«Поздняя осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой, и не живой природе поздней осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Поздняя осень»
Цель: Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и не живой природе поздней осенью.
Задачи: Активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли.
Развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление и долговременную память.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, интерес к сезонным изменениям в природе.
Материал: Иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, картинки: дикие животные (волк, лиса, заяц, ёж, медведь, барсук, белка, перелетные и зимующие птицы, картинки-грибы, дождь, желтые листья, овощи, яблоки. Аудиозапись П. И. Чайковский «Октябрь».
Ход:
Организационный момент: включить музыку П. И. Чайковского «октябрь», предложить послушать.
Воспитатель: - Ребята, слушая эту музыку, которую сочинил П. И. Чайковский, мне хочется прочитать такие стихи:
Льет дождь - холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет
Воспитатель: - Интересно, про какое время года это стихотворение?
Дети: - про осень.
Воспитатель: - Верно. Вот мы сегодня о ней поговорим. Однажды вышла я во двор, а там….
Поставить картину с изображением ранней осени.
Воспитатель: -расскажите, что я увидела?
Дети: - На картине изображена ранняя осень. Листья на березах только начали желтеть и опадать. Трава по берегам лесной речки зеленая, сочная, густая. Зеленых листьев ещё много. Сквозь деревья пробиваются яркие солнечные лучи. Они хорошо освещают лесную поляну и траву на берегу речки.
Воспитатель: - А какая это осень?
Дети: - Ранняя.
Воспитатель: - Ребята, а отражение чего вы видите на речке?
Дети: - Деревьев, листьев.
Воспитатель: - А вот это отражение чего?
Дети: - Неба.
Воспитатель: - А какое небо ранней осенью?
Дети: - Небо яркое, светлое безоблачное.
Воспитатель: - А какие ещё события происходят ранней осенью?
Дети: - Все школьники пошли в школу.
Воспитатель: - А что делают люди ранней осенью?
Дети: - Убирают урожай.
Воспитатель: - Что вы можете сказать о погоде ранней осенью? Она какая?
Дети: - Она ещё теплая, солнце светит ярко. Люди надевают легкие кофты, свитера.
Воспитатель: - Через какое-то время я снова пошла во двор посмотреть, что там интересного есть, и увидела….
Поставить картину с изображением золотой осени.
Воспитатель: - Ребята, опишите, какую же осень я увидела?
Дети: - Золотую.
Воспитатель: - Давайте расскажем, какая она золотая осень.
Дети: - Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья блестят на солнышке, укрывают землю золотым ковром. С каждым днем становится все холоднее, день убавляется. Птицы готовятся к отлету. Небо становится облачным, начинают идти частые дожди. Вода в реке остывает, становится холодной. На картине она нарисована темно- синим цветом.
Воспитатель: - Глядя на эту картину, хочется прочитать стихи известного русского поэта Ивана Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Воспитатель: - А, недавно, я вышла во двор и ахнула.
Поставить картину с изображением поздней осени.
Воспитатель: - что же на этот раз я увидела?
Дети: - Позднюю осень.
Воспитатель: - Давайте внимательнее рассмотрим эту картину и расскажем, друг другу и нашим гостям, что же вы знаете о поздней осени. Но сначала отгадайте загадку:
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы сорвал,
И удрал. Что это? (ветер)
Воспитатель: - Что умеет делать ветер?
Дети: - Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.
Воспитатель: - А вот моя следующая загадка, о чем она, послушайте:
На всех садятся,
Никого не боятся. (Снежинки)
Воспитатель: - А что снежинки умеют делать?
Дети: - летать, кружиться, ложиться, падать.
Воспитатель: - Посмотрим повнимательнее на картину. Что стало с лесом?
Дети: - почти все листья с деревьев упали, лес стоит голый, обнаженный, оголенный. Небо покрыто темными, серыми тучами. Часто идут дожди. На дороге грязь, слякоть. Трава пожелтела, высохла. По утрам бывают заморозки.
Воспитатель: - Ребята, а как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?
Дети: - Листопад.
Воспитатель: - Давайте представим, что мы осенние листочки. Встанем.
Физминутка.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.
Воспитатель: - Какими становятся дни и ночи?
Дети: - Дни становятся короче, ночи длинные и темные.
Воспитатель: - Как же одеваются люди в такую погоду?
Дети: - Люди надевают куртки, пальто, шапки. Обувают сапоги. Берут с собой зонты.
Воспитатель: - Холодно не только людям, но и насекомым. Где же они зимуют?
Дети: - Насекомые прячутся в щелях, в коре деревьев, под листьями.
Воспитатель: - Однажды я была в лесу и услышала, как старый ворон собрал всех лесных жителей и проверяет, готовы ли они к зиме. Давайте поиграем. Я буду ведущей, а вы лесными жителями. Согласны?
Дети: - Да.
Воспитатель: - На столе лежат иллюстрации с изображением диких животных. Возьмите их в руки рассмотрите, и скажите: «раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!».
Дети: - «Раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!»
Воспитатель: - Жители леса! Осень на пороге, все ли к её приходу готовы?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Вот мы сейчас и проверим. Птицы летите ко мне. Перво-наперво осень холоду напустит в лес, что птицы делать станут?
Дети: - Соберутся в стаи и улетят в теплые края.
Воспитатель: - Рассмотрим, какие из этих птиц улетают. Мы их соберем в отдельную стайку. (Дети выбирают птиц, которые улетают: ласточка, соловей, жаворонок, скворец). Как мы назовем их?
Дети: - Перелетными.
Воспитатель: - А кто из птиц останется?
Дети: - Воробьи, синицы, голуби, сороки, вороны.
Воспитатель: - Как мы этих птиц назовем?
Дети: - Зимующие.
Воспитатель: - Спасибо, птицы садитесь.
Воспитатель: - А теперь звери лесные выходите ко мне. Звери, что будут делать? Кто из зверей шубки менять будет и на какие?
Дети: - Заяц серую шубку на белую. Трудно приходится зайцу в осенние деньки, где ни ляжет, ни прячется его видно издалека. Ни днем, ни ночью не спит робкий беляк. Ждет не дождется, когда придет зима, выпадет глубокий снег. Зароется он в снежный сугроб - никто его не увидит: ни лиса, ни волк.
Дети: - Белка рыжую шубку на серенькую.
Воспитатель: - Белочка, а ты почему шубку меняешь?
Дети: - Что бы, меня, охотники не заметили.
Воспитатель: - Какие убежища для себя приготовите?
Дети: - Лиса приготовит нору, волк логово.
В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В них белки спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
В ясные осенние дни ежик готовит себе норку под старым пнем, ночью и днем таскает в неё душистые сухие листья и мох.Много забот осенью и у медведей. Нужно наесться на всю долгую зиму, накопить побольше жиру, устроить теплую берлогу.
Воспитатель: - Кто, какие припасы на зиму готовит?
Дети: - Белка запасает грибы, ягоды, орехи. У неё в дупле есть кладовка, где она хранит запасы.
Мыши- полевки – колоски и желуди.
Бобры валят деревья.
Воспитатель: - Кто без запасов и нор зимовать будет?
Дети: - Заяц.
Воспитатель: - Молодцы, все к зиме готовы. Скажем: «Раз, два, три, всех нас в деток преврати!»
Дети произносят хором: «раз, два, три, всех нас в деток преврати!»
Воспитатель: - Какая интересная беседа у нас получилась. Мы вспомнили, что осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя. Как интересно вы рассказали о событиях, которые происходят в разные периоды осени. Какая бывает погода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)
Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...
Поздняя осень.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе....
Конспект открытого интегрированного занятия "Поздняя осень"
Конспект разработан для детей смешанной группы(5-7лет).Цель:Создание условий для развития художественно-творческих...
"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов, придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...
Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)
Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...
Конспект ООД «Речевое развитие» по теме: «Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Представле на публичный отчет детского сада 15 ноября 2016г....
Образовательная ситуация по развитию связной монологической речи в подготовительной группе. Рассматривание картин И.Левитана "Поздняя осень" и А.К.Саврасова "Поздняя осень" и беседы по ним
Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализация словаря по теме "Осень"....