становилась свидетелем  такой сцены, как трудно порой ребенку выразить своими словами то, что он чувствует, видит, слышит. Рассказывая, начинает говорить сбивчиво, с повторениями, противоречиями. В своей практике речевые задачи я старалась решать на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носили, как правило, комплексный характер, а так же через режимные моменты и в свободной деятельности детей. Из своего опыта работы и по отзывам других воспитателей, я сделала вывод, что особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является творческое рассказывание. Проблема состояла в том, что такие занятия становились скучными для детей. Моя задача, как педагога, изучить методы эффективного обучения воспитанников творческому рассказыванию по картине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pluzhnikova_plan_po_samoobrazovaniyu_na_2018_-_kopiya.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Плужниковой Е.М., воспитателя

по теме «Составление творческого рассказа по картине

по методике «Картинка без запинки»

В процессе своей работы с детьми  я  часто становилась свидетелем  такой сцены, как трудно порой ребенку выразить своими словами то, что он чувствует, видит, слышит. Рассказывая, начинает говорить сбивчиво, с повторениями, противоречиями. В своей практике речевые задачи я старалась решать на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носили, как правило, комплексный характер, а так же через режимные моменты и в свободной деятельности детей. Из своего опыта работы и по отзывам других воспитателей, я сделала вывод, что особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является творческое рассказывание. Проблема состояла в том, что такие занятия становились скучными для детей. Моя задача, как педагога, изучить методы эффективного обучения воспитанников творческому рассказыванию по картине.

Цель: повышение профессиональной компетентности через создание условий для воспитанников по составлению творческого рассказа по картине

Задачи:

  1. Повысить профессиональную компетенцию по составлению творческого рассказа по картине.
  2. Разработать перспективный план работы с воспитанниками по составлению творческого рассказа по картине.
  3. Пополнить центр речевого развития демонстрационным и раздаточным материалом по составлению творческого рассказа по картине.
  4. Разработать рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми дома.

План работы на 2018 – 2019 учебный год

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении. Форма отчета

1

Изучение методической литературы по теме, методов работы с воспитанниками

сентябрь – октябрь

2018 года

2

Изучение опыта работы педагогов

в течение учебного года

3

Разработка перспективного плана работы с воспитанниками

октябрь 2018 года

4

Разработка конспектов образовательной деятельности

в течение учебного года

5

Разработка рекомендаций для родителей

в течение учебного года

6

Распространение опыта среди педагогов учреждения

апрель-май 2019 года


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по обучению детей творческому рассказыванию по картине

(подготовительная группа)

Месяц

Тема

Цель, задачи

Дидактическая игра

Сентябрь

Речевые игры на подбор существительных, прилагательных, глаголов

Цель:   развивать   умение   подбирать   однокоренные   и обобщающие слова, прилагательные, глаголы, антонимы

«Дели, соединяй» Цель: определять состав картины, устанавливать взаимосвязи, используя предложение разных видов.

«Сравни по материалу» Цель: учить находить выделенный материал в предметах окружения и составлять загадку.

Октябрь

Рассказывание по картине «Коза с козлятами»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине. Задачи: 1.   Совершенствовать   умение   определять   состав картины   и   устанавливать   взаимосвязи   между предметами.

2.   Развивать умение придумывать предшествующие и последующие события.

3.   Упражнять    в    употреблении    синонимов        и существительных      в      родительном      падеже множественного числа.

«Отставай и забегай» Цель: учить последовательно представлять события во времени.

«Кто лишний» Цель:закрепить знание о домашних животных.

Ноябрь

Составление рассказа по картине «Свинья с поросятами»

Цель: учить детей составлять небольшой рассказ от первого лица по картине.

Задачи: 1.   Учить детей составлять связный рассказ отпервого лица, вживаясь в образ.

2.   Развивать умение составлять сложные предложения.

3.   Воспитывать доброту, отзывчивость.

«Волшебник превращений»

Цель: учить с точки зрения выбранного объекта описывать картину.

«Дели, соединяй» Цель: закрепить умение определять состав картины, устанавливать связи и взаимосвязи между предметами, используя построение предложений разных видов.

 «Машина времени «Что было, что будет»  Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом        

 «Выбери признак, который есть у других объектов»   Цель: учить детей выделять характерные и специфические значения признаков объект

 «В гости пришли волшебники времени» Цель: учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени

 «Угадай по описанию»                   Цель: учить детей выделять признаки объектов

«Я назову признак, а вы перечислите его значения»               Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку

Декабрь

Коллективное составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Цель: учить составлять коллективный описательный рассказ по картине. Задачи:

1. Учить логически, последовательно составлять рассказ по цепочке.

2.   Формировать умение самостоятельно придумывать события, изображенные на картине.

3. Упражнять в употреблении форм единственного и множественного глагола «хотеть».

«Нарисуй картину с помощью жестов и мимики» Цель: развивать творческое воображение.

«Волшебник «Я слышу» Цель: совершенствовать умение рассказать какие звуки у животных, у природы, упражнять в употреблении прилагательных.

 «Дели». Игра с «подзорной трубой»Цель:обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине

«Дели-Давай»  Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами.

Составление сравнений, загадок и метафорЦель:развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картин

Цель: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество.

Составление рассказа от лица разных героевЦель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

«Волшебники: «Я Вижу», волшебник «Слыш», «Я запах», «Я вкус», «Я чувствую руками и кожей»Цель:учить представлять возможные запахи, ощущения. Предложить составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками»    

Январь

Составление рассказа по словесному рисованию картины

Цель: учить детей самостоятельно составлять рассказ по своей картине. Задачи:

1.   Учить детей составлять самостоятельный рассказ по словесному рисованию картины с использованием методических шагов:

•    становление взаимосвязи, •    события предыдущие, последующие.

2.   Развивать творческое воображение.

3.   Воспитывать желание внимательно слушать рассказы своих сверстников.

«Кто с кем дружит» Цель: обогащение словарного запаса детей.

«Подбери такое же по цвету»      Цель: Упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты.

Составление рассказа от лица разных героев

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумать рассказ, используя в нем словесные обороты , характеризующие временные отрезки (до того как..,; после того как..; утром…потом..,В прошлом; в будущем, днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной)

Февраль

Рассказывание по картине «Собака с щенятами»

Цель: учить составлять рассказ по картине. Задачи: 1.   Учить детей составлять самостоятельный развернутый рассказ с помощью методических шагов, микрогрупп: •    дробление картины, •    нахождение взаимосвязи, образные характеристики, •    «вхождение» в картину. 2.   Использовать ребенком свои индивидуальные особенности восприятия картины. 3.   Воспитывать бережное отношение к природе.

«Разные точки зрения» Цель: учить определять состояние одного из героев, описывать окружение с точки зрения этого героя.

Деление картинки на части.   Объединение частей.                   Параллельная работа со словарем. Составление загадок.

Выстраивание временной последовательности.

 Составление образных характеристик с помощью органов чувств. Прием вхождения в картину      Волшебники                   

1.«Я слышу, как журчит вода».          2.«Я Вижу»                      

3.«Я чувствую»  

 

Составление загадки:

Речка какая?     Что такое же?

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица   

Волшебник «Отставай-Забегай»        Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить выстраивать временную последовательность        

Март

Составление рассказа по картине «Курица с цыплятами»

Цель: учить самостоятельно строить развернутый рассказ по картине. Задачи:

1.   Учить детей самостоятельно составлять развернутый рассказ с помощью ранее усвоенных приемов.

2.   Развивать умения слушать рассказы друг друга.

3.   Воспитывать бережное отношение к животным

«Кем быть» Цель: учить интересно рассказывать о профессии с показом.

Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.   

Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам. 

Упражнение  в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений.

Составление загадок:

……какая?     Что такое же?

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Апрель

Составление рассказа по пейзажной картине «Весна»

Цель: учить внимательно рассматривать пейзажную картину и составлять рассказ. Задачи:

1.   Учить рассматривать картину, правильно понимая ее содержание поэтапно: •    взаимосвязи,

•    «вхождение» в картину, •    образные характеристики •    события последующие, предыдущие. 2.   Формировать у детей умение правильновоспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словами. 3.    Учить придумывать предложения и произносить их с разной интонацией, передовая голосом чувство радости и огорчения. 4.   Воспитывать интерес к произведениям живописи.

«Вхождение» в изображенное на картине» Цель: упражнять в описании воспринимаемое через различные органы чувств.

«Сравни по материалу» Цель: учить составлять загадки.

Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.

Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.

Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений

Составление загадок

Словесное рисование

Май

Составление рассказа по картине «Корова с телятами»

Цель: учить составлять самостоятельный связный рассказ по картине Задачи:

1.   Учить составлять самостоятельный связный рассказ с помощью ранее усвоенных приемов.

2.   Развивать умение грамматически правильно строить высказывания.

«Отставай и забегай вперед» Цель: учить детей представлять выбранный на картине предмет с точки зрения его прошлого или будущего.

«Войди» в картину» Цель: обследование картины с помощью разных анализаторов.

Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств. 

Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.

Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений.

Составление загадок.

Словесное рисование картинки.

 Волшебник «Отставай-Забегай»    Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: учить выстраивать временную последовательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...