Дидактические игры
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Гусарова Олеся Сергеевна

Дидактические игры по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры21.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных.

 Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит

 Тигр рычит

 Змея шипит

 Комар пищит

Собака лает

 Волк воет

Утка крякает

 Свинья хрюкает

 Вариант 2.

Воспитатель бросает мяч и спрашивает:

 «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

 Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка.

Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.

Кто живёт в гнезде?-Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье?-Пчёлы

Кто живёт в норе?-Лиса.

Кто живёт в логове?-Волк.

Кто живёт в берлоге?-Медведь.

 Вариант 2.

 педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге.

 Где живёт волк?-В логове.

 Вариант 3.

 Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

 «Подскажи словечко» 

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

 Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока?

 Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет.

 Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик?

 – Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

 – Лягушка квакает, а лошадь?

 – У коровы телёнок, а у овцы?

 – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 «Кто как передвигается?»

 Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

 Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

 педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит

(кошка, мышка…)

 «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

 педагог:

-Дети: Горячий-холодный

Хороший-плохой

Умный-глупый

Весёлый-грустный

 Острый-тупой

 Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

 Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении

. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

 Игру желательно проводить по темам. Пример:

Тема «Весна»

педагог:-Дети: Солнце – что делает?-Светит, греет.

 Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.

Снег – что делает?-Темнеет, тает.

Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает?-Звенит, капает.

Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

 «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит:

 «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные»

. педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые

Таз из меди-медный

 Ваза из хрусталя-хрустальная

Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам» 

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку

 «Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов. Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус.

Педагог даёт образец:

«Помидор сладкий, а чеснок острый»

 «Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

 Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.).

Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их  

. «Чего не стало?»

 Цель: развитие внимания и наблюдательности. Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.  

 «Чья голова?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит:

 «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

 Например: У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

 У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

 У верблюда – верблюжья

. «Один – много»

 Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

 Пример: Стол – столы

 стул – стулья

Гора – горы

лист – листья

Дом – дома

носок – носки

Глаз – глаза

 кусок – куски

. «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

 Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1.

 У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

 Группа 2.

 У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости

. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым?

 (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

 – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

 – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

 – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 «Хорошо – плохо»

 Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая

, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

 Педагог:Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

 «Близко-далеко»

 Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха. Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

 «Назови ласково»

 Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик).

 Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

. «Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов. Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...