Статья "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в речевом развитии"
статья по развитию речи на тему
Фридрих Фрёбель заметил: «В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovogo_nabora.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
* социально-коммуникативное развитие;
* познавательное развитие;
* речевое развитие;
* художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.
Важнейшим средством речевого развития детей является общение со взрослыми и с детьми в разных видах деятельности. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах детской деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности – и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.
От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Очевидно, что полноценное общение ребенок должен получать прежде всего в семье, в окружении любящих и понимающих взрослых, где межличностные отношения побуждают тянуться друг к другу. Фридрих Фрёбель заметил: «В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира».
Воспитатель является главным организатором детских игр в младшем и среднем возрасте, воспитатель создает поводы для общения в старшем дошкольном возрасте, и именно воспитатель должен научить детей качественному продуктивному общению друг с другом. Игра как основной вид детской деятельности является источником и важным стимулирующим поводом для взаимодействия детей друг с другом и полем, на котором возможно формирование навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков, но существуют и специальные игры, способствующие развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры предлагаются в данном методическом пособии. Замечено, что уже сами элементы игрового набора «Дары Фрёбеля» способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым. Разнообразие предлагаемых материалов и их абстрактность предполагают возможность составлять различные вопросы, комбинировать и фантазировать по поводу предлагаемых материалов. Как правило, материалы вызывают непосредственный интерес детей. Воспитателю важно поддерживать этот интерес, постоянно совершенствуя способы взаимодействия между детьми, стимулируя детей к общению, подбирая все новые и новые игры на основе материалов «Даров», расширяя их диапазон и привнося новое содержание в уже известные игры.
В возрасте до трех лет целесообразно впервые предъявить материалы из игрового набора «Дары Фрёбеля» и начинать организовывать первые совместные игры детей, в которых материала достаточно для всех, и дети могут выполнять с ним одинаковые действия, что существенно снижает конфликтность в игровой деятельности.
Фридрих Фрёбель полагал, что ничто не заменит общения ребенка со взрослым.
Все формы общения формируются в разном возрасте и не вытесняют одна другую, а как бы расширяют возможности каждой из этих форм. Важно, чтобы ребенок в развитии форм общения переходил от одной к другой в процессе своего развития и не «буксовал» на какой-то одной стадии.
В период детства важным приобретением ребенка является овладение речью как способом общения, познания, это необходимое условие для дальнейшего обучения в школе. Сопровождение жизни ребенка словом создает для этого необходимые условия. Постепенно ребенок усваивает смысл слов и готов на дальнейших возрастных ступенях воспринять новые знания только через слово: бытовую речь, рассказывание, сказки, басни, стихотворения и т.д. Фрёбель достаточно подробно рассматривает вопросы, связанные с развитием детской речи, дает конкретные методические рекомендации по ее совершенствованию. «Игра и разговор — вот стихия, в которой живет теперь ребенок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значения игровой деятельности в речевом развитии ребенка
рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых....
Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников
Использование игр экологического содержания, дидактического пособия для развития речи дошкольников....
Значение игровой деятельности в речевом развитии детей.
В статье описывается опыт работы в младших группах. Какие методы и приемы можно применять в занятиях с детьми по развитию речи....
"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"
Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....
Использование игровых упражнений в речевом развитии воспитанников младшего дошкольного возраста.
Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПубликацияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...
Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....