Конспект занятия для подготовительной группы "Осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования Нижнекамского муниципального района»
«Детский сад комбинированного вида с группами для детей
с нарушением речи №68»
Итоговое занятие в подготовительной группе№1
«Осенний лес»
Составила: Снопкова Т.С.
Программное содержание:
- Образовательная: закрепить представления детей о признаках осени: стало холоднее, небо покрыто серыми тяжёлыми тучами, облетают листья с деревьев и кустарников, листопад, вянет, желтеет травка, птицы улетают в тёплые края, день становится короче, а ночь длиннее; закрепить названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме Осень. Деревья»; закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.
- Развивающая: помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие, память, мышление, речевая активность.
- Воспитательная: воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации картин об осени, осенние листья, иллюстрации деревьев, плакат с изображением дерева для коллективной аппликации, дидактическая игра «С какой ветки эти детки», звукозапись П.И.Чайковского «Времена года» – «Октябрь, осенняя песня», колокольчик, мяч.
- Для детей: цветная бумага (оттенки осенних листьев), ножницы, клей, салфетки.
Методические приемы: Словесные, игровые ситуации, сюрпризный момент.
Организация детей: Сидя на стульчиках на ковре
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.
Словарь: отлёт птиц, листопад, багряный, лиловый, кленовый, дубовый, берёзовый, осень золотая, пёстрая, листья кружатся, опадают, перелётные птицы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительная беседа об осени
- Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить прогулку в лес. (В группе подготовлена выставка иллюстраций по теме «Осень. Деревья», на коврике лежат осенние листья, букет из осенних листьев и ягод.)
– Какое сейчас время года? (Осень)
– Как вы догадались? (Листики на деревьях желтеют, краснеют, опадают).
– Давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.
- Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).
- Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).
- Осенью часто идут … (дожди).
- Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
- Осенью листья опадают, начинается … (листопад).
- Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).
- Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
- Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).
- Осенью люди надевают … (тёплую одежду).
– Ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь подойдите к выставке иллюстраций.
2. Рассматривание иллюстраций лиственных и хвойных деревьев, гербария и осеннего букета
- Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
– Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Это дерево. Весной оно нас веселит своими первыми зелёными листочками, летом даёт нам прохладу, тень в жаркий день, осенью дерево дарит свои плоды, а зимой дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей.
– Давайте вспомним, какие листики бывают осенью? (Золотые, красные, оранжевые, багряные, лиловые).
– Все ли деревья сбрасывают листья осенью? (Только лиственные)
– Назовите лиственные деревья? (Дуб, берёза, осина, каштан, клён и др.)
– Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр)
– Какое дерево имеет иголочки, но сбрасывает их? (Лиственница)
– Давайте назовём листья в нашем букете. (Листья дуба, ветки рябины с ягодами, клён)
- Вы хорошо знаете листья деревьев. Давайте поиграем в игру.
3. Игра «Назови листочек одним словом»
- Я буду называть листья и ветки разных деревьев, а вы их называете одним словом, говорите, какой лист или какая ветка.
- Лист дуба (какой?) – дубовый
- Лист клёна – кленовый
- Лист осины – осиновый
- Лист ивы – ивовый
- Лист каштаны – каштановый
- Ветка рябина – рябиновая
- Ветка сосны – сосновая
- Ветка ели – еловая
- Лист тополя – тополиный
- Молодцы, ребята! Посмотрите на эти два дерева и назовите их.
4. Сравнение двух деревье – дуба и берёзы
- Я попрошу вас, ребята, найти, чем похожи эти два дерева и чем различаются.
- И у дуба, и у берёзы есть ствол, крона, ветки, листья, почки, кора, корни, плоды.
- У дуба ствол толстый, а у берёзы тоньше.
- У дуба кора коричневая, а у берёзы белая с чёрными кармашками.
- У дуба кора толстая, а у берёзы тонкая.
- У дуба жёлуди, а у берёзы серёжки.
- У дуба листья большие, овальные, резные, а у берёзы – треугольные и маленькие.
- Я приглашаю вас всех на полянку, посмотрите сколько здесь много красивых листьев, давайте с вами поиграем с листиками дуба и берёзы.
5. Игра с колокольчиком «Найди своё дерево»
- Возьмите себе по два листика одного и того же дерева. Пока звенит колокольчик, листики летают, кружатся. Как только колокольчик перестанет звенеть, нужно подбежать к своему дереву и поднять листики вверх. Проводится игра.
- А теперь самое время отдохнуть на нашей лесной полянке.
6. Физкультминутка
Осенние листочки
Мы – листочки, мы – листочки, мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели, ветер дунул – полетели. (Летать)
Мы летали, мы летали, а потом летать устали. (Остановились)
Перестал дуть ветерок – мы уселись все с кружок. (Сели в круг)
Ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул. (Полетели)
Все листочки полетели и на землю тихо сели. (сели)
Воспитатель:
- Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи, картины, но и сочиняли музыку. Сегодня мы прослушаем с вами музыку П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня». Под эту музыку мы станем украшать наше деревце осенними листочками.
– Какие это листики? (Кленовые)
– Какое осеннее дерево у нас получится? (Клён)
7. Под музыку П.И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня» из цикла «Времена года», выполняется коллективная аппликация- «Осенний ковер».
Дети под музыку наклеивают свои листочки на ветки клёна, нарисованного на большом ватмане.
8. Итог занятия
– Какое дерево у нас получилось? (Кленовое – клён)
Посмотрите, какие красивые листики, какое нарядное осеннее дерево. Наша природа очень хороша. Её нужно любить, беречь, помогать ей, чтобы она нам дарила свою красоту, радость, здоровье. Ребята, чем мы занимались на занятии, что было интересным. А что было сложным? (ответы детей)
г.Нижнекамск 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по изодеятельности и ручному труду в подготовительной группе "Осень вновь пришла"
Тема:«Осень вновь пришла»Цель: познакомить детей с одним из видов мозаики – «мозаика из карандашных стружек»Задачи:закреплять представления о приметах осени;продолжать учить детей совмещать разные спо...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Осенние мелодии".
При проведении НОД по рассмаитриванию картин возможны затруднения как со стороны педагога, так и со стороны детей, в частности при подборе эпитетов и способов описания. В данной работе представлен наш...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы "Осень"
Занятие направлено, в первую очередь, на развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, фонематического слуха. Занятие построено на сочетании коррекционно-развивающих уп...
Конспект развлечения в подготовительной группе: "Осенний калейдоскоп"
Конспект развлечения в подготовительной группена тему: «Осенний калейдоскоп»Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Создать определенный эмоциональный настрой посредством музыки соотве...
План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)
Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....
Тема недели: Краски осень Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Тема: «Наша осень хороша»
Цель: Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной дл...
Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»
Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».Цель: Создание условий для развит...