Театрализованные игры как средство развития речи в раннем возрасте
методическая разработка по развитию речи на тему

Корчагина Марина Викторовна

Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.

В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную роль театрализованные игры.  Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.

В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную роль театрализованные игры.  Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Ребенок 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.

В работе данного направления ставлю перед собой цель:

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами театрализованных игр.

Задачи: 

  • целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря средствами театрализованных игр; 
  • вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности; 

Для того чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованных игр,  учитываются возрастные и психофизические особенности детей. В группе есть центр Театр, где представлены сказки, в соответствии с программой, имеется ширма; нагрудные маски  и различные виды театра:

  • Плоскостной театр.
  • Настольный (деревянный театр)
  • Пальчиковый театр (деревянный и бумажный)
  • Театр на фланелеграфе
  • Театр для обыгрывания потешек
  • Костюмы для обыгрывания

Сначала формируем умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками,  показываем и называем разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру. Например:

Игра-ситуация «На нашем дворе» 

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции ; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Для разыгрывания этой небольшой сценки использовали театр резиновых игрушек.

Театр игрушки. «Заюшкина избушка» Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. 

На следующем этапе с детьми ведем беседы по содержанию сказок, рассматриваем иллюстрации к сказкам.
Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки. 

Цель: Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать сказку до конца. Побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

На слайде вы видите, как мы ведем беседу по сказке «Курочка Ряба». Дети активно обсуждают героев, их поступки. В беседе по сказке используем театр на фланелеграфе.

Во время режимных моментов, при разыгрывании сценок по стихотворениям А. Барто «Игрушки», цель которых, познакомить со стихотворениями, учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях. 

Игра-ситуация «Выходили утята на лужок» 

Цель: Развивать интонационно-речевые умения детей; познакомить с новой сказкой; учить следить за словами и действиями героев-игрушек.

Особое внимание уделяю интонационной выразительности. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

Стала утка звать утят,

Своих маленьких ребят:

– Где вы, детки, кря-кря-кря?

– Отзовитесь, кря-кря-кря!

Утята (дети). Кря, кря! Кря, кря!

Утка. 

Повела утят во двор,

Затевала разговор:

– Кря-кря-кря, водица

Есть у вас в корытце?

Утята. Кря, кря! Кря, кря!

Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

Театрализованная игра по сказке «Колобок». 

Цель: Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами. Предложить детям следить за развитием сюжета, развивать внимание и наглядно - действенное мышление; учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т.д. Для демонстрации сказки использую театр на фланелеграфе. 
Продолжим знакомить детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

Дети очень полюбили потешки игрового характера, активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий.

При чтении потешки «Огуречик, огуречик…», проводили игры на прогулке. Цель: Развитие внимания, обогащение словарного запаса; воспитание осторожного поведения; освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка).

Знакомя детей с потешками режимных моментов «Наши уточки…» мы побуждали их к подражанию крику птиц, животных.

Учить малышей действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Для этого проводили игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально сами проговаривали и  проделывали движения, а дети слушали и смотрели. Затем они точно выполняли движения соответственно тексту.

Итогом работы по развитию речи средствами театрализованных в раннем возрасте будет проведение игр – театрализаций. Проведению игры-театрализации предшествует целая серия подготовительных дидактических игр (представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки, брать на себя роль и вызвать эмоциональное положительное отношение).

Средствами театрализованных игр дети вовлекаются в диалог, обогащают активный словарь, развивают навыки фразовой речи, что благоприятно повлияет на развитие детей.

Конечно, основы театрализованной деятельности только начинают закладываться в раннем возрасте, и дети принимают поначалу лишь пассивное участие в роли зрителей, но при грамотном руководстве воспитателя сформировать необходимые умения не только возможно, но и необходимо

В заключение необходимо отметить, что театрализованные тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста

В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....

"Театрализованные игры, как средство развитие речи детей раннего возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью реб...

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста.

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста....

Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с худо...

Консультация для родителей «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованны...