КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрских играх».
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район РБ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
«Формирование диалогической и монологической речи
в режиссёрских играх».
Воспитатель:
Саитгареева Э.Р.
Туймазы 2014 г.
Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от игры « для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которое главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные»)роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны(равноправие, подчинение, управление); от создания в игре – драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающиеся в предпочтении определённого вида игры (драматизация или режиссёрская), становление мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрального опыта детей осуществляется за счёт освоения игры - драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр – драматизаций, которые освоил младший дошкольник полезны и интересны ребёнку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры – драматизации по текстам двух-трёхчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», « Гуси – лебеди», « Красная шапочка»);
- игры – драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют образно – игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера (например, «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).
Расширение игрового опыта детей происходит также за счёт освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребёнок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям и театр верховых кукол ( без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам ( С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребёнок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков « «Котята»; Л. Зубкова « Мы делили апельсин»).
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительной культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников – «артистов»).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это предусматривает умение использовать средства невербальной(мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась; увидела избушку – удивилась; придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера ( старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать её не заметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссёрской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссёр» в режиссёрской театрализованной игре, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвёртая группа позволяет ребёнку овладеть основными умениями « оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребёнку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре"
Консультация для воспитателей "Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре"...
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Консультация для воспитателей: " Формирование диалогической речи у детей с ОНР"
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать в процессе целеноправленного ...
Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Консультация об одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике - проблеме формирования лексико-грамматического строя речи. Который предполагает умение владеть приема...
Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад» Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре» Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи»
Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад»Конспект организованной образовательной деятельностипо теме «Формирование диалогическойи монологической речи в режиссёрской игре...
Конспект занятия по развитию речи «Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Гуси-лебеди»
Конспект занятияобразовательная область «Речевое развитие»раздел: «Развитие речи»тема: «Формирование диалогической и монологической речив режиссёрской игре».Сказка ...