Многофункциональное игровое пособие " Веселая полянка"
картотека по развитию речи (старшая группа)

Воронцова Светлана Николаевна

Дидактические игры по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_polyanka_igrovoe_posobie_.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное игровое пособие

 «Волшебная поляна»

Коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия.

«Подбери и назови»

Цель: дифференциация звуков [Л] – [Р].

Описание. Педагог предлагает назвать слова только со звуком [Л] или со звуком [Р].

[Л]: колобок, лиса, листья, ствол, ёлка, мальчик, волк …

[Р]: река, дерево, берёза, трава, грибы, дорожка, тропинка, труба, крыша…

«Составь предложение»

Цель: автоматизация звуков во фразовой речи.

Описание. На этапе введения звуков [Р], [Л] в речь педагог предлагает повторить или самостоятельно составить словосочетания или предложения.

- Грибок прячется в траве.

- Лиса выглядывает из-за ёлки. И т. д.

«Подними сигнал»

Цель: совершенствование фонематических представлений.

Описание игры. Педагог молча указкой показывает предметы или объекты, дети определяют наличие или отсутствие заданного звука и поднимают соответствующий сигнал.

Накопление и обогащение активного словаря.

«Что делает? »

Цель: обогащение словаря глаголами.

Описание. Педагог, указывая на предметы и объекты, находящиеся на пособии, задаёт вопросы:

- Тропинка (что делает) – бежит, извивается, тянется.

- Лиса (что делает) – выслеживает, прячется, наблюдает, охотится.

- Солнышко (что делает) – светит, греет, выглядывает, прячется.

«Какой? какая? какое? »

Цель: обогащение словаря словами-признаками, развитие мелкой моторики.

Описание. Ребёнок катит каучуковый мячик (Колобок) по тропинке. Педагог начинает рассказ. А ребёнок продолжает:

- Катится   Колобок и видит, что трава (какая) – зелёная, густая, яркая, сочная.

- Дерево (какое) – высокое, толстое, ветвистое, старое.

- Ёжик (какой) – маленький, колючий, сердитый, игольчатый.

- Бабушка (какая) – весёлая, добрая, заботливая. И т. д.

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

 Описание . Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет;  кошка –  мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

 Развитие грамматического строя речи.

«На водопой»

Цель: образование существительных с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-.

Описание игры. Педагог на тропинке выставляет фигурки животных. Предлагает вспомнить, как называются детёныши зверей. Читает стихотворение, передвигая к ручью фигурки, дети договаривают предложение (произносят названия их детёнышей).

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лисицей крался … (лисёнок)

За мамой-ежихой катился … (ежонок)

За мамой-медведицей шёл … (медвежонок)

За мамою-белкой скакали … (бельчата)

За мамой-зайчихой – косые … (зайчата)

Волчица вела за собою … (волчат)

Все мамы и дети напиться хотят.

«Кто откуда? »

Цель: отработка предложно-падежных конструкций.

Описание игры. Педагог, передвигая фигурки животных, бабушки и Колобка, задаёт детям вопросы:

- Откуда вразвалку вышел медведь? (Медведь вышел из-за ели.)

- Откуда выкатилась ежиха? (Ежиха выкатилась из-под пня.)

- Откуда выскочил зайчик? (Зайчик выскочил из кустов.)

- Откуда выходит бабушка? (Бабушка выходит из избушки.)

- Откуда спрыгнул Колобок? (Колобок спрыгнул с крыльца.)

«Кого на полянке нет? »

Цель: образование и употребление существительных в форме множительного числа в родительном падеже.

Описание игры. Педагог обращается к детям:

- Послушайте, что произошло на нашей поляне. Солнышко спряталось, стал накрапывать дождик, и все звери разбежались кто куда. Скажите, кого теперь на поляне нет?

- На поляне нет зайцев (зайчиков, зайчат) .

- На поляне нет лисиц (лисичек, лисят).

- На поляне нет ежей (ёжиков, ежат)

«Чей? Чья? Чьи? »

Цель. Образование и употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числе с существительными.

Описание игры. Педагог выставляет на игровое поле фигурку лисы и рассказывает: «Это лиса. У лисы всё лисье: лисья морда, лисий хвост, лисьи уши». Предлагает рассказать по образцу о зайце, волке и т. д.

Развитие связной речи.

«Составим рассказ вместе»

Цель. Формирование связного речевого высказывания, развитие логического мышления.

Описание игры. Педагог начинает рассказ: «Наступил ясный летний день. Выглянуло солнышко. Все лесные обитатели вышли на полянку… » Дети по цепочке продолжают рассказ. Каждый ребёнок говорит о каком-либо животном, ставя его на игровое поле.

- Лиса стоит на мостике и наблюдает за рыбками, плавающими в реке.

- Зайчик и ёжик играют в прятки.

- Волк спрятался за деревом и наблюдает за зайцем. И т. д.

Затем педагог предлагает одному-двум детям повторить весь рассказ полностью.

«Придумай сказку»

Цель: развитие воображения и творческой фантазии.

Описание игры. Педагог предлагает детям придумать сказку, например, о том, что лиса не стала охотиться за зайцем, а подружилась с ним, используя персонажей пособия.

Развитие зрительно-пространственного.

«Прогулка Маши и Миши».

Цель: закрепление ориентированности в правой и левой сторонах пространства, развитие умения вести диалог.

Описание игры. Дети произвольно расставляют фигурки животных на игровом поле. Девочка и мальчик - на тропинке. Передвигая фигурки, рассказывают от имени Миши и Маши о том, что видят слева, справа от тропинки.

- Маша, посмотри, справа зайчик. Он прячется от волка в кустах.

- А я вижу лисицу, она бежит слева от тропинки. И т. д.

«Далеко – близко»

Цель: развитие зрительно-пространственного гнозиса, совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением.

Описание игры. Фигурки девочки и мальчика педагог ставит на тропинку (затем около домика, на мостик, около ёлки и.д.) и предлагает детям определить: что (или кто) находится ближе к ним (дальше).

Активизация познавательных процессов.

«Что изменилось? »

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет одного-двух персонажей местами. Дети должны найти изменения.

- Маша стояла около дома, а сейчас переходит речку по мостику.

- Колобок забрался на пенёк, а до этого катился по дорожке. И т. д.

«Почему? »

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Описание игры. Педагог предлагает порассуждать на разные темы.

- Почему лиса спряталась за деревом?

- Почему медвежонок один, без мамы, оказался в лесу?

- Почему зайчонок такой весёлый?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное игровое пособие «Волшебный поезд»

Новизна и оригинальность пособия состоит в его многофункциональности.  Это уникальный материал для совместной   деятельности ребенка и взрослого.Игровое пособие «Волшебный поезд» ...

"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

  Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...

Формирование навыка правильного звукопроизношения через современную игровую технологию - "сказкотерапия" (через многофункциональное игровое пособие "Теремок")

В статье представлены фото и краткое описание многофункционального пособия «Теремок», которое способствует развитию речи, автоматизации и дифференциации звуков, развитию памяти, внимания, ...

Многофункциональное дидактическое пособие "Веселое ведерко. Приключения Колобка"

В современном мире незаменимыми в работе педагогов с детьми дошкольного возраста по прежнему остаются пособия, созданные своими руками. Это современная эффективная игровая технология обучения, о...

Многофункциональное дидактическое пособие "Веселый огород"

Цель:  Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности. Задачи: Формирование элемент...

Дидактическое игровое пособие «Веселая полянка».

Дидактическое игровое пособие «Веселая полянка».Актуальность: Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизнен...