дидактические игры по речевому развитию в подготовительной группе
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дидактические игры по речевому развитию содержит два начала:познавательное и игровое.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 Дидактические игры по речевому развитию
для подготовительной группы детей

Дидактические игры по речевому развитию как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, особенностью дидактической игры по речевому развитию и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

«Кто как голос подаёт»
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.
Ветер весеннюю песню донёс
Песню пролаял охотничий пёс,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
Рысь промурлыкала,
Сом промычал.
Филин прогукал,
Уж прошипел,
А соловей эту песню пропел.
 Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
 Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

«Наоборот»
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Кто больше знает»
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.
 Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:
 - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
 Дети отвечают:
 - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
 - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать, как можно больше.  Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Скажи по- другому»
Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов
Вкусный … аппетитный, лакомый
Пища … кушанье, снедь, еда, яства
Гостеприимный … радушный, хлебосольный

«Объясни значение»
Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов
Не в своей тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.
Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.
«Мои действия»
Цель: Упражнять в названии действия предмета.
Я могу (что делать): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;
Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.

«Я один»
Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.
Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

«Многозначные слова»
Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.
Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.
Какие щётки вы знаете? Назовите их.
Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны. 



Предварительный просмотр:


 Дидактические игры по речевому развитию
для подготовительной группы детей

Дидактические игры по речевому развитию как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, особенностью дидактической игры по речевому развитию и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

«Кто как голос подаёт»
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.
Ветер весеннюю песню донёс
Песню пролаял охотничий пёс,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
Рысь промурлыкала,
Сом промычал.
Филин прогукал,
Уж прошипел,
А соловей эту песню пропел.
 Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
 Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

«Наоборот»
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Кто больше знает»
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.
 Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:
 - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
 Дети отвечают:
 - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
 - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать, как можно больше.  Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Скажи по- другому»
Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов
Вкусный … аппетитный, лакомый
Пища … кушанье, снедь, еда, яства
Гостеприимный … радушный, хлебосольный

«Объясни значение»
Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов
Не в своей тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.
Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.
«Мои действия»
Цель: Упражнять в названии действия предмета.
Я могу (что делать): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;
Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.

«Я один»
Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.
Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

«Многозначные слова»
Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.
Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.
Какие щётки вы знаете? Назовите их.
Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведения дидактической игры по речевому развитию в младшей группе на тему «Отзовись»

Цель: соотносить название животного с названием детёныша. Закреплять правильное произношение звуков.Развивать интонацию, выразительность....

Дидактические игры по речевому развитию в средней группе.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе....

Дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к нам пришел?" и "Чудесная коробка".

Тема: "Планирование и проведение занятия по речевому развитию". Представлены дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к ...

Дидактическая игра по речевому развитию в подготовительной группе “Собери поезд”

Цель: обеспечить языковое и речевое развитие ребенка посредством игры.Задачи:Развивать навык чтения слогов и слов;Развивать навык звукослогового анализа слов;Развивать внимание, мышление;Воспитывать ц...

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшей группы «Волшебный куб»

Игра "Волшебный куб" направлена на формирования речевого развития в младшем дошкольном возрасте.Игра учит чётко произносить звуки, звукоподражать животным.Видеоматериал можно посмотреть по э...