«Как развивается речь ребенка второго года жизни»
статья по развитию речи на тему

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

В копилку родителям детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Как развивается речь ребенка второго года жизни»

В копилку родителей детей раннего возраста

Учитель-логопед Морева Наталья Андреевна


В первой половине второго года жизни у ребенка наиболее интенсивно развивается понимание речи: он начинает связывать представления об окружающих его людях с их именами, понимать названия предметов и некоторых действий. Развитие способности подражания речи проявляется в том, что дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и отдельные простые слова. В этот период у ребенка развивается и его собственная активная речь.

  К 1г. 6мес. дети много лепечут, сопровождая
лепетом свою деятельность. Постепенно лепет усложняется по своему
звуковому составу, появляется и увеличивается запас произносимых
ребенком слов. Для детей этого возраста характерно употребление
простых, односложных слов (на, дай) и слов с повторяющимися
одинаковыми слогами (мама, папа и др.). Словарный запас достигает к
1 г. 6 мес. 30—40 слов, но может быть значительно шире.
В семье необходимо учить детей первого полугодия второго года жизни понимать имена родителей и детей; слова, обозначающие названия знакомых предметов — игрушек, одежды, обуви, частей тела, некоторых продуктов питания, блюд, посуды, мебели, животных; слова, обозначающие действия (например: дай, покажи, принеси, положи, упал, есть, пить, сядь, встань, спать, гулять), а также слова: да, нет, нельзя, можно и т. д.

В одинаковых условиях у одних детей понимание речи развивается несколько раньше, а у других – несколько позже. Результатом развития понимания многих из указанных слов является то, что ребенок начинает правильно выполнять простые поручения
родителей (дай мяч: покажи, где у собачки нос, глаза, хвост; принеси
башенку; положи кубик на стол), указывать и показывать тот или иной
предмет в натуре и на картинках (собаку, кошку, петуха, различные
игрушки), понимать несложные сюжеты инсценировок, показываемых
воспитателем. Он проявляет активное отношение к демонстрируемым
воспитателем последовательным действиям с предметами (например, в
процессе показа того, как кукла идет, потом падает, ушибается и плачет,
ребенок внимательно слушает, смотрит, издает возгласы, иногда
произносит слова и вслед за воспитателем производит отдельные
действия).

 В таких условиях к 1 г. 6 мес. он начинает произносить
облегченные слова «ав-ав». «мяу», «ку-ку», «му-му», «га-га», «топ-топ», «бай-бай», «ля-ля», «бах», «аи-аи», «куп-куп», «би-би», «ду-ду», «тук-тук» и др., обозначающие знакомые предметы, и постепенно заменять их общепринятыми: собака, кошка, петушок, корова, гусь, уточка, машина. Своевременная замена облегченных слов общеупотребительными происходит быстрее, если взрослые специально учат этому ребенка. При систематической работе по развитию речи с детьми первой половины второго года жизни словарный запас у них после 1 г. 6 мес. Значительно возрастает, хотя произношение остается еще несовершенным. Тем не менее уже на этом этапе необходимо не только давать ребенку соответствующие образцы слов, но и стараться обращать его внимание на то, как надо произносить то или иное слово правильно. Ни в коем случае не следует в разговоре с детьми пользоваться словами с искаженным звучанием или несовершенными «детскими», так как это отрицательно сказывается на развитии не только фонетической, но и смысловой стороны речи детей.

Учитывая, что малышу в возрасте 1 г.— 1 г. 4 мес. еще очень трудно овладеть словами, обозначающими названия предметов, родители
могут при назывании предмета обычным словом употреблять
одновременно и облегченные слова, обозначающие действия этого
предмета (часы тикают «тик-так», собачка лает «ав-ав», кукла топает
сапожками «топ-топ»). Дети легко и быстро усваивают подобные слова.
Вместе с тем не следует закреплять в речи детей облегченные слова,
необходимо своевременно учить их овладевать общеупотребительными
названиями предметов и действий.
Если родители будут систематически обращать внимание ребенка на правильное произношение звуков, то к двум годам малыш может овладеть большинством звуков русского языка.

В первой половине второго года жизни у ребенка наиболее интенсивно развивается понимание речи: он начинает связывать представления об окружающих его людях с их именами, понимать названия предметов и некоторых действий. Развитие способности подражания речи проявляется в том, что дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и отдельные простые слова. В этот период у ребенка развивается и его собственная активная речь.

Для детей трудны следующие звуки, как ж, з, ч, ш, щ, р. Эти звуки они обычно заменяют на другие, более доступные в произношении.
Овладение правильным произношением указанных звуков будет
происходить в течение третьего-четвертого года жизни ребенка.
Во второй половине второго года жизни у ребенка происходит
дальнейшее развитие понимания речи окружающих. Малыш начинает
легко повторять слова, более сложные как по звуковому составу, так и по значению (машина, игрушка и др.), малознакомые ему слова, а также отдельные фразы, которые он слышит в речи окружающих. Дети все чаще по собственной инициативе начинают обращаться к окружающим их взрослым. Особенно быстро растет запас употребляемых слов, увеличиваясь к двум годам до 300 и более. Дети начинают использовать в своей речи различные грамматические формы слов. Усложняется и синтаксис. Двух- и трехсловные предложения к концу второго года жизни ребенка сменяются четырех- и пятисловными. К этому времени речь становится для детей основным средством общения со взрослыми. На основе развития подражания и памяти малыши научаются повторять короткие стихи. Легкое усвоение
незнакомых слов и целых фраз ведет к быстрому росту словарного запаса. Ребенок начинает употреблять не только простые, но и сложные
предложения. В его речи появляются предлоги, союзы, вопросы (где? когда? почему?). Происходит интенсивное овладение грамматическим
строем языка. Речь ребенка становится ведущим средством общения не
только со взрослыми, но и с детьми. Для формирования активной речи во втором полугодии второго года жизни необходимо дальнейшее развитие у ребенка способности подражательно произносить не только знакомые, но и незнакомые слова. При систематическом проведении занятий по развитию речи и побуждении детей употреблять то или иное слово в быту, в игре способность подражания у детей во второй половине второго года развивается настолько, что на повторных занятиях они начинают произносить почти все слова, которые употребляет в ходе занятий воспитатель. В отдельных случаях, малыши дополняют сказанное родителями словами, усвоенными ранее, к примеру, мама обращается к кукле со словами: «Катя, ешь суп», на что ребенок добавляет: «С хлебом»).

О том, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, формирование которой способствует развитию мышления. Начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Самое простое упражнение – лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Её стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме присказки «Сорока – ворона», можно использовать и различные упражнения для развития мелкой моторики («разноцветные прищепки», «котёнок», «прищепки на верёвке», «сухой аквариум», упражнения с грецким орехом, упражнения с волчками, упражнение «резиночка», игры с бусинками, игры «мозайка», игры – шнуровки и т. д)

Все вышесказанное свидетельствует о том, что в результате
систематической работы по развитию речи у ребенка формируется
речевой слух и совершенствуется деятельность речедвигательного
аппарата. Это дает ему возможность произносить услышанные слова.
Повторяя за близкими то или иное незнакомое слово, дети могут еще
и не знать его смыслового содержания. Поэтому родителям необходимо раскрывать содержание слов, чтобы ребенок мог в дальнейшем правильно их употреблять.

На протяжении 2 года у ребенка развивается способность выражать словами свои чувства, мысли, впечатления, а также понимать речь взрослого на более высоком уровне, воспринимая его пояснения, требования, объяснения.

Постепенно речь ребенка становится важнейшим средством познания, познания окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь ребенка четвертого года жизни

рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация "Развитие речи ребенка второго года жизни"

Для успешного развития речи ребенка необходимо создание условий с самого раннего возраста. В консультации отражены изменения в развитии речи детей второго года жизни, даны советы и рекомендации по орг...

Консультация для родителей "Речь ребенка второго года жизни. Вопросы и ответы"

В данной консультации вы найдете ответы на интересующие вас вопросы о речевом развитии ребенка второго года жизни....

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...

Игры для развития понимания речи ребёнка второго года жизни (с 1 года до 2 лет)

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному ...

развитие речи у ребенка второго года жизни

Время идет, ваш малыш растет не по дням, а по часам. Ему уже пошел второй год. Вы не перестаете удивляться: все, ну буквально все понимает. А вот говорить... Вам кажется, что говорит он недостаточно м...

Памятка для родителей "Речь ребенка второго года жизни".

Особенности речевого развития ребенка второго года жизни.Чек-лит "Речь ребенка в 2 года"...