Критерии и показатели для оценки уровня развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Диагностическая методика по оценки уровня развития интонационной стороны речи старших дошкольников (автор О.И. Лазаренко) разработана на основе компонентов интонационной стороны речи: темп речи, высота голоса, сила голоса, логическое ударение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Диагностическая методика по оценки уровня развития интонационной стороны речи старших дошкольников (автор О.И. Лазаренко) разработана на основе компонентов интонационной стороны речи: темп речи, высота голоса, сила голоса, логическое ударение. Критерии и показатели по методике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели для оценки уровня развития интонационной
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Умение регулировать темп речи | 2 балла - легко изменяет темп речи в отработанном ряду слов, не испытывает трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте. 1 балл - наблюдаются трудности с выполнением заданий, выполняет по образцу. 0 баллов - удается выполнить после нескольких попыток |
Умение регулировать ритм речи | 2 балла - не испытывает трудностей, легко справляется с заданиями. 1 балл - не может выполнить задание самостоятельно, удается по образцу педагога. 0 баллов - затрудняется в выполнении заданий даже по образцу |
Умение изменять высоту голоса | 2 балла - легко изменяет высоту голоса. 1 балл - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять высоту голоса, выполняет после подсказки педагога. 0 баллов - испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже) |
Умение изменять силу голоса | 2 балла - управляет силой голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот. 1 балл - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять силу голоса, выполняет после подсказки педагога. 0 баллов - испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную силу голоса (громче, тише), говорить шепотом. С трудом справляется с заданиями |
Умение пользоваться логическим ударением | 2 балла - без помощи педагога справляется с заданиями, понимает контекст. 1 балл - выполняет задание при помощи педагога. 0 баллов - не умеет выделять голосом нужное слово, понимает смысл читаемого текста |
Методика предусматривает ряд заданий по всем критериям методики. Исходя из характеристики критериев и показателей, автор методики дал характеристику уровней развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Задача развития интонационной выразительности речи прописана в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (образовательная область – речевое развитие).
Высокий уровень интонационной выразительности речи.
Ребенок с легкостью изменяет темп речи, силу голоса, высоту, без затруднений совершает переход от тихого звучания к более громкому, и наоборот; выделяет ударный слог; владеет интонационными средствами языка. Формирование интонационной выразительности речи в норме.
Средний уровень интонационной выразительности речи.
Ребенок испытывает незначительные затруднения в изменении темпа речи, силы и высоты голоса; самостоятельно подбирает слова к схеме, при участии взрослого осуществляет ее графическое изображение; выделяет голосом нужное слово во фразе по образцу и понимает смысл читаемого
текста. Различает изменения интонации, но не воспроизводит ее. Интонационная выразительность речи развита недостаточно.
Низкий уровень интонационной выразительности речи.
Ребенок испытывает трудности в изменении темпа речи, в умении переключатся на ту или иную высоту (ниже, выше), силу голоса (тише, громче), говорить шепотом; не способен подобрать слова к схеме, затрудняется в выполнении ее графического изображения; не может выделить голосом необходимое слово. Мелодико-интонационная сторона речи маловыразительная, монотонная.
Шкала оценки уровней: от 0 до 4 - низкий уровень, от 5 до 10 - средний уровень, от 11 до 14 - высокий уровень. По выделенным уровням можно провести наблюдения за качеством выразительности речи. В зависимости от того, в какой степени ребенок принимает участие в решение каждой задачи, определяется показатель данного умения, который выражается в баллах, а для этой цели предлагаются определенные задания.
1. Умение регулировать темп речи.
Задание 1. Воспроизвести ряды слов с изменением речи по инструкции.
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.
Задание 2. Послушать потешки и, исходя из текста, сказать, какое из них в каком темпе нужно читать.
Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: педагог читает в среднем темпе потешки, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.
Большие ноги Маленькие ножки
Шагали по дороге: Бежали по дорожке:
Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.
То - оп, то - оп, то - оп. Топ, топ, топ!
2. Умение регулировать ритм речи.
Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании. Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).
Инструкция: в считалках есть ритм, который можно показать движением руки, прохлопать, простучать, протопать. Послушай считалочку и отстучи ритм карандашом. Послушай, не нарушился ли он где-нибудь? Подо / грела / чайка / чайник, / Пригла / сила / восемь / чаек: / - Приходите все на чай! / Сколько / чаек / отве / чай? /
3. Умение изменять высоту голоса.
Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.
Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.
Инструкция: посчитай от 1 до 5 - 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.
4. Умение изменять силу голоса.
Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).
Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.
Инструкция: назови дни недели (посчитай от 1 до 5 - 10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.
5. Умение пользоваться логическим ударением.
Задание 1. Послушать предложение и выделить голосом главное слово.
Цель: выявить умение делать логическое ударение во фразе.
Инструкция: послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор. Мы с мамой пойдем в лес.
Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.
Использованная литература:
- Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция звуковой культуры речи детей: метод. пособие. - М.: Сфера, 2014. - 148 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 12.05.2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Тезисы выступления на областном семинаре...
Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....
Дидактические игры, используемые в формировании интонационной выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста
Подборка дидакттических игр для формирования выразительности речи у детей 3-4 лет...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...
Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается проблема формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с речевой патологией. Даются рекомендации по организации кор...
Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...
Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...