Занятие по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Фрукты. Труд взрослых в садах"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты. Труд взрослых в садах» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty._trud_vzroslyh_v_sadah.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Фрукты. Труд взрослых в садах»

     Коррекционно-образовательные задачи. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты. Труд взрослых в садах» (фрукты, сад, дерево, груша, яблоко, слива, лимон, апельсин, персик, абрикос, гранат, садовод, корзина, лестница, уборка; красный, жёлтый, зелёный, синий, румяный, спелый, сочный, ароматный, душистый; созревать, краснеть, наливаться, убирать, укладывать, заготавливать). Расширение экспрессивной речи словами – антонимами. Формирование целостного впечатления об изображённом на картине. Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине.  

     Коррекционно – развивающие задачи. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного восприятия и внимания.

     Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

     Оборудование. Картина О. Гофман «Мы рисуем», рабочие тетради, цветные карандаши.

     Предварительная работа. Рассматривание муляжей фруктов, разучивание подвижного упражнения «Садовник» и пальчиковой гимнастики  «Что в корзину положу?» . Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок», рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки», рассказа Л. Толстого «Старик сажал яблони…»

Ход занятия

  1. Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона восприятия картины.)

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними, предлагает им занять свои места.

Логопед. Усаживайтесь поудобнее. Послушайте стихотворение.

Сад

Я нарисовала яблоневый сад.

Там такие спелые яблоки висят.

Там трава желтеет, ива у ручья.

У забора будка.

Знаешь, это чья?

В ней живёт огромный пёс сторожевой.

Он хоть нарисованный, но совсем живой.

Если злой мальчишка в мой полезет сад,

Сразу пса увидит, струсит – и назад.

О ком это стихотворение?

Дети. О девочке, которая нарисовала картину.

Логопед. Что девочка нарисовала на картинке?

Дети. Яблоневый сад, спелые яблоки в саду, жёлтую траву, иву у ручья, будку у забора и собаку.

Логопед. Наверное, у девочки получилась очень красивая осенняя картинка. Сегодня мы с вами начнём разговор о фруктах, об уборке урожая из садов осенью, вспомним всё, что вы знаете об этом. Давайте сначала рассмотрим картину «Мы рисуем».

  1. Рассматривание картины и беседа по ней. Рассказ по отдельным эпизодам картины по плану, предложенному логопедом.  (Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.)

Логопед помещает на доску картину и даёт детям одну минуту для её свободного рассматривания, а затем организует беседу по её содержанию.

Логопед. Кто изображён на картине?

Дети. Художник нарисовал на картине детей.

Логопед. Где они находятся и что делают?

Логопед. Они пришли в изостудию и рисуют натюрморт.

Логопед. Как бы вы назвали этот натюрморт?

Дети. «Осенний натюрморт», «Цветы и фрукты», «Осенние подарки».

Логопед. Вы придумали очень хорошие названия. Давайте назовём натюрморт «Цветы и фрукты». Опишите цветы и фрукты, которые рисуют дети. Где стоят цветы и лежат фрукты? Какие цветы? Что вы можете сказать о букете? Какие фрукты? Постарайтесь подобрать для рассказа о цветах и фруктах  слова, которые отвечают на вопрос «Какой?»

1-й ребёнок. На круглом столике, покрытом белой скатертью, стоит ваза с цветами.

2-й ребёнок. Это жёлтые подсолнухи и красные георгины.

3-й ребёнок. Букет пышный, яркий,  праздничный.

4-й ребёнок. Рядом с вазой лежат румяная груша и три красных спелых яблока.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо описали цветы и фрукты. Теперь давайте поговорим о детях. В какой части картины изображён каждый из них: слева, справа, в центре? Как они одеты? В каких они позах? Что они делают? Какие у них лица?   

1-й ребёнок. Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что ещё можно добавить.

2-й ребёнок. Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошёл, чтобы посмотреть на работу товарища.

3-й ребёнок. В центре, у окна сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке.  Она рисует и улыбается. Ей очень нравиться рисовать.

4-й ребёнок. Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зелёном сарафане. В одной руке у неё палитра, а в другой – кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты.

Логопед. Опишите помещение изостудии. Какое оно: тёмное или светлое? Что вы видите за окном? Что вы видите на стенах?

Дети. Изостудия большая и светлая. В ней большое окно. За окном виден парк, где уже желтеют листья. На стенах висят рисунки детей.

Логопед. Очень хорошо. Вы сегодня замечательно рассказываете! Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

  1. Упражнение «Скажи наоборот». (Обогащение экспрессивной речи словами – антонимами.)

Логопед. Теперь игра «Скажи наоборот». Я начинаю предложение, вы заканчиваете его, подобрав слово – «наоборот». Яблоко круглое, а груша…

 1-й ребёнок. …овальная.

Логопед. Яблоко большое, а груша…

3-й ребёнок. …маленькая.

Логопед. Яблоко твёрдое, а груша…

2-й ребёнок. …мягкая.

Логопед. Яблоко кислое, а груша…

4-й ребёнок. …сладкая.

 Логопед. Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём.

  1. Подвижное упражнение «Садовник». (Расширение глагольного словаря, развитие общих речевых навыков, координация речи с движением.)

Мы вчера в саду гуляли,                            Идут на месте.

Мы смородину сажали.                              Изображают, как копают яму и сажают в  

                                                                      неё куст.

Яблони белили мы                                      Движение правой рукой вверх – вниз.

Известью, белилами.

Починили мы забор,                                   Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор:                                   Стоят на месте.  

- Ты скажи, садовник наш,                         

Что ты нам в награду дашь?

- Дам в награду слив лиловых,                  На каждое название фруктов загибают по

Груш медовых,                                            одному пальцу на обеих руках, начиная с

Самых крупных спелых яблок,                  больших пальцев.

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам.                  

  1. Составление плана рассказа по картине. (Развитие диалогической речи, мышления.)

Логопед вновь обращает внимание детей к картине.

Логопед. Давайте подумаем вместе, как мы будем составлять рассказ по картине, составим план рассказа. Я предлагаю начать рассказ с того, как дети готовились к рисованию. Воспитатель Анна Сергеевна сказала им перед выходными, что в понедельник они будут рисовать натюрморт «Цветы и фрукты», и попросила тех, кто поедет на дачу, привезти цветы и фрукты. Что и в каком порядке вы будете описывать дальше?

 1-й ребёнок. Мы расскажем о том, какая у детей изостудия, как они готовились к рисованию.

2-й ребёнок. Потом мы расскажем о каждом из детей, о том, как они одеты, что они делают, какие у них лица.

Логопед. Очень хорошо. Вы составили план рассказа, а теперь можете обдумать то, как вы будете рассказывать.

  1. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
  2. Творческий рассказ по картине. (Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение составлению творческого рассказа. Развитие связной речи.)

Логопед напоминает детям план рассказа.

Логопед. Василина начнёт рассказ, напомнит нам о том, что сказала Анна Сергеевна, что привезли дети с дачи. Серёжа расскажет, как дети готовились к рисованию, какая у них изостудия. Дима расскажет о мальчиках, изображённых на картине. А Ксюша – о девочках и закончит рассказ. Не забудь рассказать о том, в каких тонах написана картина, что помогает передать настроение детей.

1-й ребёнок. Перед выходными воспитатель Анна Сергеевна сказала детям: «В понедельник мы будем рисовать натюрморт «Цветы и фрукты». Я прошу тех ребят, кто поедет на дачу, привезти георгины, яблоки и груши». В понедельник ребята пришли в детский сад с цветами и фруктами. Маша принесла подсолнухи, а Арина – красные георгины. Серёжа привёз с дачи красивые красные яблоки и румяные груши.

2-й ребёнок. Анна Сергеевна поблагодарила ребят и пригласила их в изостудию. Изостудия была большой и светлой. На стенах висели рисунки. За окном был виден осенний парк. Ребята поставили посреди студии круглый столик, покрыли его белой скатертью.  Девочки поставили на стол вазу с цветами, а мальчики разложили фрукты. Дети сели к мольбертам и стали рисовать.  

3-й ребёнок. Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что ещё можно добавить в рисунок. Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошёл, чтобы посмотреть на работу товарища.  

4-й ребёнок. В центре, у окна сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке.  Она рисует и улыбается. Ей очень нравиться рисовать. Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зелёном сарафане. В одной руке у неё палитра, а в другой – кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а  теперь  собирается нарисовать фрукты. Детям нравится рисовать. Они рисуют с удовольствием. Не зря все они улыбаются. У них счастливые лица. Картина написана в тёплых тонах. Это помогает передать хорошее настроение детей.

Логопед. Отлично! Вы сегодня порадовали меня. Рассказ получился замечательным. После тихого часа вы вместе  с воспитателем вернётесь к рассматриванию этой картины, и Валентина Геннадьевна попросит вас повторить рассказ целиком.

  1. Пальчиковая гимнастика «Что в корзинку положу?» (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)

Логопед предлагает детям  сделать пальчиковую гимнастику.

Красные яблоки зреют в саду.                   Идут по столу пальчиками..

В сад погулять я с корзинкой иду.

Что я в корзинку свою положу?

Вы посчитайте, а я расскажу.

Груши, сливы и айву,                                 Загибают на каждое название фрукта по

По порядку назову.                                     одному пальцу сначала на правой, а потом на

Абрикосы и гранат.                                     левой руке.

Сосчитали всё подряд?

Персик, спелый виноград,

Много яблок и гранат.

Очень спелую хурму

  Тоже я с собой возьму.        

  1. Графический диктант.
  2.  Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было интересно делать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада

Итоговое занятие с детьми ,результат краткосрочной проектной деятельности...

Гербова В.В." Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий"(книга)

Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"

Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...