Развитие связной речи у дошкольников.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Калягина Елена Сергеевна

 

Развитие связной речи у дошкольников.

 

Ребенок дошкольного возраста должен уже не просто уметь выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо развитая связная речь помогает легко общаться со сверстниками и взрослыми, тренирует мышление, внимание, подготавливает к успешному освоению школьной программы.

 

Если ваш ребенок хорошо понимает звучащую речь, может отвечать на вопросы по тексту, сам любит их задавать, что-то рассказывать, при этом не путается с темой, не нарушает логических связей, употребляет достаточное для его возраста разнообразие слов, тогда можно говорить, что речь у него активно развивается.

 

Но без нашей помощи дошкольнику не научиться говорить ясно и последовательно. Задача взрослого – как можно больше разговаривать с ребенком, просить его что-нибудь рассказывать и поправлять, если он отходит от темы или допускает ошибки.

 

Дети любят, когда им читают сказки. Интерес к ним активизирует желание малыша слушать, узнавать новое, а затем и самому что-то рассказывать. Через слушание он запоминает правильную последовательность построения речи. Поэтому развитие связной речи можно начинать с рассказывания или чтения сказок и с обсуждения вопросов по ним. Например: «Кто из героев тебе больше понравился? Почему?» и т.д.

 

Другой способ развития связной речи – диалог. Он тренирует ребенка придерживаться одной темы в своих высказываниях, задавать вопросы, учит отстаивать свое мнение. Важно, оставить ребенку право на личное мнение, даже если оно ошибочно. Относитесь с уважением к мнению ребенка, спросите "Почему он так считает?". В дальнейшем можно смоделировать подобную ситуацию и предоставить ему право выбора и право оценить последствия поступка. Помните, что аргументы типа "Мама лучше знает" не очень способствуют развитию диалога. Прекрасный способ развития связной речи с помощью диалога — разыгрывание сценок и сказок. В этом случае у ребенка будут развиваться не только речь и мышление, но и воображение и фантазия.

 

Монолог — следующая ступенька в развитии связной речи. Пережив яркую эмоцию, ребенок обязательно захочет поделиться с вами. Но монологическая речь трудна тем, что нужно рассказать историю так, чтобы она была понятна, без отступления от темы и без ошибок. Первое время без наводящих вопросов не обойтись. Но постепенно ребенок привыкнет к последовательному изложению мыслей и будет строить свою речь логически правильно. Монолог можно использовать при описании игрушки, картинки, при рассказе, при рассуждении и пересказе. Описывая что-либо, ребенок должен говорить о качествах предмета, то есть больше отвечать на вопросы «какой», «как». При рассказе ему нужно описать главных героев, действие и место: «с кем происходило», «что происходило», «где происходило». При рассуждении свой рассказ хорошо дополнить доказательствами: «почему так случилось», «к чему это может привести». При пересказе основная задача передать своими словами какой-либо текст, сохраняя основную идею, сюжетную линию и последовательность событий.

 

Важно помнить, что развитие связной речи у детей — не быстрый процесс, он требует от взрослого терпения, времени, внимания. Но результат окупится сполна, когда ребенок пойдет в школу и будет уметь ясно и четко излагать свои мысли, выделять главное в речи педагога и в текстах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.docx13.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста должен уже не просто уметь выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо развитая связная речь помогает легко общаться со сверстниками и взрослыми, тренирует мышление, внимание, подготавливает к успешному освоению школьной программы.

Если ваш ребенок хорошо понимает звучащую речь, может отвечать на вопросы по тексту, сам любит их задавать, что-то рассказывать, при этом не путается с темой, не нарушает логических связей, употребляет достаточное для его возраста разнообразие слов, тогда можно говорить, что речь у него активно развивается.

Но без нашей помощи дошкольнику не научиться говорить ясно и последовательно. Задача взрослого – как можно больше разговаривать с ребенком, просить его что-нибудь рассказывать и поправлять, если он отходит от темы или допускает ошибки.

Дети любят, когда им читают сказки. Интерес к ним активизирует желание малыша слушать, узнавать новое, а затем и самому что-то рассказывать. Через слушание он запоминает правильную последовательность построения речи. Поэтому развитие связной речи можно начинать с рассказывания или чтения сказок и с обсуждения вопросов по ним. Например: «Кто из героев тебе больше понравился? Почему?» и т.д.

Другой способ развития связной речи – диалог. Он тренирует ребенка придерживаться одной темы в своих высказываниях, задавать вопросы, учит отстаивать свое мнение. Важно, оставить ребенку право на личное мнение, даже если оно ошибочно. Относитесь с уважением к мнению ребенка, спросите "Почему он так считает?". В дальнейшем можно смоделировать подобную ситуацию и предоставить ему право выбора и право оценить последствия поступка. Помните, что аргументы типа "Мама лучше знает" не очень способствуют развитию диалога. Прекрасный способ развития связной речи с помощью диалога — разыгрывание сценок и сказок. В этом случае у ребенка будут развиваться не только речь и мышление, но и воображение и фантазия.

Монолог — следующая ступенька в развитии связной речи. Пережив яркую эмоцию, ребенок обязательно захочет поделиться с вами. Но монологическая речь трудна тем, что нужно рассказать историю так, чтобы она была понятна, без отступления от темы и без ошибок. Первое время без наводящих вопросов не обойтись. Но постепенно ребенок привыкнет к последовательному изложению мыслей и будет строить свою речь логически правильно. Монолог можно использовать при описании игрушки, картинки, при рассказе, при рассуждении и пересказе. Описывая что-либо, ребенок должен говорить о качествах предмета, то есть больше отвечать на вопросы «какой», «как». При рассказе ему нужно описать главных героев, действие и место: «с кем происходило», «что происходило», «где происходило». При рассуждении свой рассказ хорошо дополнить доказательствами: «почему так случилось», «к чему это может привести». При пересказе основная задача передать своими словами какой-либо текст, сохраняя основную идею, сюжетную линию и последовательность событий.

Важно помнить, что развитие связной речи у детей — не быстрый процесс, он требует от взрослого терпения, времени, внимания. Но результат окупится сполна, когда ребенок пойдет в школу и будет уметь ясно и четко излагать свои мысли, выделять главное в речи педагога и в текстах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....