Обучение монологической речи у дошкольников.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Осипенко  Ирина  Петровна

В статье представлен опыт работы по обучению детей старшего возраста монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_monologicheskoy_rechi.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение  детей  монологической  речи

               Одной из основных задач  в  развитии  детей, в подготовке  их  к  обучению  в  школе является речевое  развитие.  Показателем  сформированности  у  детей   дошкольного возраста  речевых  умений  является  непринужденное  общение  со  взрослыми,  а  для этого  необходимо  овладение  навыками  диалогической и монологической  речи.

             Особое  внимание  формированию  осознанного  построения  связных  монологических  высказываний  уделяется  в  подготовительной к школе  группе, так  как  совсем  скоро  детям  придется отвечать на уроках, писать сочинения, и наша задача – подготовить их к этому максимально.  

          Я  работаю  в  логопедическом  детском  саду.

          Свою  работу  по  развитию  монологической  речи  мы  начали с того, что объяснили детям, чем отличается монологическая речь от диалогической (монологическая речь – это, когда один человек говорит, а остальные слушают; диалогическая – это, когда один задает вопросы, а другой – отвечает на них). Для закрепления этих понятий проводили  игру «Диалог или монолог», когда ребенок  придумывал  различные речевые ситуации (в магазине, у врача), а дети угадывали, к какому виду речи она относится.

        Дети очень легко освоили  эти  понятия и научились различать их.

Дальнейшим этапом  работы  стало  формирование  понятий «монолог-описание и  монолог – повествование».  Педагог  объясняет  детям, что при описании  предметов, объектов  необходимо  соблюдать определенную  последовательность, показывает  примеры  описаний.  

Закреплять данный  материал  можно в совместных  играх. Например, «Угадай  героя по описанию» : воспитатель  описывает «Это мальчик, он сделан из дерева, у него длинный  нос  и  вьющиеся  волосы». Дети догадываются, что это Буратино. Воспитатель показывает игрушку или картинку и вместе дополняют  его  портрет: «у него курточка красного цвета, длинный полосаты колпачок, шортики и красные туфельки». При таком описании  дети  получают  модель описания: «Сначала мы по порядку описали, кто это (мальчик, девочка, женщина и т.д.), затем приметы внешности, затем одежду»

По такой же модели можно описывать детей группы в игре  «Радио».

Еще предлагаю  игры  «Ожившие  предметы» , «Волшебная шкатулочка», «Чудесный мешочек».

Так, в игре «Ожившие предметы», ребенок представляет себя в роли какого- либо предмета и описывает себя, например, «Я – мячик. Я – круглый. Я резиновый, поэтому хорошо прыгаю. Одна часть меня красного цвета, а другая - синего. Меня любят бросать, катать, ловить»

В  игре «Волшебная шкатулка», ребенок - ведущий   рассматривает  предметы в шкатулке, выбирает один и описывает его, остальные дети угадывают, что это. Кто

угадал первый – находит его в шкатулке и выбирает для описания следующий предмет.

Результатом  работы  по  составлению  описательных  рассказов  стало  создание  книг  детьми, которые мы назвали  «Книга  обо  мне»  Эту книгу дети создавали самостоятельно. Она состоит из страничек «Кто я такой?», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Моя мама», «Мой друг», «Мой питомец»: дети придумывали рассказы и сами оформляли странички книги рисунками.

     Для усвоения детьми  понятия  монолога – повествования, мы  должны подвести  их к пониманию целостности структуры повествования, показать значение его частей (начала, середины и окончания). Для   этого педагог читает небольшое произведение  и  проводит  беседу по его содержанию, задавая вопросы, типа: - О чем это произведение? - Кто герои произведения? – О чем говорится в начале произведения?, в середине произведения?, - Чем закончилось произведение?

Ещё один прием для понимания структуры повествования: воспитатель читает  середину и конец рассказа, спрашивает детей – О чем  рассказ? –Что случилось с героями рассказа?. Подводит детей к пониманию, что начало рассказа  необходимо, чтобы понять, о ком или о чем пойдет речь в повествовании, где и когда произошел тот или иной случай.

Таким же образом происходит знакомство с важностью средней части произведения. Если прочитать начало и конец рассказа, а середину упустить, становится ясно, что рассказ становится менее интересным.

Чтобы понять значение окончания рассказа или сказки, детям предлагается также заслушать начало и  середину  произведения, а окончание можно предложить придумать самим детям.

Поняв структуру построения монологической  речи, дети начали  создавать свои рассказы- монологи осознанно, придерживаясь данной структуры.

Свои умения дети могли реализовать в созданной нами газете. В нашей газете дети описывали события из жизни группы, например «Как мы в библиотеку ходили», «Праздник книги в группе», «Выходные с семьей»  и другие. Рассказы записывались воспитателем и, затем, совместно с детьми оформлялись в виде газетных страниц, текст сопровождался фотографиями.

Систематически проводимая работа с детьми по обучению монологической речи поможет детям стать более раскованными, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, правильно выражать свои мысли, а это залог хорошего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Монологическая речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.Чтобы...

НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ПУТИ КОРРЕКЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

К числу важнейших задач работы учителя - дефектолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной монологической речи. Это, прежде всего, необхо...

Обучение монологической речи (рассказыванию).

Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, для воспитателей компенсирующих групп....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников»

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников» Каждый родитель будущего первоклассника задается вопросом: готов ли мой ребенок к школе? Легко ли ему будет у...

Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, ...

Консультация для педагогов "Развитие связной монологической речи у дошкольников. Обучение пересказу.

Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее с...