Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе
учебно-методический материал по развитию речи на тему
краткое содержание технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnlogiya_-_dlya_sliyaniya.docx | 47.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность исследования. Проблема развития внимания старших дошкольников является актуальной. Его развитие позволит детям реализовывать основные виды деятельности, образовательные области, готовится к школе.
Проблема внимания рассматривалась исследователями с двух сторон: физиологических основ и психологических закономерностей развития. Так И.П.Павлов связывал внимание с ориентировочным рефлексом «что такое», А.А. Ухтумский физиологической основой внимания считал доминанта.
Значительное количество исследований отечественных и зарубежных ученых (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.Вунд, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрынин, Н.Н.Ланге, Т.Рибо, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и др) посвящено изучению – психологических закономерностей развития внимания (виды, свойства, методы развития).
При этом все исследователи считают, что внимание начинает развиваться с момента рождения ребенка и дошкольный период детства является наиболее благоприятный в его становлении.
В этом возрасте совершенствуются все свойства внимания: концентрация, объём, распределение, избирательность, происходит смена видов внимания. К старшему дошкольному возрасту оно становится произвольным и даже послепроизвольным (И.Ф.Добрынин). Наиболее эффективно внимание развивается в сюжетно – ролевой игре. (Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский).
Сюжетно – ролевая игра ставит перед старшими дошкольниками задачу сконцентрировать внимания, чтобы принять сюжет, запомнить роли осуществлять действия. Реализуя себя в роли, ребёнок вынужден строго выполнять правила, сосредотачиваться, не только на своих действиях, но и на действиях других детей, следить за выполнением правил другими и т.д.
Однако возникает противоречие: педагоги и взрослые недостаточно используют потенциал сюжетно – ролевых игр, как средство развития внимания детей дошкольного возраста.
В связи с этой проблемой исследования, изучения и влияние сюжетно – ролевой игры на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: изучить использование игровых педагогических технологий в учебном процессе.
Объект исследования: развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние сюжетно – ролевой игры на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что значительное влияние на развитие внимания старших дошкольников оказывает сюжетно-ролевая игра. Игра требует от ребенка концентрации внимания на сюжете, роли, выполнении правил, согласованности действий с другими детьми и т.д.
Задачи исследования:
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
- выявить уровень развития внимания у старших дошкольников на констатирующем этапе;
- подобрать сюжетно-ролевые игры, детей старшего дошкольного возраста и апробировать их в условиях формирующего эксперимента;
- провести анализ результатов эмпирического исследования.
Методологическая основа исследования: физиологические основы, (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский), теория развитие внимания (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо), роль деятельности в интеллектуальном развитии (Д.Б.Эльконин,Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.), теоретические положения и экспериментальные исследования, раскрывающие специфику развития познавательных процессов ( Б.Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн, А.В.Запорожец, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Методы исследования:
-теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение.
- эмпирические: констатирующий формирующий и контрольный эксперимент, тестирование, наблюдение, беседы, методы количественной и качественной обработки данных.
Методики:
Методика корректурная проба «Найди и вычеркни»автора Бурдона
Методика «Проставь значки» автор ПьеронаРузера
Методика «Запомни и расставь точки»
Этапы исследования:
-первый этап - анализ литературы, определение научного аппарата, стратегия исследования.
-второй этап - выявления уровня развития внимания.
-третий этап - подбор игр и апробация их в условиях формирующего эксперимента.
-четвертый этап - контрольный эксперимент, разработка методических рекомендаций оформление ВКР.
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ № 11 "Радость". В нем участвовали 30 детей в возрасте от 5.4 до 6.5 лет. (средний возраст 5.9 лет). Дети были разделены на две группы по 15 детей в каждой. С родителей получено письменное разрешение на участие детей в эксперименте.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
Структура и объём работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Организация исследования
Как показал анализ литературы, старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития внимания. Значительная роль в развитии внимания принадлежит деятельности в сюжетно – ролевой игре.
В этой связи цель исследования: изучить влияние сюжетно – ролевой игры на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- выявить уровень развития внимания у старших дошкольников на констатирующем этапе;
- подобрать сюжетно-ролевые игры, детей старшего дошкольного возраста и апробировать их в условиях формирующего эксперимента;
- провести анализ результат эмпирического исследования.
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ № 11 "Радость". В нем участвовали 30 детей в возрасте от 5.4 до 6.5 лет. (средний возраст 5.9 лет). Дети были разделены на две группы по 15 детей в каждой. С родителей получено письменное разрешение на участие детей в эксперименте.
Этапы исследования:
-первый этап - анализ литературы, определение научного аппарата, стратегия исследования.
-второй этап - выявления уровня развития внимания.
-третий этап - подбор игр и апробация их в условиях формирующего эксперимента.
-четвертый этап - контрольный эксперимент, разработка методических рекомендаций оформление ВКР.
2.2 Описание методик исследования
На первом этапе с целью выявления уровня развития внимания были использованы следующие методики:
Корректурная проба «Найди и вычеркни»автора Бурдона
Предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания.
Методика«Проставьзначки»автораПьеронаРузера
Предназначено для оценки переключаемости и распределения внимания.
Методика «Запомни и расставь точки».
Этой методикой оценивается объем внимания.
Методика «Найди и вычеркни»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок (См. Приложение 1).
Пять раз подряд ему говорят слова «стоп» и «начинай».
В этой методике дается ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. На рисунке ребенка есть места, где даются соответствующие команды.
2.3 Анализ результатов исследования
На первом этапе исследования нами исследовался уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста. Сначала проводилась методика на определение уровня развития продуктивности и устойчивости внимания.
Таблица 1- Результаты изучения продуктивности и устойчивости внимания«Найди и вычеркни»
№ испытуемого | Баллы | Уровень развития |
1 Группа | ||
1 | 2 | Низкий |
2 | 3 | Низкий |
3 | 3 | Низкий |
4 | 3 | Низкий |
5 | 5 | Средний |
6 | 2 | Низкий |
7 | 4 | средний |
8 | 7 | высокий |
9 | 8 | высокий |
10 | 5 | средний |
11 | 5 | средний |
12 | 3 | низкий |
13 | 3 | низкий |
14 | 4 | средний |
15 | 4 | средний |
2 Группа | ||
1 | 4 | средний |
2 | 5 | средний |
3 | 5 | средний |
4 | 3 | низкий |
5 | 2 | низкий |
6 | 6 | высокий |
7 | 6 | высокий |
8 | 3 | низкий |
9 | 5 | средний |
10 | 4 | средний |
11 | 4 | средний |
12 | 2 | низкий |
13 | 3 | низкий |
14 | 2 | низкий |
15 | 2 | низкий |
Таблица 2 - Результаты изучения продуктивности и устойчивости внимания
уровень | Группа 1 | Группа 2 |
низкий | 7 (47% ) | 6 (40%) |
средний | 6 (40%) | 7 (47%) |
высокий | 2 (13%) | 2 (13%) |
Рисунок 1- Результаты изучения продуктивности и устойчивости внимания(констатирующий этап)
По данным таблицы и диаграммы видно, что большинство детей 7 (47%) человек первой группы и 6 (40%) человек второй группы обладают низким уровнем продуктивности и устойчивости внимания.
В процессе выполнения задания дети допускали ошибки, зачеркивали не те фигурки, ошибались, торопились и нервничали.
Один ребенок первой группы и два ребенка второй группы обладают высоким уровнем устойчивости внимания, и один ребенок первой группы обладает очень высоким уровнем. Дети не допускали ошибок и хорошо справились с заданием.
6 (40%) детей первой группы обладают средним уровнем устойчивости внимания и 7(47%) детей второй группы обладают средним уровнем устойчивости внимания. Они допускали ошибки при выполнении теста, но не значительные, и по скорости с заданием справились на среднем уровне.
Всего по два ребенка первой группы и второй группы справились с заданием правильно и полностью вышли на высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания.
Таким образом, можно сделать вывод, что основную долю дошкольников, как в первой группе, так и во второй группе составили дети с низким и средним уровнем развития продуктивности и устойчивости внимания.
Далее было проведено обследование детей следующей методикой.
Методика «Проставь значки»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключаемости и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку (Приложение 2).
Таблица 3 -Результаты изучения устойчивости и распределения внимания «Проставь значки»
№ испытуемого | 1 Группа | 2 Группа | ||
Баллы | Уровень развития | Баллы | Уровень развития | |
1 | 4 | Низкий | 6 | средний |
2 | 4 | низкий | 7 | средний |
3 | 5 | низкий | 7 | средний |
4 | 4 | низкий | 7 | средний |
5 | 7 | средний | 4 | низкий |
6 | 5 | низкий | 4 | низкий |
7 | 6 | средний | 8 | высокий |
8 | 6 | средний | 7 | средний |
9 | 7 | средний | 7 | средний |
10 | 7 | средний | 6 | средний |
11 | 6 | средний | 6 | средний |
12 | 4 | низкий | 6 | средний |
13 | 5 | низкий | 4 | низкий |
14 | 6 | средний | 5 | низкий |
15 | 6 | средний | 5 | низкий |
Таблица 4 - Результаты изучения устойчивости и распределения внимания
уровень | Группа 1 | Группа 2 |
низкий | 8(53% ) | 4 (27%) |
средний | 6 (47%) | 10 (67%) |
высокий | 1 (7%) | 1 (7%) |
Рисунок 2 - Результаты изучения устойчивости и распределения внимания(констатирующий этап)
По данным таблицы и диаграмме видно, что у дошкольников как первой, так и второй группы в основном развит средний и низкий уровень переключения внимания. Низкий уровень выражен у 8 (53%) детей первой группы и 4 (27%) детей второй группы, а средний у 6 (47%) детей первой группы и 10 (67%) детей второй группы.
Дети так же, как и в первом задании испытывали трудности в нахождении одинаковых фигур, допускали ошибки и по несколько раз просматривали строчки, в которых уже зачеркивали фигуры.
Всего по одному ребенку первойи второй группы справились с заданием правильно и полностью вышли на высокий уровень.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей устойчивость и распределение внимание на низком и среднем уровне развития, как в первой группе, так и во второй группе. Далее нами был проведен тест, направленный на определение объема внимания.
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек) (Приложение 3).
Таблица 5 - Результаты изучения объема внимания«Запомни и расставь точки»
№ испытуемого | 1 Группа | 2 Группа | ||
Баллы | Уровень развития | Баллы | Уровень развития | |
1 | 5 | низкий | 7 | средний |
2 | 5 | низкий | 6 | средний |
3 | 5 | низкий | 6 | средний |
4 | 4 | низкий | 5 | низкий |
5 | 7 | средний | 5 | низкий |
6 | 5 | низкий | 6 | средний |
7 | 6 | средний | 7 | средний |
8 | 6 | средний | 4 | низкий |
9 | 7 | средний | 7 | средний |
10 | 7 | средний | 7 | средний |
11 | 6 | средний | 6 | средний |
12 | 4 | низкий | 5 | низкий |
13 | 4 | низкий | 5 | низкий |
14 | 7 | средний | 4 | низкий |
15 | 7 | средний | 4 | низкий |
Таблица 6 - Результаты изучения объема внимания
уровень | Группа 1 | Группа 2 |
низкий | 8 (53% ) | 8 (53%) |
средний | 7 (47%) | 7 (47%) |
высокий | - | - |
Рисунок 3- Результаты изучения объема внимания(констатирующий этап)
По данным таблицы и диаграммы видно, что у большинства детей дошкольного возраста, как первой, так и второй группы выражен средний и низкий уровень объема внимания.
Низкий уровень выражен у 7 (47%) дошкольников в каждой группе. Эти дети с трудом справились с заданием и правильно смогли определить всего 2-3 точки.
Остальные 8 (53%) дошкольников в каждой группе набрали баллы, свидетельствующие о среднем уровне развития объема внимания. Они по памяти смогли правильно разместить 3-4 точки.
В целом можно сказать, что внимание у дошкольников, как первой, так и второй группы в основном развито на среднем и низком уровне развития.
Поэтому было принято решение провести с детьми первой группы обучающую работу в течении трех месяцев с помощью игровых педагогических технологий в виде сюжетно-ролевых игр. Группа с которой будет проводится дальнейшая работа будет экспериментальной (первая группа), а вторая группа, с которой работа по разработанной нами программе проводиться не будет - контрольная (вторая группа).
Выводы
Проведённое исследования показало, что внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.
Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами:
Объем – количество информации, способной удержаться в сознании.
Сосредоточенность – возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте.
Устойчивость – способность долгое время сохранять сосредоточенность.
Переключаемость – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой.
Распределение – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.
Нарушение любого из этих свойств приводит к аномалиям в развитии внимания у детей.
Дошкольный возраст отличается значительными переменами во всех разновидностях и свойствах внимания. Несмотря на преобладание пассивного внимания, малыш уже способен манипулировать несколькими предметами одновременно: многие его действия приобретают характер автоматизма, в связи, с чем повышается возможность рассредоточения.
Способность сосредотачиваться у малыша в дошкольном возрасте увеличивается, что позволяет ему под руководством взрослых выполнять необходимую работу даже тогда, когда она ему не особо интересна. Если непоседа понимает, что дело необходимо довести до конца, он старается не отвлекаться. Развитие любознательности и познавательных процессов определяют способность сосредотачиваться, концентрироваться на заинтересовавшем объекте.
В старшем дошкольном возрасте появляются новые особенности: подобным средством управления становится речь самого малыша, приобретающая планирующую функцию. Ребенок начинает осознавать и понимать значение и конечную цель предстоящей деятельности, что дает толчок развитию активного внимания.
Кроме этого, развитие внимания у дошкольников зависит от знакомства с нормами и правилами поведения в сюжетно-ролевой игре. Ребенок сосредотачивает свои силы на том, чтобы соблюдать сюжетную линию игры. Незаметно его увлекает это занятие, и применение воли для удержания концентрации внимания уже не нужно – произвольное внимание сменяется послепроизвольным.
Нами было проведено исследование, в результате которого было выявлено, что сюжетно-ролевая игра способствует развитию внимания старших дошкольников.
В результате проведенного теоретического анализа литературы и эмпирического исследования нами была достигнута цель, решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».
При модернизации дошкольной образовательной системы, переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возрастает роль повышения кадров, так как от этого зависит развитие дошкольного образовани...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе учителя –логопеда ДОУ.
В материале описаны современные образовательные технологии, которые логопед использует в корекционном и образовательнм процессе с детьми дошкольног возраста в ДОУ....
Применение игровых педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ
С помощью игровых технологий ребенок познает себя, свои возможности. основным видом деятельности для всестороннего развития дошкольника является игра....
Мастер – класс для родителей (законных представителей) на заседании «Школа будущего первоклассника» «Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника (будущего первоклассника)»
Мастер-класс поможет повысить уровень профессиональной компетентности по вопросу "Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника"...
Использование игровых педагогических технологий для развития познавательной активности у детей с ТНР: технология интеллект – карт
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) страдает не только звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй, связная речь, но и познавательная активность. Для учителя- логопеда п...
Использование игровых педагогических технологий для развития познавательной активности у детей с ТНР: технология интеллект – карт
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) страдает не только звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй, связная речь, но и познавательная активность. Для учителя- логопеда п...