дидактические игры
презентация по развитию речи на тему
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.96 МБ |
![]() | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
Причины низкого уровня развития речи детей
ЗАДАЧИ: Изучить состояние связной речи детей дошкольного возраста. Изучить и проанализировать материал по проблеме использования дидактических игр как средства развития детей среднего дошкольного возраста. Составить индивидуальный план работы по развитию речи с детьми. Подобрать картотеку дидактических игр. Анализ о проделанной работе.
Уровень развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Интеграция образовательной области «Речевое развитие» Речевое развитие Познание Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд
Игры с предметами
Настольные игры
Словесные игры
Игры, в процессе которых формируется фонематическая сторона речи
Игры по развитию лексического запаса;
Игры по развитию грамматической стороны речи
Игры по развитию связной речи
В группе созданы необходимые условия для полноценного развития детей
Диагностика
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Бескрайний лес и неба ширь –
Это Кузбасс, это Сибирь.
Здесь родилась – Я!
Сейчас Вам расскажу,
Немного про себя!.
Росла, ходила в садик,
Любила рисовать.
Ещё любила с детками
Соседскими играть.
Я им читала книжки,
Учила их писать,
Мечтала я учителем
Начальных классов стать.
Промчались детства годы,
Уж школа позади,
И я стою пред выбором
Дальнейшего пути.
Закончила я техникум
Потом и институт
И стала я бухгалтером
Работала и тут…
Промелькнули быстро годы,
У меня уже семья.
Две дочери красивые
Подрастают у меня!
«Быть экономистом хорошо,
Но педагогом – лучше.
В детский сад пойду работать,
Пусть меня научат».
Стать воспитателем не просто
Нужно много знать, уметь,
Отвечать на тысячи вопросов
И любую роль сыграть суметь.
Чтобы деток развивать
Нужно многое мне знать:
Нужно знать методику,
Психологию и педагогику.
Я учёбы не боюсь,
За неё опять берусь.
В университет поступаю
И диплом свой получаю!
Методический свой опыт
Я в секрете не держу,
И на «Лесенке успеха»
Все подробно расскажу.
Как же деток развивать,
ФГОС не нарушать?
На вопрос простой ответ –
Лучше игр средства нет!
Подводя итог, скажу,
11 лет назад
Я пришла работать в детский сад.
И вот перед Вами стою,
И с гордостью говорю,
Что я – воспитатель,
Я деток люблю
И за собой в Страну Знаний веду!
Слайд 2
Моя задача – помочь воспитанниками стать успешными «жителями» Страны знаний.
Тем более что в настоящее время проблема повышения качества образования является актуальной. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Слайд 3
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с низким уровнем развития всех составляющих речевой деятельности (смысловой, звуковой, грамматической). Причины этой тенденции представлены на экране.
Формирование лексической стороны речи имеет исключительное значение в развитии ребенка. Бедность словаря затрудняет взаимоотношения ребенка с другими детьми и взрослыми, негативно влияет на его психическое развитие, отражается на формировании познавательной деятельности. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и общении.
Слайд 4
Обобщением опыта работы по лексическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста является материал, представленный в методической разработке «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников», цель которой – выявление и научное обоснование эффективности применения дидактических игр и лексических упражнений для совершенствования лексической стороны речи.
Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели вы видите на экране.
Слайд 5
Диагностика лексического развития младших дошкольников в начале учебного года показала, что 60% детей имеют средний уровень развития словаря. Эти дети допускают неточности при употреблении слов, обозначающих предмет, только с помощью взрослого могут выделять признаки и качества предмета, называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, неточно употребляют в речи обобщающие слова.
У 40% детей уровень развития словаря ниже среднего. Эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Следовательно, проблема формирования словаря детей младшего дошкольного возраста является актуальной.
Слайд 6
С учетом Федеральных государственных образовательных стандартов к содержанию и формам работы с детьми, ведущего вида деятельности дошкольников – игровой, считаю применение дидактических игр и лексических упражнений наиболее эффективным методом формирования словаря дошкольников.
Развитие компонентов речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, связной речи) и навыков речевого общения реализуется посредством интеграции образовательной области «Речевое развитие» по задачам и содержанию со всеми образовательными областями (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).
Слайд 7
Дидактические игры делят на следующие виды:
• Игра с предметами;
• Настольно-печатные игры;
• Словесные игры
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством.
Слайд 8
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Слайд 9
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.
Слайд 10
Игры, в процессе которых формируется фонематическая сторона речи;
Для реализации воспитания звукового анализа на занятиях детям предлагаются дидактические игры на различие свистящих, шипящих, твердых и мягких звуков, выделение в словах определенных звуков, слогов, ударения.
Например:
Игра «Подбери по звуку», Игра «Лото» , «Подарок для Кар-Карыча!»
Слайд 11
Игры по развитию лексического запаса
С целью обогащения, уточнения и активизации словаря уделяем внимание таким дидактическим играм, которые направлены на умение обобщать, сравнивать, противопоставлять: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Узнай, кто это?». Игра «Овощи и фрукты», «В небе, на земле, в воде», Игра «Назови ласково», «Один – много» «Назвать животных парами» (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок)
Слайд 12
Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?», «Составь предложение», «Что делает?», «Предлоги в картинках»
Дети учатся подбирать однокоренные слова и подбирать производные слова. На развитие синтаксической стороны речи используются игры – построения не только простых, но и сложных предложений. Так же используем игры, которые учат детей образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами; различать смысловые оттенки глаголов и прилагательных.
Слайд 13
Игры по развитию связной речи
Развитие связной речи определяется умением строить разные типы высказываний описание, повествование, рассуждение. Это пересказы литературных произведений и русских народных сказок, используя сюжетные картинки, схемы, рассматривание и описание картин. Такие игры как: «Придумай рассказ» , «Неожиданный финал», «Расскажи сказку по картинкам»
Для закрепления представления о структуре рассказа, сказки используем модель – круг, разделенный на три части: зеленая – начало, красная – середина и синяя – конец. Дети самостоятельно придумывают рассказы, сказки об игрушках, животных, дают их описание и характеристики, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.
Я старалась, чтобы разработанные игры способствовали повышению внимания, речевой активности, позволяли предоставлять информацию в привлекательной форме, были многофункциональными.
Слайд 15
Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от воспитателя создания в группе соответствующей предметной среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного подхода к ребенку.
Мы с коллегами постарались создать в группе обстановку, наиболее полно удовлетворяющую потребность дошкольников в игре и способствующую их гармоничному развитию.
Основными компонентами предметно-развивающей среды являются центры развития детей, предоставляющие каждому ребенку возможность сосредоточиться на своем занятии, способствующие закреплению знаний детей, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности, развитию детского творчества и экспериментирования.
Слайд 16
Анализ показателей диагностики развития словаря детей младшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод, что применение дидактических игр и лексических упражнений с целью лексического развития дошкольников эффективно и дает положительные результаты.
У воспитанников значительно вырос уровень развития словаря, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 17
Таким образом, работа, направленная на лексическое развитие, помогает ребенку расширить свой словарный запас, развивает коммуникативные навыки. Следовательно, деятельность, проводимая в рамках темы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников» эффективна.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...