дидактические игры
презентация по развитию речи на тему

Прокопьева Татьяна Сергеевна

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прокопьева Татьяна Сергеевна воспитатель дошкольной группы при МКОУ «Кураковская ООШ» 14.06.1983 года рождения В 2002г Закончила Мариинский лесотехнический техникум по специальности – коммерция; В 2007г Закончила Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт -по специальности бухгалтерский учет, аудит; В 2016г получила диплом о профессиональной переподготовке в ФГБОУ высшего образования «Томский государственный педагогический университет» по программе «Дошкольная педагогика и психология» Ссылка на мой сайт: Мой сайт воспитателя дошкольной группы

Слайд 2

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Слайд 3

Причины низкого уровня развития речи детей

Слайд 4

ЗАДАЧИ: Изучить состояние связной речи детей дошкольного возраста. Изучить и проанализировать материал по проблеме использования дидактических игр как средства развития детей среднего дошкольного возраста. Составить индивидуальный план работы по развитию речи с детьми. Подобрать картотеку дидактических игр. Анализ о проделанной работе.

Слайд 5

Уровень развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Слайд 6

Интеграция образовательной области «Речевое развитие» Речевое развитие Познание Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд

Слайд 7

Игры с предметами

Слайд 8

Настольные игры

Слайд 9

Словесные игры

Слайд 10

Игры, в процессе которых формируется фонематическая сторона речи

Слайд 11

Игры по развитию лексического запаса;

Слайд 12

Игры по развитию грамматической стороны речи

Слайд 13

Игры по развитию связной речи

Слайд 14

В группе созданы необходимые условия для полноценного развития детей

Слайд 15

Диагностика

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Бескрайний лес и неба ширь –

Это Кузбасс, это Сибирь.

Здесь родилась – Я!

Сейчас Вам расскажу,

Немного про себя!.

Росла, ходила в садик,

Любила рисовать.

Ещё любила с детками

Соседскими играть.

Я им читала книжки,

Учила их писать,

Мечтала я учителем

Начальных классов стать.

Промчались детства годы,

Уж школа позади,

И я стою пред выбором

Дальнейшего пути.

Закончила я техникум

Потом и институт

И стала я бухгалтером

Работала и тут…

Промелькнули быстро годы,

У меня уже семья.

Две дочери красивые

Подрастают у меня!

 «Быть экономистом хорошо,

Но педагогом – лучше.

В детский сад пойду работать,

Пусть меня научат».

Стать воспитателем не просто

Нужно много знать, уметь,

Отвечать на тысячи вопросов

И любую роль сыграть суметь.

Чтобы деток развивать

Нужно многое мне знать:

Нужно знать методику,

Психологию и педагогику.

Я учёбы не боюсь,

За неё опять берусь.

В университет поступаю

И диплом свой получаю!

Методический свой опыт

Я в секрете не держу,

И на «Лесенке успеха»

Все подробно расскажу.

Как же деток развивать,

ФГОС не нарушать?

На вопрос простой ответ –

Лучше игр средства нет!


Подводя итог, скажу,

11 лет назад

Я пришла работать в детский сад.

И вот перед Вами стою,

И с гордостью говорю,

Что я – воспитатель,

Я деток люблю

И за собой в Страну Знаний веду!

Слайд 2

Моя задача – помочь воспитанниками стать успешными «жителями» Страны знаний.

Тем более что в настоящее время проблема повышения качества образования является актуальной. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

Слайд 3

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с низким уровнем развития всех составляющих речевой деятельности (смысловой, звуковой, грамматической). Причины этой тенденции представлены на экране.

Формирование лексической стороны речи имеет исключительное значение в развитии ребенка. Бедность словаря затрудняет взаимоотношения ребенка с другими детьми и взрослыми, негативно влияет на его психическое развитие, отражается на формировании познавательной деятельности. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и общении.

Слайд 4

Обобщением опыта работы по лексическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста является материал, представленный в методической разработке «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников», цель которой – выявление и научное обоснование эффективности применения дидактических игр и лексических упражнений для совершенствования лексической стороны речи.

Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели вы видите на экране.

Слайд 5

Диагностика лексического развития младших дошкольников в начале учебного года показала, что 60% детей имеют средний уровень развития словаря. Эти дети допускают неточности при употреблении слов, обозначающих предмет, только с помощью взрослого могут выделять признаки и качества предмета, называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, неточно употребляют в речи обобщающие слова.

        У 40% детей уровень развития словаря ниже среднего. Эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

 Следовательно, проблема формирования словаря детей младшего дошкольного возраста является актуальной.

Слайд 6

С учетом Федеральных государственных образовательных стандартов к содержанию и формам работы с детьми, ведущего вида деятельности дошкольников – игровой, считаю применение дидактических игр и лексических упражнений наиболее эффективным методом формирования словаря дошкольников.

Развитие компонентов речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, связной речи) и навыков речевого общения  реализуется посредством интеграции образовательной области «Речевое развитие» по задачам и содержанию со всеми образовательными областями (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).

Слайд 7

Дидактические игры делят на следующие виды:

     • Игра с предметами; 
     • Настольно-печатные игры; 
     • Словесные игры

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством.

Слайд 8

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Слайд 9

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

Слайд 10

     

Игры, в процессе которых формируется фонематическая сторона речи; 

Для реализации воспитания звукового анализа на занятиях детям предлагаются дидактические  игры на различие  свистящих, шипящих, твердых и мягких звуков, выделение в словах  определенных звуков, слогов, ударения.

Например:

Игра «Подбери по звуку»Игра «Лото» , «Подарок для Кар-Карыча!»

     

Слайд 11

  

Игры по развитию лексического запаса

С целью обогащения, уточнения и активизации словаря уделяем внимание таким дидактическим играм, которые направлены на умение обобщать, сравнивать, противопоставлять: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Узнай, кто это?». Игра «Овощи и фрукты», «В небе, на земле,  в воде»,  Игра «Назови ласково», «Один – много» «Назвать животных парами» (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок)

Слайд 12

Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?»,  «Составь предложение», «Что делает?», «Предлоги в картинках»

Дети учатся подбирать однокоренные слова и подбирать производные слова. На развитие синтаксической стороны  речи используются игры – построения не только простых, но и сложных предложений. Так же используем игры, которые учат детей образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами; различать смысловые оттенки глаголов и прилагательных.

Слайд 13

Игры по развитию связной речи

Развитие связной речи определяется умением строить разные типы высказываний описание, повествование, рассуждение. Это пересказы литературных произведений и  русских народных сказок, используя сюжетные картинки, схемы, рассматривание и описание картин. Такие игры как: «Придумай рассказ» , «Неожиданный финал», «Расскажи сказку по картинкам»

Для закрепления представления о структуре рассказа, сказки используем модель – круг, разделенный на три части: зеленая – начало, красная – середина и синяя – конец. Дети самостоятельно придумывают рассказы, сказки об игрушках, животных,  дают их описание и характеристики, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.

Я старалась, чтобы разработанные игры способствовали повышению внимания, речевой активности, позволяли предоставлять информацию в привлекательной форме, были многофункциональными.


      
Слайд 15

Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от воспитателя создания в группе соответствующей предметной среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного подхода к ребенку.

Мы с коллегами постарались создать в группе обстановку, наиболее полно удовлетворяющую потребность дошкольников в игре и способствующую их гармоничному развитию.

Основными компонентами предметно-развивающей среды являются центры развития детей, предоставляющие каждому ребенку возможность сосредоточиться на своем занятии, способствующие закреплению знаний детей, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности, развитию детского творчества и экспериментирования.

Слайд 16

Анализ показателей диагностики развития словаря детей младшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод, что применение дидактических игр и лексических упражнений с целью лексического развития дошкольников эффективно и дает положительные результаты.

У воспитанников  значительно вырос уровень развития словаря, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 17

Таким образом, работа, направленная на лексическое развитие, помогает ребенку расширить свой словарный запас, развивает коммуникативные навыки. Следовательно, деятельность, проводимая в рамках темы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников» эффективна.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...