Диагностика связной речи у детей с ОНР в основу её положены методики: М.А. Поваляевой, Н.С. Жуковой
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Методика М.А. Поваляевой направлена на выявления способностей детей подбирать точные и употреблять обобщающие слова.  

Включает в себя 4 задания:

1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением посуды, мебель, овощи и фрукты, дикие и домашние животные.  Взрослый озвучивает понятие, обозначающие группу иллюстраций. Педагог предлагает ребёнку охарактеризовать подробно определение понятия, и выбрать необходимые картинки. Например, выбрать иллюстрации с изображением предметов мебели.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неверный ответ – 0 баллов, наибольшее количество правильно выбранных картинок- 30 баллов.

2.. Подобрать антонимы.

Цель: выявление способности подбирать противоположные по смыслу слова.

Педагог предлагает поиграть в игру « скажи наоборот». Он называет слово, а ребёнок должен назвать противоположное по значению.

Например: Солнечный - пасмурный, мягкий - жесткий, грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять,   разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).

Все правильно названные слова оцениваются в 10 баллов.

1 балл – если подобранное слово является антонимом;

 0 баллов – не соответствует.

3. Подобрать синонимы.

Цель: выявление способностей подбирать близкие по значению слова.

Педагог предлагает ребёнку подобрать к названным словам, близкие по значению

Например: прыгать, солнечный, пушистый, красивый, смеяться, идти, бежать, остановиться: хмурый, весёлый,

Наивысший  балл - 10.

1 балл – подобранное ребёнком слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует.

4. Подобрать определения.

Цель: выявление способностей дать определение, названному слову.

Педагог в форме игры в слова предлагает ребёнку придумать дать как можно больше определений , к названному слову.

Взрослый называет такие слова как: стул, помидор, кошка, солнце, рыба.

 (Например: стул. Какой он? Из какого материала он изготовлен? Что ещё можно про него сказать?).

 Высокий балл – 10. 2 балла – придумано более 3 определений; 1 балл – менее 3 определений; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.

После того, как было выполнено 4 задания, направленных на выявления словарного запаса, подсчитывается общая сумма баллов. Высокий уровень – 60 баллов; 35 – 50 баллов – средний уровень; менее 35 баллов – низкий уровень лексического развития ребёнка.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_rechi.docx13.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методика М.А. Поваляевой направлена на выявления способностей детей подбирать точные и употреблять обобщающие слова.  

Включает в себя 4 задания:

1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением посуды, мебель, овощи и фрукты, дикие и домашние животные.  Взрослый озвучивает понятие, обозначающие группу иллюстраций. Педагог предлагает ребёнку охарактеризовать подробно определение понятия, и выбрать необходимые картинки. Например, выбрать иллюстрации с изображением предметов мебели.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неверный ответ – 0 баллов, наибольшее количество правильно выбранных картинок- 30 баллов.

2.. Подобрать антонимы.

Цель: выявление способности подбирать противоположные по смыслу слова.

Педагог предлагает поиграть в игру « скажи наоборот». Он называет слово, а ребёнок должен назвать противоположное по значению.

Например: Солнечный - пасмурный, мягкий - жесткий, грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять,   разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).

Все правильно названные слова оцениваются в 10 баллов.

1 балл – если подобранное слово является антонимом;

 0 баллов – не соответствует.

3. Подобрать синонимы.

Цель: выявление способностей подбирать близкие по значению слова.

Педагог предлагает ребёнку подобрать к названным словам, близкие по значению

Например: прыгать, солнечный, пушистый, красивый, смеяться, идти, бежать, остановиться: хмурый, весёлый,

Наивысший  балл - 10.

1 балл – подобранное ребёнком слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует.

4. Подобрать определения.

Цель: выявление способностей дать определение, названному слову.

Педагог в форме игры в слова предлагает ребёнку придумать дать как можно больше определений , к названному слову.

Взрослый называет такие слова как: стул, помидор, кошка, солнце, рыба.

 (Например: стул. Какой он? Из какого материала он изготовлен? Что ещё можно про него сказать?).

 Высокий балл – 10. 2 балла – придумано более 3 определений; 1 балл – менее 3 определений; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.

После того, как было выполнено 4 задания, направленных на выявления словарного запаса, подсчитывается общая сумма баллов. Высокий уровень – 60 баллов; 35 – 50 баллов – средний уровень; менее 35 баллов – низкий уровень лексического развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова

Определение уровня сформированностимонологической речи у детей с ОНРДиагностика связной речи по методике        В.П. Глухова. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯДля определения...

Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет (средняя группа)

Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет....

Консультация для воспитателей. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Знакомство с методикой Т.А.Ткаченко

Призентация  о Формировании связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Татьяны Александровны Ткаченко....

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстомЭпиграфКраткая характеристикаОбзора научно – теоретической литературы (по...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом1. Эпиграф2. Цель исследования3. Гипотеза4. Обзор используемой литературы5. Цел...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)

Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...

Конспект познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР Т.А. Ткаченко. Тема: «Пуговичная история»

Конспект  познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР  Т.А...