Многофункциональное игровое пособие " Веселая полянка"
картотека по развитию речи (старшая группа)
Дидактические игры по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_polyanka_igrovoe_posobie_.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональное игровое пособие
«Волшебная поляна»
Коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия.
«Подбери и назови»
Цель: дифференциация звуков [Л] – [Р].
Описание. Педагог предлагает назвать слова только со звуком [Л] или со звуком [Р].
[Л]: колобок, лиса, листья, ствол, ёлка, мальчик, волк …
[Р]: река, дерево, берёза, трава, грибы, дорожка, тропинка, труба, крыша…
«Составь предложение»
Цель: автоматизация звуков во фразовой речи.
Описание. На этапе введения звуков [Р], [Л] в речь педагог предлагает повторить или самостоятельно составить словосочетания или предложения.
- Грибок прячется в траве.
- Лиса выглядывает из-за ёлки. И т. д.
«Подними сигнал»
Цель: совершенствование фонематических представлений.
Описание игры. Педагог молча указкой показывает предметы или объекты, дети определяют наличие или отсутствие заданного звука и поднимают соответствующий сигнал.
Накопление и обогащение активного словаря.
«Что делает? »
Цель: обогащение словаря глаголами.
Описание. Педагог, указывая на предметы и объекты, находящиеся на пособии, задаёт вопросы:
- Тропинка (что делает) – бежит, извивается, тянется.
- Лиса (что делает) – выслеживает, прячется, наблюдает, охотится.
- Солнышко (что делает) – светит, греет, выглядывает, прячется.
«Какой? какая? какое? »
Цель: обогащение словаря словами-признаками, развитие мелкой моторики.
Описание. Ребёнок катит каучуковый мячик (Колобок) по тропинке. Педагог начинает рассказ. А ребёнок продолжает:
- Катится Колобок и видит, что трава (какая) – зелёная, густая, яркая, сочная.
- Дерево (какое) – высокое, толстое, ветвистое, старое.
- Ёжик (какой) – маленький, колючий, сердитый, игольчатый.
- Бабушка (какая) – весёлая, добрая, заботливая. И т. д.
«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Описание . Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
Развитие грамматического строя речи.
«На водопой»
Цель: образование существительных с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-.
Описание игры. Педагог на тропинке выставляет фигурки животных. Предлагает вспомнить, как называются детёныши зверей. Читает стихотворение, передвигая к ручью фигурки, дети договаривают предложение (произносят названия их детёнышей).
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лисицей крался … (лисёнок)
За мамой-ежихой катился … (ежонок)
За мамой-медведицей шёл … (медвежонок)
За мамою-белкой скакали … (бельчата)
За мамой-зайчихой – косые … (зайчата)
Волчица вела за собою … (волчат)
Все мамы и дети напиться хотят.
«Кто откуда? »
Цель: отработка предложно-падежных конструкций.
Описание игры. Педагог, передвигая фигурки животных, бабушки и Колобка, задаёт детям вопросы:
- Откуда вразвалку вышел медведь? (Медведь вышел из-за ели.)
- Откуда выкатилась ежиха? (Ежиха выкатилась из-под пня.)
- Откуда выскочил зайчик? (Зайчик выскочил из кустов.)
- Откуда выходит бабушка? (Бабушка выходит из избушки.)
- Откуда спрыгнул Колобок? (Колобок спрыгнул с крыльца.)
«Кого на полянке нет? »
Цель: образование и употребление существительных в форме множительного числа в родительном падеже.
Описание игры. Педагог обращается к детям:
- Послушайте, что произошло на нашей поляне. Солнышко спряталось, стал накрапывать дождик, и все звери разбежались кто куда. Скажите, кого теперь на поляне нет?
- На поляне нет зайцев (зайчиков, зайчат) .
- На поляне нет лисиц (лисичек, лисят).
- На поляне нет ежей (ёжиков, ежат)
«Чей? Чья? Чьи? »
Цель. Образование и употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числе с существительными.
Описание игры. Педагог выставляет на игровое поле фигурку лисы и рассказывает: «Это лиса. У лисы всё лисье: лисья морда, лисий хвост, лисьи уши». Предлагает рассказать по образцу о зайце, волке и т. д.
Развитие связной речи.
«Составим рассказ вместе»
Цель. Формирование связного речевого высказывания, развитие логического мышления.
Описание игры. Педагог начинает рассказ: «Наступил ясный летний день. Выглянуло солнышко. Все лесные обитатели вышли на полянку… » Дети по цепочке продолжают рассказ. Каждый ребёнок говорит о каком-либо животном, ставя его на игровое поле.
- Лиса стоит на мостике и наблюдает за рыбками, плавающими в реке.
- Зайчик и ёжик играют в прятки.
- Волк спрятался за деревом и наблюдает за зайцем. И т. д.
Затем педагог предлагает одному-двум детям повторить весь рассказ полностью.
«Придумай сказку»
Цель: развитие воображения и творческой фантазии.
Описание игры. Педагог предлагает детям придумать сказку, например, о том, что лиса не стала охотиться за зайцем, а подружилась с ним, используя персонажей пособия.
Развитие зрительно-пространственного.
«Прогулка Маши и Миши».
Цель: закрепление ориентированности в правой и левой сторонах пространства, развитие умения вести диалог.
Описание игры. Дети произвольно расставляют фигурки животных на игровом поле. Девочка и мальчик - на тропинке. Передвигая фигурки, рассказывают от имени Миши и Маши о том, что видят слева, справа от тропинки.
- Маша, посмотри, справа зайчик. Он прячется от волка в кустах.
- А я вижу лисицу, она бежит слева от тропинки. И т. д.
«Далеко – близко»
Цель: развитие зрительно-пространственного гнозиса, совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением.
Описание игры. Фигурки девочки и мальчика педагог ставит на тропинку (затем около домика, на мостик, около ёлки и.д.) и предлагает детям определить: что (или кто) находится ближе к ним (дальше).
Активизация познавательных процессов.
«Что изменилось? »
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет одного-двух персонажей местами. Дети должны найти изменения.
- Маша стояла около дома, а сейчас переходит речку по мостику.
- Колобок забрался на пенёк, а до этого катился по дорожке. И т. д.
«Почему? »
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Описание игры. Педагог предлагает порассуждать на разные темы.
- Почему лиса спряталась за деревом?
- Почему медвежонок один, без мамы, оказался в лесу?
- Почему зайчонок такой весёлый?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное игровое пособие «Волшебный поезд»
Новизна и оригинальность пособия состоит в его многофункциональности. Это уникальный материал для совместной деятельности ребенка и взрослого.Игровое пособие «Волшебный поезд» ...
"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."
Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...
Формирование навыка правильного звукопроизношения через современную игровую технологию - "сказкотерапия" (через многофункциональное игровое пособие "Теремок")
В статье представлены фото и краткое описание многофункционального пособия «Теремок», которое способствует развитию речи, автоматизации и дифференциации звуков, развитию памяти, внимания, ...
Многофункциональное дидактическое пособие "Веселое ведерко. Приключения Колобка"
В современном мире незаменимыми в работе педагогов с детьми дошкольного возраста по прежнему остаются пособия, созданные своими руками. Это современная эффективная игровая технология обучения, о...
Многофункциональное дидактическое пособие "Веселый огород"
Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности. Задачи: Формирование элемент...
Дидактическое игровое пособие «Веселая полянка».
Дидактическое игровое пособие «Веселая полянка».Актуальность: Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизнен...