нтегрированное занятие по развитию речи в старшей группе " В стране сказок"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Новикова Раиса Георгиевна

Дать детям понятие   какие сказки  русские народные А какие авторские.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.22 КБ
Файл zanyatie.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В стране сказок»

                                Цель:

  • обогащать словарный запас (слова «галерея», «автор»)
  • учить образовывать слова прилагательные от слов существительных,
  • развитие памяти.

                Задачи:

  • развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам,
  • активизировать речь,
  • звукопроизношение (звук Ж )
  • продолжать учить узнавать и называть цифры,
  • продолжать учить отличать русские народные сказки от авторских,
  • поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу,
  • учить детей положительным взаимоотношениям в группе.

                

                Интеграция образовательных областей:

  • Социально - комуникативное  развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

                        Предварительная работа с обучающимися:

  • Чтение русских народных и авторских сказок.
  • Экскурсия к сказке «3 медведя» ( лестничный пролёт).
  • Дидактические игры «Который по счёту?», «Чей? Чья? Чьё?».
  • Загадывание загадок.
  • Драматизация сказки «Кто сказал «Мяу?»».

                Словарная работа:

  • Беседы с детьми.
  • Поручения.
  • Рассказы по картинкам.
  • Чтение стихотворений.

                        Работа с родителями.

  • Изготовление пальчикового театра.
  • Рекомендации по домашнему чтению – «Сказки на ночь».

                        Оборудование: 

  • карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных,
  • дидактическое пособие - кубик с цифрами,
  • элементы костюма сказочницы,
  • слайды,
  • декорации и детские костюмы к сказке «Мяу»,
  • клубок,
  • кукла в белгородском костюме (белгородоведение)
  • красные и синие ленточки,
  • ковёр.

                        Технические средства обеспечения:

        Проектор, магнитная доска, магнитофон.

                                Ход занятия

        Воспитатель: Здравствуйте, дети!

        Дети: Здравствуйте!

        Воспитатель: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?

        Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.

        Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется«Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)

                                Упражнение на снятие психического напряжения                                 «Здравствуйте»

        Воспитатель: Здравствуйте ножки!

        Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

        Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

        Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

        Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

        Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы вправо -  влево)

        Воспитатель: Здравствуйте губки!

        Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

        Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).

Для чего они вам ? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся, отгадать поможет загадка.

                                        Загадка:

В любое место он вас донесёт

Куда пожелаете сами

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)

        Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник, садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.

                1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес

                Как самолёт летит?

Дети: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж (на глубоком выдохе, дыхательная гимнастика)

                1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник и сказочный сарафан-фартук)

        Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, может быть, вы поможете мне их расколдовать?

        Дети: Да, поможем.

Вот первое задание: Это мой кубик, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в этом кубике.

        Первая сказка под цифрой?... 1, слушайте мой вопрос:

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.(«Колобок»)

        Вторая сказка под цифрой?... 2, её хочет загадать Артем

Отгадайте сказку по загадке:

«Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

        Третья сказка под цифрой?... 3

Теперь ещё одна подсказка:

Она – животное из сказки,

Где чуть не скушал волк-злодей

Всех семерых её детей.  («Волк и семеро козлят»)      

        Четвёртая сказка под цифрой?...4

Невелик собою дом,

Но зато вместителен.

Уместиться можно в нём

Самым разным жителям.

Но висит на нём замок.

Этот домик - …(«Теремок»)

        Пятая сказка под цифрой?... 5. Загадку вам хочет загадать Вера

Наша девочка с хитринкой -- 

забралась она в корзинку.

За плечами у медведя

с пирожками вместе едет.

Как смешно на них смотреть -- 

это (Маша и медведь)
        
Шестая сказка под цифрой?... 6

Послушав лисьего совета,

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост бедняга потерял.(Волк из р.н.с. «Лиса и волк»)

                Экскурсия в сказочную галерею - По отрывкам из сказок узнать сказки

        Есть сказки русские народные, а есть авторские.

         Почему их так называют?

        Дети:  Русские народные сочинял народ, а авторские пишут писатели.

        Какие авторские сказки вы знаете?

        Дети: Пушкин, Андерсен, Перро, Бажов, Сутеев, Чуковский

А знаете, Корней Иванович был большим фантазёром.

                Пальчиковая гимнастика. (По сказке К. И. Чуковского «Чудо – дерево»).

Мама по саду пойдёт,                     

Пальчиками идут по столу

Мама с дерева сорвёт                      

Обеими руками словно срывают

 с дерева.

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Шлёпают попеременно ладошками

 в такт стихотворения

Папа по саду пойдёт

Пальчиками идут по столу

Папа с дерева сорвёт                       

Обеими руками словно срывают

 с дерева.

Маше — гамаши,  

Зинке — ботинки,                              

Нинке — чулки,                                  

 Шлёпают попеременно ладошками по столу       в такт стихотворения.

    

А для Мурочки такие            

Показывают кистями рук на себя

Крохотные голубые              

Показывают какие маленькие

Вязаные башмачки              

Имитируют движение вязания на

 спицах.

И с помпончиками!            

Словно лепят комочек снежный

   ладошками.

         Есть у меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.

Работа с карточками (словообразование, зрительная гимнастика): 

Гребешок (чей?)– петушиный, уши (чьи?) - собачьи, крылышки (чьи?)- пчелиные, усы (чьи?)– кошачьи, лапки (чьи?)- лягушачьи, хвост (чей?) – мышиный, плавник (чей?) – рыбий.

        

        Так какая же сказка заколдована в моём телевизоре?  

        Дети: «Кто сказал «Мяу».

А кто её написал?

        Дети: «Владимир Сутеев»

        

А кто главный герой сказки?

        Дети: Щенок

Слово «Щенок». Вы можете сказать, какой первый звук в этом слове?

А последний? А сколько слогов в этом слове? ( ответы детей)

        

        А умеете ли вы изображать животных?

Драматизация отрывков из сказки «Кто сказал «Мяу»?»

(работа по подгруппам – кто больше назовёт прилагательных)

Скажите: какой щенок был в этой сказке?

        Дети:        Веселый, озорной

        Очень боек, очень скор.

А что значит «боек», «скор»?

        Дети:  это значит «быстрый», « подвижный»( прилаг. – радостный, длинноухий, пятнистый, добрый, ласковый, пушистый)

        А какая была кошка?

        Дети: она была хитрая, хотела обмануть маленького щеночка (полосатая, умная, пушистая, серая, красивая, усатая, взрослая)

                        

                        Сказочница:

Артистами ребята побывали,

И сказку вы, ребята, показали.

Артисты, зрители-все были хороши

Похлопаем друг другу от души!

Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.

Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и наградить вас медалями за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать все мои сказки, большое вам спасибо. Ну а теперь вам пора лететь обратно в свою группу, вставайте все на ковёр самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете.

        1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем

        1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы)

        Воспитатель : вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в нашей группе. 

        Понравилось вам занятие? Что вам больше всего понравилось? Подойдите к кукле и покажите, понравилось вам занятие или нет: если да –отдайте ей красную ленточку, если нет – синюю.

                                



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В стране сказок»

                                Цель:

  • обогащать словарный запас (слова «галерея», «автор»)
  • учить образовывать слова прилагательные от слов существительных,
  • развитие памяти.

                Задачи:

  • развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам,
  • активизировать речь,
  • звукопроизношение (звук Ж )
  • продолжать учить узнавать и называть цифры,
  • продолжать учить отличать русские народные сказки от авторских,
  • поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу,
  • учить детей положительным взаимоотношениям в группе.

                

                Интеграция образовательных областей:

  • Социально - комуникативное  развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

                        Предварительная работа с обучающимися:

  • Чтение русских народных и авторских сказок.
  • Дидактические игры «Который по счёту?», «Чей? Чья? Чьё?».
  • Загадывание загадок.
  • Драматизация сказки «Кто сказал «Мяу?»».

                Словарная работа:

  • Беседы с детьми.
  • Поручения.
  • Рассказы по картинкам.
  • Чтение стихотворений.

                        Работа с родителями.

  • Изготовление пальчикового театра.
  • Рекомендации по домашнему чтению – «Сказки на ночь».

                        Оборудование: 

  • карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных,
  • дидактическое пособие - кубик с цифрами,
  • элементы костюма сказочницы,
  • слайды,
  • декорации и детские костюмы к сказке «Мяу»,
  • клубок,
  • кукла в белгородском костюме (белгородоведение)
  • красные и синие ленточки,
  • ковёр.

                        Технические средства обеспечения:

        Проектор, магнитная доска, магнитофон.

                                Ход занятия

        Воспитатель: Здравствуйте, дети!

        Дети: Здравствуйте!

        Воспитатель: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?

        Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.

        Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется«Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)

                                Упражнение на снятие психического напряжения                                 «Здравствуйте»

        Воспитатель: Здравствуйте ножки!

        Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

        Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

        Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

        Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

        Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы вправо -  влево)

        Воспитатель: Здравствуйте губки!

        Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

        Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).

Для чего они вам ? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся, отгадать поможет загадка.

                                        Загадка:

В любое место он вас донесёт

Куда пожелаете сами

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)

        Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник, садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.

                1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес

                Как самолёт летит?

Дети: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж (на глубоком выдохе, дыхательная гимнастика)

                1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник и сказочный сарафан-фартук)

        Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, может быть, вы поможете мне их расколдовать?

        Дети: Да, поможем.

Вот первое задание: Это мой кубик, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в этом кубике.

        Первая сказка под цифрой?... 1, слушайте мой вопрос:

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.(«Колобок»)

        Вторая сказка под цифрой?... 2, её хочет загадать Артем

Отгадайте сказку по загадке:

«Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

        Третья сказка под цифрой?... 3

Теперь ещё одна подсказка:

Она – животное из сказки,

Где чуть не скушал волк-злодей

Всех семерых её детей.  («Волк и семеро козлят»)      

        Четвёртая сказка под цифрой?...4

Невелик собою дом,

Но зато вместителен.

Уместиться можно в нём

Самым разным жителям.

Но висит на нём замок.

Этот домик - …(«Теремок»)

        Пятая сказка под цифрой?... 5. Загадку вам хочет загадать Вера

Наша девочка с хитринкой -- 

забралась она в корзинку.

За плечами у медведя

с пирожками вместе едет.

Как смешно на них смотреть -- 

это (Маша и медведь)
        
Шестая сказка под цифрой?... 6

Послушав лисьего совета,

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост бедняга потерял.(Волк из р.н.с. «Лиса и волк»)

                Экскурсия в сказочную галерею - По отрывкам из сказок узнать сказки

        Есть сказки русские народные, а есть авторские.

         Почему их так называют?

        Дети:  Русские народные сочинял народ, а авторские пишут писатели.

        Какие авторские сказки вы знаете?

        Дети: Пушкин, Андерсен, Перро, Бажов, Сутеев, Чуковский

А знаете, Корней Иванович был большим фантазёром.

                Пальчиковая гимнастика. (По сказке К. И. Чуковского «Чудо – дерево»).

Мама по саду пойдёт,                     

Пальчиками идут по столу

Мама с дерева сорвёт                      

Обеими руками словно срывают

 с дерева.

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Шлёпают попеременно ладошками

 в такт стихотворения

Папа по саду пойдёт

Пальчиками идут по столу

Папа с дерева сорвёт                       

Обеими руками словно срывают

 с дерева.

Маше — гамаши,  

Зинке — ботинки,                              

Нинке — чулки,                                  

 Шлёпают попеременно ладошками по столу       в такт стихотворения.

    

А для Мурочки такие            

Показывают кистями рук на себя

Крохотные голубые              

Показывают какие маленькие

Вязаные башмачки              

Имитируют движение вязания на

 спицах.

И с помпончиками!            

Словно лепят комочек снежный

   ладошками.

         Есть у меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.

Работа с карточками (словообразование, зрительная гимнастика): 

Гребешок (чей?)– петушиный, уши (чьи?) - собачьи, крылышки (чьи?)- пчелиные, усы (чьи?)– кошачьи, лапки (чьи?)- лягушачьи, хвост (чей?) – мышиный, плавник (чей?) – рыбий.

        

        Так какая же сказка заколдована в моём телевизоре?  

        Дети: «Кто сказал «Мяу».

А кто её написал?

        Дети: «Владимир Сутеев»

        

А кто главный герой сказки?

        Дети: Щенок

Слово «Щенок». Вы можете сказать, какой первый звук в этом слове?

А последний? А сколько слогов в этом слове? ( ответы детей)

        

        А умеете ли вы изображать животных?

Драматизация отрывков из сказки «Кто сказал «Мяу»?»

(работа по подгруппам – кто больше назовёт прилагательных)

Скажите: какой щенок был в этой сказке?

        Дети:        Веселый, озорной

        Очень боек, очень скор.

А что значит «боек», «скор»?

        Дети:  это значит «быстрый», « подвижный»( прилаг. – радостный, длинноухий, пятнистый, добрый, ласковый, пушистый)

        А какая была кошка?

        Дети: она была хитрая, хотела обмануть маленького щеночка (полосатая, умная, пушистая, серая, красивая, усатая, взрослая)

                        

                        Сказочница:

Артистами ребята побывали,

И сказку вы, ребята, показали.

Артисты, зрители-все были хороши

Похлопаем друг другу от души!

Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.

Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и наградить вас медалями за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать все мои сказки, большое вам спасибо. Ну а теперь вам пора лететь обратно в свою группу, вставайте все на ковёр самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете.

        1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем

        1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы)

        Воспитатель : вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в нашей группе. 

        Понравилось вам занятие? Что вам больше всего понравилось? Подойдите к кукле и покажите, понравилось вам занятие или нет: если да –отдайте ей красную ленточку, если нет – синюю.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: "Путешествие в страну сказок"

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением. Задачи: 1. Дидактическая:учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну сказок»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " Хоровод сказок"

закрепление знаний  воспитанников о русских народных сказках....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Герои сказок А.С.Пушкина и К.И.Чуковского у нас в гостях.

Проведение викторины по любимым сказкам.          Закрепить знания детей  о произведениях А. С. Пушкина и К. И.Чуковского. Совершенствовать умение выразительно читат...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Поляна сказок».

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.Развивать мышление, память, воображение.Воспитывать интерес и любовь к сказкам.Грамота – продол...