Статья
статья по развитию речи по теме

Турыгина Ольга Николаевна

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_i_metody_podgotovki_detey_k_obucheniyu_gramote.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и методы подготовки детей к обучению грамоте.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

           Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.  Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

           Исследования ученых позволяют установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. Введение ребенка в языковую действительность в момент, когда у него особенно обострено «языковое чутье», является наиболее эффективным средством для овладения этой действительность.Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению.Взрослым необходимо понимать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).  Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

        СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ.

       Случается, что маленький ребенок самостоятельно, без целенаправленного обучения со стороны взрослого, уже в четыре-пять лет начинает читать. Но, успешно обученный читать ребенок совершенно не склонен пользоваться своим умением. Он любит, когда ему читают вслух, с удовольствием рассматривает книги, иногда бывает склонен продемонстрировать свое умение и получить дань восхищения и восторга от кого-то из родственников или знакомых – но совершенно не стремится читать книги для себя, чтобы узнать, что там написано. Оказывается, что чтение для него ценно само по себе, как самодостаточный процесс. Ему интересно разбираться в механизме, устройства слов. Когда же этот процесс удовлетворен – склонность к чтению сразу пропадает. Взрослые думают, что это только самое начало, что теперь-то пойдет самое интенсивное обучение – а оказывается, что это уже конец: научился, понял, как это получается, - и все!

         Кроме того, когда ребенок начинает читать, взрослые, как правило, перестают читать ему вслух на том основании, что он уже умеет это делать сам. А ребенок самостоятельно еще только осилил одну-две детские книжки и те прочитал в течение длительного времени. Таким образом, чтение малыша неоправданно сокращается именно в то время, когда он по своему умственному и личностному развитию становится способным к осмысленному, эмоциональному восприятию относительно больших и сложных детских книг.

          Какие стадии должен пройти маленький ребенок для того, чтобы грамотно войти в начала грамоты родного языка?

         Совсем маленькие дети, лет до двух с половиной - трех, как правило, не замечают вокруг себя букв и вообще надписей. Ребенок не обращает внимания на титры, идущие до и после любимого мультика, рассматривает картинки в книжках, не замечая даже крупно напечатанных заголовков.

            В то же время именно в этом возрасте они вполне способны научиться различать буквы и освоить их названия, если взрослые введут их в мир ребенка в подходящем виде, будут их показывать о них говорить.

            Подходящий вид – это крупно написанные  на бумаге или картоне разноцветные буквы, объемные пластмассовые, деревянные, мягкие игрушки в виде букв, или, наконец, всем известные кубики с буквами. Все это предметы, несущие буквы, с которыми ребенок может действовать.

            Этот возраст – до трех лет – характерен тем, что именно в нем абсолютное большинство детей овладевает активной речью.  Ребенок впитывает в себя новые слова, как губка,  так что ему каких-то тридцать три простых названия с несложными фигурками, которые они означают!

            Что дает знание букв маленькому ребенку? Что он может с ними делать?

             Вероятно, делать он с ними может то же самое, что и с другими предметами, окружающими его: брать их в руки, рассматривать, крутить, складывать в коробку, разбрасывать, называть, сооружать из них какие-нибудь простые постройки, наделять их жизнью и индивидуальностью, разговаривать с ними, делать из них героев простеньких историй.

             Знание букв и даже умение складывать из них несколько знакомых слов не делает ребенка умеющим читать.

             Ребенок может играть, как будто читает книгу, или просто копировать читающего газету папу и при этом не будет иметь ни малейшего понятия о том, что же такое буквенная запись, какой принцип ее устройства.

              И вот приходит время, когда малыш начинает выделять буквы, в буквальном смысле видеть их.

              Буква  - такой же объект внешнего мира, как и все остальные. Поэтому интерес, проявленный к ней, такой же естественный интерес, как и интерес ко всем другим новым вещам.

              Буквы в это время самоценны для малыша. Представление о том, что буква – это средство, инструмент, что запись для чего-то нужна, что-то значит – еще не посещала его головку.

              Ребенок может рисовать буквы, называть их, спрашивать о них взрослого и получать ответы, лепить их из пластилина. Доступная малышу операция – раскладывание букв по отдельным конвертам, коробочкам, ячейкам, каждая из которых помечена той же буквой. Буквы можно сосчитать – сколько есть букв «А», а сколько есть букв «Н» и каких больше.

              На этой стадии ребенок еще не видит связи между звучащим словом и буквенной записью. Представление об этом только формируется.

             Этому помогает своеобразное «письмо», которое проявляется в играх маленьких детей. Ребенок «как будто» пишет, имитируя на листочке бумаги зазубренную линию, изображающую письменную запись.

              Такая запись достаточно важна. В такой игре у ребенка возникает идея связи между устным речевым потоком и записью на бумаге.

              Кроме того, такое «письмо» отображает движение при письма (чтении) по строке слева направо и по листу сверху вниз.

               Задача взрослого на этом этапе – обеспечить наличие в среде обитания ребенка букв, слов, надписей в таком виде и качестве, чтобы малыш мог брать их в руки, свободно с ними действовать.

          Обращение к буквам как к материалу для игр, экспериментирования, манипулирования – вовсе не повод перейти к развернутому уроку чтения.

           В процессе таких обычных игр и занятий постепенно накапливается знание букв, складывается представление о том, как из них получаются слова, приходит первый опыт использования букв и слов. Это использование – просто узнавание знакомых и важных для ребенка слов – таких как «мама», «папа»… Это и обозначение буквами нужных ребенку для игр или поделок объектов.

           Критерием перехода на следующую стадию развития будут попытки малыша записать известными ему буквами слово, с записью которого он еще не знаком. Чаще всего это происходит уже после того, как ему исполнится пять лет, иногда – ближе к шести.  Но есть ребятишки, которые уже в четыре с половиной года пытаются сделать буквенную запись, опираясь на несовершенный, со множеством огрехов, звукобуквенный анализ проговариваемого слова. Вполне нормально, когда в такой записи почти нет гласных, а некоторые согласные меняются местами и имеют  зеркальное изображение. Это не ошибки. Ведь для того чтобы вводить в оценку «письменной» работы ребенка категорию ошибки, необходимо опираться на некую норму написания, а на этой стадии ни о каком нормативном написании еще не может идти речи.  

             Необходимо подчеркнуть, что если по какой-то причине первая стадия вхождения ребенка в грамоту не наступила или, напротив, зафиксировалась, не сменилась следующей, то вторая стадия – «письмо» дошкольников печатными буквами, со множеством ошибок – может иметь место не у пяти-шести летнего малыша,  а и у восьми - десятилетнего школьника. В таком случае, вероятно, будут наблюдаться и значительные трудности в овладении начертанием письменных букв, затормозится становление почерка. Читать такой ребенок, разумеется, тоже практически не способен. При этом общее умственное и психическое развитие ребенка часто бывает вполне соответствующим возрасту и даже сравнительно высоким. Причина его значительных трудностей – просто непрохождение определенной стадии развития в школьном возрасте. Такое может случиться, например, из-за бедности окружающей ребенка среды, отсутствия в ней букв и слов в доступном ему виде, или из-за того, что взрослые совсем не обращаются при нем к письму и чтению, или, напротив, из-за того, что они слишком усердно и настойчиво взялись учить его читать и вызвали в нем активное сопротивление.

             Собственно чтения на этой стадии еще практически нет – есть конструирование слов из букв, как узоров из мозаики, как домиков из кубиков.

             То, что ребенок способен разобрать по буквам слово на рекламе или вывеске, - это не чтение, а именно разбирание по буквам. Если на этой стадии увеличить объем «чтения», то может сформироваться и закрепиться его дефектный, побуквенный способ, который впоследствии очень трудно преодолевается.

              На второй стадии вхождения в грамоту ребенок нарабатывает опыт манипулирования, экспериментирования, свободных действий с буквами и словами. Он постигает принцип устройства побуквенной записи. Не правила правописания, а принцип устройства – то есть саму идею отражения звуков речи особыми значками – буквами. Он учится зашифровке и расшифровке, переводу устного слова в буквенную запись и обратно. Постепенно его «письмо» делается все более приближенным к норме – многие гласные уже не выпускаются, согласные сохраняют правильный порядок. Возникает база для развития нормативного, грамотного письма. Это только база, а не само грамотное письмо! Понятие «ошибка» все еще применимо очень относительно к «письму» старшего дошкольника и младшего школьника, находящегося на этой стадии развития.

               Нельзя пытаться разрешить трудности школьника, «застрявшего» на второй стадии овладения грамотой, в  каком бы классе он уже не учился, «в лоб», заставляя его читать и писать то, что предписывает школьная программа.  Необходимо проводить с таким школьником коррекционную работу, построенную в соответствии с наличным уровнем его развития в данной области – то есть заниматься с ним различными словесными играми, составлять и разгадывать кроссворды и ребусы, обмениваться записками и т.п. И только после того как данная стадия будет отработана, можно переходить к работе не со словами и буквами, а собственно с текстами.

              Хорошо отработанная вторая стадия вхождения в грамоту – ворота в третью стадию, когда ребенок уже может сравнительно правильно и сознательно записывать нужные ему слова и предложения, а также может читать написанные печатными буквами короткие записки, заголовки, вывески, названия телепередач в программе и т.п.

              Теперь малыш уже действительно читает – чаще всего по слогам. Он свободно ориентируется в записях, сделанных печатными буквами, пользуется ими при необходимости так, как ему нужно. Но это все-таки еще не читатель. Третья стадия – только показатель готовности перехода к собственно чтению и письму, а не само чтение и письмо.

               У некоторых детей третья стадия вхождения в грамоту приходит к пяти-шести годам, у других – и в восемь-десять она еще не наступила.

               Когда первоклассник, полноценно проживший все три стадии  дошкольного «чтения» и письма начинает постигать школьные премудрости – у него не возникает множества проблем которые, к сожалению, совершенно обычны для современной начальной школы. Например, он прекрасно понимает смысл тех слов и фраз, которые его учат записывать письменными буквами – в отличие от многих детей, обучающихся письму «копировальным» способом, по буквам срисовывающих слово за словом. Он читает осмысленно – и потому его чтение имеет естественную интонацию. И дело здесь не в навыке беглого чтения – оно может быть совсем не беглым, - а именно в его осознанности.

              Осмысленное чтение, понимание прочитанного, способность использовать текст и его содержание в качестве средства для достижения своих целей – залог вхождения практически во все школьные дисциплины, да и вообще в любое учебное содержание.

               Достижение ребенком третье стадии в овладении началами письменности родного языка – необходимое условие, обеспечивающее преемственность дошкольного и школьного детства.

               Эта стадия может достигаться как в старшем дошкольном возрасте, так и уже при обучении в начальной школе. Важно не то, с какими конкретно навыками и умениями в области начал грамоты ребенок поступает в школу, а то, чтобы обучение детей – как дошкольников, так и школьников  - строилось в соответствии с их реальными возможностями.

             ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

      содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтению;

-подготовка к обучению письму;

                                                Развитие связной речи.

               Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.

                 В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью,

которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств,  допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога.

                 Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Она вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя.

                 Формирование связности речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

                  При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них  элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец)

и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания.  

                  Развитие связной речи происходит посредством обогащения словаря.

Важным направлением словарной работы в старшей группе является освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Необходимы упражнения в классификации: посуда столовая, кухонная, чайная; одежда – летняя, зимняя, демисезонная; транспорт – пассажирский, грузовой; наземный, подземный, водный, воздушный и т.д.  

                    Словарная работа с детьми предполагает также освоение новых (переносных) значений известных слов. Освоение средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений, полисемии. Ручка, ключ, крыло, коса, гребешок – педагог показывает, что к каждым из этих слов можно обозначить несколько  разных предметов.

                    Активно лексика старших дошкольников обогащается за счет эпитетов, синонимов, антонимов.

                     От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа.

                     Развитие связной речи происходит также путем совершенствования грамматического строя речи.  Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.

                    Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослыми.

                    В старшей группе вводится новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей, к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение из слов, слова – из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к обучению грамоте.

                    Формирование синтаксических конструкций является необходимым для развития речи, так как они составляют основной ее фонд.  

                     В подготовительной группе задачи из области морфологии, словообразования и синтаксиса направлены на обогащение речи ребенка разнообразными  грамматическими формами и конструкциями. С детьми седьмого года жизни уточняется правильное употребление «трудных» глаголов (одеть-надеть),  при этом обращается внимание  на  антонимы: одеть-раздеть, надеть-снять.  Усложняются задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал - перебежал, забежал; веселый - веселиться, грустный - грустно). В образовании новых существительных обращается внимание детей на то, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).

                 В подготовительной группе закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок, у лошади -жеребенок) и название предметов (сахарница, но солонка).

                  Дети в этом возрасте учатся подбирать однокоренные слова (весна-весенний, веснушки).

                  Необходимо помнить, что для ребенка серьезное и основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической. «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» (Песталоцци). «Этим неоспоримым положением, - писала Е.И.Тихеева, - должен руководствоваться каждый, кто занимается воспитанием и обучением детей: нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью». «Беглость мышления приобретается через практику в разговорной речи…»

                                Подготовка к обучению чтению.

                    Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

                    Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

                     Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, ее цель – научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термин «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.  

                     Значение термина «слово» раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх. Этот термин включается в формулировки различных заданий. В процессе различных словесных игр дети узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, слова могут быть длинные и короткие, учатся сравнивать слова по протяженности. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха.

                     В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, середине или в конце).

Практическое обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным выделением каждого звука. Так при анализе слова «сыр» ребенок должен произнести его три раза: ссыр,  cыыр,

сырр.

                      Но дети могут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, поэтому необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – слова, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, в которых изображены кружочки – звуки.

                     Проведение звукового анализа слова на начальном этапе осуществляется следующим образом:

педагог предлагает детям рассмотреть картинку-схему, которую демонстрирует детям на доске; просит назвать слово, которое будут анализировать;

дети «измеряют» слово, делают предположение, сколько звуков в нем;

педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, ведя указкой по схеме и задерживая указку в первой клеточке;

дети вслед за педагогом произносят слово так же;

затем педагог называет первый звук так как он слышится в слове (если слово мак, то [м];

дети произносят звук  вслед за педагогом и кладут фишку в первую клеточку;

ведя указкой по схеме, педагог интонационно выделяет второй звук, задерживая указку во второй клеточке (слово произносится каждый раз полностью), называет второй звук изолированно;

 дети произносят второй звук изолированно и выкладывают фишку во вторую клеточку;

так же выделяется третий звук;

когда будут выделены все звуки в слове, воспитатель предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.

                      В дальнейшем дети сами проводят звуковой анализ с помощью педагога.

                      Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

                        После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками, затем с согласными детей учат различать на слух твердые и мягкие согласные звуки: берутся для сравнения два слова (кот и кит), проводится их звуковой анализ, дети пытаются найти одинаковые звуки  в этих словах. Педагог просит определить на слух как звучит звук [к] в слове кот, а как в слове кит.

                         Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками продолжается в процессе игр, в ходе которых дети попеременно произносят парные твердые и мягкие звуки. Например, все становятся в круг. Вообразить, что круг – это мяч, его надувают насосом. Педагог предлагает детям надуть большой мяч большим насосом. Дети имитируют работу насоса, произнося:  с-с-с-с-с. Затем маленьким насосом надувается маленький мяч. При этом дети произносят: сь-сь-сь-сь.

                            Эти умения закрепляются в различных упражнениях с использованием игровых ситуаций. Например, игра «Назови братца»  (проводится в круг с мячом). Педагог называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет пару звука – маленького «братца» - и бросает мяч назад. Когда дети начнут улавливать разницу по звучанию педагог вводит названия твердых и мягких согласных звуков и обозначение их цветом:  твердый согласный будем обозначать – синей фишкой, а мягкий согласный – зеленой.

                            На занятиях по  обучению грамоте в старшей группе дошкольников знакомят с предложением.  Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении. Работа с предложением идет на протяжении всего года как часть занятий по подготовке к обучению грамоте.

                       В старшей группе детей учат делить слова на части (слоги) с использованием различных приемов: «прошагать» слово, прохлопать слоги ладошками, медленно произносить, поднеся руку к подбородку и т.д.

                       Работу с предложением и делением слов на части (слоги) стоит начинать после ознакомления с понятием «слово», то есть в начале года.

                        В подготовительной к школе группе (как и в старшей группе) предлагается составлять предложения с использованием «живой модели» и графически изображать предложения на доске или на бумаге.  Это помогает наглядно раскрыть словесное строение предложения, дает возможность создать ориентировку в речевой деятельности.

                       В подготовительной  группе педагог обращает внимание детей на смысловую и  интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения). Старших дошкольников учат также красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.  

                     В подготовительной  группе необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный  гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение закрепляет слово в единое целое.

                     Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

                     Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам  с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Если произносить его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. В словесных играх можно предложить дошкольникам  произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

                      Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

                       Важно показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок –замок, кружки –кружки).  К концу учебного года   дети должны научиться самостоятельно указывать, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

                       В течение года в подготовительной к школе группе ставится задача познакомить детей со всеми буквами русского алфавита. При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами. Буква демонстрируется (показывается) детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).

             Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание ее целостного образа. Ребенка нужно научить узнавать букву – целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению.  Упражнения и игры с буквами: буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка, буквы можно печь из соленого теста.

                  Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор букв из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают, раскрашивают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т.п. Дети ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать схожие по изображению буквы.

                                  Подготовка к обучению письму.

                   Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.

                    Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

                     Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:

развитие руки;подготовка к технике письма;

аналитико-синтетическая деятельность;

формирование элементарных графических умений.

       Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

                   1. Развитие руки.

 - Сформировать правильный захват орудия письма:

          используются пальчиковые игры особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя мальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посоли суп»).

- Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки:

          игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

- Развивать мелкую моторику рук:

    ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения;

     бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков;

      развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.) например, игра «чудесный мешочек» (достань расческу, карандаш, зубную щетку и т.д.,

    достань металлический, пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д.,

     достань предмет квадратной, треугольной, овальной и т.д формы)

      - вырезание;

      - обрывание листа бумаги (произвольное и по контуру: геометрические фигуры, предметы, животные).

       - чудесные спички (выкладывание из спичек фигурок, букв, сюжетных картинок )

                     

                     2. Подготовка техники письма.

-  Развивать пространственную ориентировку.

   В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо,  (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови»; специальные игры способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.)

-   Развивать чувство ритма.

   Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм  дыхания развивается речевой слух, речевая память. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме, например  «Бордюр» - повторяемость элементов (ритм).

-   Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться на ней.

-   Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и

    закрепить его в практических упражнениях игрового характера ( горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные –сверху, вниз).

                     

 3.Аналитико-синтетическая деятельность.

  Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

  Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:

количество элементов (сколько элементов составляет букву?);

характеристику элементов (какие  это элементы?);

пространстве6нное расположение элементов в букве.

Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

 В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.

  Формирование элементарных графических навыков

  Это направление работы включает в себя:

-упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв

   (в учебной разлиновке и без нее);

-упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного

    шрифта («Клубочки», «Волны»).

   Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включать в каждое занятие по подготовке к обучению грамоте.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, О.М. Ельцова,

2. Логопедия, И.С. Лопухина, М.

3.Говорим правильно, О.С. Гомзяк, М.: Изд. «Гном и Д»,

4.Научите меня говорить правильно, О.И. Крупенчук, СПб.: Регата,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...