Диагностика связной речи у детей с ОНР в основу её положены методики: М.А. Поваляевой, Н.С. Жуковой
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Методика М.А. Поваляевой направлена на выявления способностей детей подбирать точные и употреблять обобщающие слова.
Включает в себя 4 задания:
1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением посуды, мебель, овощи и фрукты, дикие и домашние животные. Взрослый озвучивает понятие, обозначающие группу иллюстраций. Педагог предлагает ребёнку охарактеризовать подробно определение понятия, и выбрать необходимые картинки. Например, выбрать иллюстрации с изображением предметов мебели.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неверный ответ – 0 баллов, наибольшее количество правильно выбранных картинок- 30 баллов.
2.. Подобрать антонимы.
Цель: выявление способности подбирать противоположные по смыслу слова.
Педагог предлагает поиграть в игру « скажи наоборот». Он называет слово, а ребёнок должен назвать противоположное по значению.
Например: Солнечный - пасмурный, мягкий - жесткий, грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).
Все правильно названные слова оцениваются в 10 баллов.
1 балл – если подобранное слово является антонимом;
0 баллов – не соответствует.
3. Подобрать синонимы.
Цель: выявление способностей подбирать близкие по значению слова.
Педагог предлагает ребёнку подобрать к названным словам, близкие по значению
Например: прыгать, солнечный, пушистый, красивый, смеяться, идти, бежать, остановиться: хмурый, весёлый,
Наивысший балл - 10.
1 балл – подобранное ребёнком слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует.
4. Подобрать определения.
Цель: выявление способностей дать определение, названному слову.
Педагог в форме игры в слова предлагает ребёнку придумать дать как можно больше определений , к названному слову.
Взрослый называет такие слова как: стул, помидор, кошка, солнце, рыба.
(Например: стул. Какой он? Из какого материала он изготовлен? Что ещё можно про него сказать?).
Высокий балл – 10. 2 балла – придумано более 3 определений; 1 балл – менее 3 определений; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.
После того, как было выполнено 4 задания, направленных на выявления словарного запаса, подсчитывается общая сумма баллов. Высокий уровень – 60 баллов; 35 – 50 баллов – средний уровень; менее 35 баллов – низкий уровень лексического развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rechi.docx | 13.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика М.А. Поваляевой направлена на выявления способностей детей подбирать точные и употреблять обобщающие слова.
Включает в себя 4 задания:
1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением посуды, мебель, овощи и фрукты, дикие и домашние животные. Взрослый озвучивает понятие, обозначающие группу иллюстраций. Педагог предлагает ребёнку охарактеризовать подробно определение понятия, и выбрать необходимые картинки. Например, выбрать иллюстрации с изображением предметов мебели.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неверный ответ – 0 баллов, наибольшее количество правильно выбранных картинок- 30 баллов.
2.. Подобрать антонимы.
Цель: выявление способности подбирать противоположные по смыслу слова.
Педагог предлагает поиграть в игру « скажи наоборот». Он называет слово, а ребёнок должен назвать противоположное по значению.
Например: Солнечный - пасмурный, мягкий - жесткий, грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).
Все правильно названные слова оцениваются в 10 баллов.
1 балл – если подобранное слово является антонимом;
0 баллов – не соответствует.
3. Подобрать синонимы.
Цель: выявление способностей подбирать близкие по значению слова.
Педагог предлагает ребёнку подобрать к названным словам, близкие по значению
Например: прыгать, солнечный, пушистый, красивый, смеяться, идти, бежать, остановиться: хмурый, весёлый,
Наивысший балл - 10.
1 балл – подобранное ребёнком слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует.
4. Подобрать определения.
Цель: выявление способностей дать определение, названному слову.
Педагог в форме игры в слова предлагает ребёнку придумать дать как можно больше определений , к названному слову.
Взрослый называет такие слова как: стул, помидор, кошка, солнце, рыба.
(Например: стул. Какой он? Из какого материала он изготовлен? Что ещё можно про него сказать?).
Высокий балл – 10. 2 балла – придумано более 3 определений; 1 балл – менее 3 определений; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.
После того, как было выполнено 4 задания, направленных на выявления словарного запаса, подсчитывается общая сумма баллов. Высокий уровень – 60 баллов; 35 – 50 баллов – средний уровень; менее 35 баллов – низкий уровень лексического развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова
Определение уровня сформированностимонологической речи у детей с ОНРДиагностика связной речи по методике В.П. Глухова. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯДля определения...
Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет (средняя группа)
Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет....
Консультация для воспитателей. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Знакомство с методикой Т.А.Ткаченко
Призентация о Формировании связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Татьяны Александровны Ткаченко....
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстомЭпиграфКраткая характеристикаОбзора научно – теоретической литературы (по...
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом1. Эпиграф2. Цель исследования3. Гипотеза4. Обзор используемой литературы5. Цел...
Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)
Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...
Конспект познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР Т.А. Ткаченко. Тема: «Пуговичная история»
Конспект познавательно-речевого занятия, разработан на основе адаптированной методики по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР Т.А...