Критерии и показатели для оценки уровня развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Борзилова Любовь Николаевна

Диагностическая методика по оценки уровня развития интонационной стороны речи старших дошкольников (автор О.И. Лазаренко) разработана на основе компонентов интонационной стороны речи: темп речи, высота голоса, сила голоса, логическое ударение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Диагностическая методика по оценки уровня развития интонационной стороны речи старших дошкольников (автор О.И. Лазаренко) разработана на основе компонентов интонационной стороны речи: темп речи, высота голоса, сила голоса, логическое ударение. Критерии и показатели по методике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели для оценки уровня развития интонационной

выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Умение

регулировать темп речи

2 балла - легко изменяет темп речи в отработанном ряду слов, не испытывает трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте.

1 балл - наблюдаются трудности с выполнением заданий, выполняет по образцу.

0 баллов - удается выполнить после нескольких попыток

Умение

регулировать ритм речи

2 балла - не испытывает трудностей, легко справляется с заданиями.

1 балл - не может выполнить задание самостоятельно, удается по образцу педагога.

0 баллов - затрудняется в выполнении заданий даже по образцу

Умение изменять высоту голоса

2 балла - легко изменяет высоту голоса.

1 балл - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять высоту голоса, выполняет после подсказки педагога.

0 баллов - испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже)

Умение изменять силу голоса

2 балла - управляет силой голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот.

1 балл - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять силу голоса, выполняет после подсказки педагога.

0 баллов - испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную силу голоса (громче, тише), говорить шепотом. С трудом справляется с заданиями

Умение пользоваться логическим ударением

2 балла - без помощи педагога справляется с заданиями, понимает контекст.

1 балл - выполняет задание при помощи педагога.

 0 баллов - не умеет выделять голосом нужное слово, понимает смысл читаемого текста

Методика предусматривает ряд заданий по всем критериям методики. Исходя из характеристики критериев и показателей, автор методики дал характеристику уровней развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Задача развития интонационной выразительности речи прописана в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (образовательная область – речевое развитие).

Высокий уровень интонационной выразительности речи.

Ребенок с легкостью изменяет темп речи, силу голоса, высоту, без затруднений совершает переход от тихого звучания к более громкому, и наоборот; выделяет ударный слог; владеет интонационными средствами языка. Формирование интонационной выразительности речи в норме.

Средний уровень интонационной выразительности речи.

Ребенок испытывает незначительные затруднения в изменении темпа речи, силы и высоты голоса; самостоятельно подбирает слова к схеме, при участии взрослого осуществляет ее графическое изображение; выделяет голосом нужное слово во фразе по образцу и понимает смысл читаемого

текста. Различает изменения интонации, но не воспроизводит ее. Интонационная выразительность речи развита недостаточно.

Низкий уровень интонационной выразительности речи.

Ребенок испытывает трудности в изменении темпа речи, в умении переключатся на ту или иную высоту (ниже, выше), силу голоса (тише, громче), говорить шепотом; не способен подобрать слова к схеме, затрудняется в выполнении ее графического изображения; не может выделить голосом необходимое слово. Мелодико-интонационная сторона речи маловыразительная, монотонная.

Шкала оценки уровней: от 0 до 4 - низкий уровень, от 5 до 10 - средний уровень, от 11 до 14 - высокий уровень. По выделенным уровням можно провести наблюдения за качеством выразительности речи. В зависимости от того, в какой степени ребенок принимает участие в решение каждой задачи, определяется показатель данного умения, который выражается в баллах, а для этой цели предлагаются определенные задания.

1. Умение регулировать темп речи.

Задание 1. Воспроизвести ряды слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.

Задание 2. Послушать потешки и, исходя из текста, сказать, какое из них в каком темпе нужно читать.

Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция: педагог читает в среднем темпе потешки, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.

Большие ноги        Маленькие ножки

Шагали по дороге:        Бежали по дорожке:

Мышонок встал на цыпочки,

Он роста невеликого,

Играет он на скрипочке,

Тихонечко пиликает.

То - оп, то - оп, то - оп.        Топ, топ, топ!

2. Умение регулировать ритм речи.

Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании. Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).

Инструкция: в считалках есть ритм, который можно показать движением руки, прохлопать, простучать, протопать. Послушай считалочку и отстучи ритм карандашом. Послушай, не нарушился ли он где-нибудь? Подо / грела / чайка / чайник, / Пригла / сила / восемь / чаек: / - Приходите все на чай! / Сколько / чаек / отве / чай? /

3. Умение изменять высоту голоса.

Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Инструкция: посчитай от 1 до 5 - 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.

4. Умение изменять силу голоса.

Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.

Инструкция: назови дни недели (посчитай от 1 до 5 - 10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.

5. Умение пользоваться логическим ударением.

Задание 1. Послушать предложение и выделить голосом главное слово.

Цель: выявить умение делать логическое ударение во фразе.

Инструкция: послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор. Мы с мамой пойдем в лес.

Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.

Использованная литература:

  1. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция звуковой культуры речи детей: метод. пособие. - М.: Сфера, 2014. - 148 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 12.05.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....

Дидактические игры, используемые в формировании интонационной выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста

Подборка дидакттических  игр для формирования выразительности речи у  детей 3-4 лет...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...

Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматривается проблема формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с речевой патологией. Даются рекомендации по организации кор...

Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...