Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, чистоговорок
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Здесь представлена подборка пальчиковых игр, физкультминуток, чистоговорок, способствующих развитию внимания, мышления, речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.kartoteka-rifma.doc | 460 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь Повышает работоспособность коры головного Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность
Овощи У девчушки Зиночкики овощи в корзиночке (Дети делают ладошки «корзинкой».) Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого.) Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец.) | Фрукты Как у нашей Зины фрукты в корзине: Яблоки и груши, |
Фруктовая ладошка | Соберу грибы Я корзину в лес беру, там грибы я соберу. Подберезовик, опенок, |
Ягоды Ягоды – это крыжовник, | Хлеб Муку в тесто замесили, |
Мебель Мебель я начну считать: | Посуда Девочка Иринка порядок наводила. |
Помощник | Поздняя осень |
Белочка Прыгает по веточкам невеличка-белочка. | Кто спит зимой? Медведь в берлоге крепко спит, |
Игрушки | Животные жарких стран |
Круглый год | Ёлка Праздник приближается, елка наряжается. |
Зимние забавы Что зимой мы любим делать? | Посчитаем |
Транспорт | На заправке |
Дикие животные Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | Наша армия |
Домашние животные | Веселая встреча |
Домашние птицы | Перелетные птицы Серенькое перышко. |
Наши мамы | Книги |
В гостях у сказки | Сказки |
Подводный мир | Какие бывают рыбы? |
Комнатные растения | Насекомые |
Одежда В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками. | Одежда Маша варежку надела: |
«Обувь» Посчитаем в первый раз, | «Обувь» |
. Падал снег на пирог. (дети два раза медленно опускают ладони на стол) Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк, (прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог) Ручейком пирог утёк. («бегут» пальчиками обеих рук по столу) Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. (опять показывают, как пекут пирог) | Продукты питания» Мышка зёрнышко нашла,
|
Космос Космонавтом хочешь стать? | Космос В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) |
Космос Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках. | «Здоровье» «Тише, тише не шумите» |
На поляне дом стоит, (Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. |
Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по |
«Неделя доброты» Если пальчики грустят – | Дружба» Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют |
Профессии | Профессии Много есть профессий знатных, |
-Фольклор Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец) | Фольклор Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы) |
Игрушки | Игрушки |
.Весна | Сосульки Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой) |
Физкультминутки на занятиях старших дошкольников.
Самая первоначальная и главная роль физкультминуток – это повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий.
Физкультминутки проводятся на занятиях с различным содержанием. На занятиях рисования и лепкой у детей устают мышцы кисти, пальцев, спины. На занятиях, требующих статического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание и способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости (средняя группа 7-9 мин.; старшая группа 10-12 мин.; подготовительная группа 14-15 мин.), дети становятся беспокойными и рассеянными.
С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике, развитию речи, учебный материал сочетается с движениями.
В процессе выполнения физкультминуток улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим настроением продолжают занятия.
Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятий, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей средней группы 2-3 упражнения, старшей группы, подготовительной группы 3-4 упражнения.
Упражнения выполняются сидя и за столом, а также с выходом из-за стола.
На занятиях по развитию речи даются комбинированные физкультминутки, вовлекающие в работу одновременно крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо упражнений для рук, плечевого пояса, туловища, и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой.
Заканчиваются физкультминутки ходьбой медленном темпе, приводящей организм в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия.
Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но нельзя, перевозбуждать детей.
Физкультминутки для занятий по развитию речи
Физкультминутка «Маша-растеряша» (Звук Ш)
Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша-растеряша!
Физкультминутка «Как мячики» (Звук Ч)
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Девочки и мальчики Прыгают, как мячики,
Ножками топают, Ручками хлопают, Головой кивают, Все вместе отдыхают.
Физкультминутка «Зимой» (Звуки С-Ж-Ш)
Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Мой мячик весело скачет, (движения, имитирующие постукивания рукой по мячу)
Моя машина едет без бензина, (имитация вращения руля)
Мой братишка еще малышка, (показывают рукой его рост)
Моя кошка поспит немножко, (наклон головы набок, руки под щеку)
Физкультминутка «Капуста» (Звук С)
Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)
Физкультминутка «Часы» (Звук Т)
Произносится текст и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так (наклоны головы к плечам).
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так (раскачивания туловища).
Налево - раз, направо - раз,
Тик-так, тик-так (наклоны туловища влево - вправо).
Мы тоже можем так.
Физкультминутка «Три медведя» (Звук Ш)
Произносится текст, одновременно выполняются сопровождающие движения.
Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)
Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)
Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
Физкультминутка «Лебеди» (Звук ЛЬ)
Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
Физкультминутка «Конь» (Звук Р)
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
Физкультминутка «Медвежата» (Звук Л-ЛЬ)
Произносится текст и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
Физкультминутка «Кузнечики» (Звук П)
Произносится текст и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами)
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали, (приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко, (прыжки на месте)
Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился, Ж - (вращательные движения руками перед собой)
К облакам поднялись,
И шасси убрались, (поочередное поднимание колен)
Вот лес - мы тут
Приготовим парашют, (покачивания руками, разведенными в разные стороны)
Толчок, прыжок, Летим, дружок, (прыжок вверх, руки в стороны)
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились, (приседание, руки в стороны)
Физкультминутка «Птицы» (Звук Л-ЛЬ)
Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как головою между листвою
Дятел деревья долбит (движения головой вверх - вниз)
Как на рыбалку и вперевалку
Гусь за гусыней бежит (бег на месте с разведением рук)
Как удивились, остановились
Гуси у самой реки,
Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад)
И потихоньку пошли, (шаги на месте)
Физкультминутка «Лошадки» (Звук Ш)
Произносится текст, стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой! (руки вперед, пружинистые движения ног)
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)
А водица вкусна! Пейте!
Хороша водица! Постучим копытцем! (притоптывание ногой)
Эй, лошадки, все за мной! (руки в стороны, плавные движения вверх - вниз)
Поскакали домой, (прыжки на месте) Гоп-гоп-гоп!
Физкультминутка «Части тела» (Звук Л)
Дети должны показывать части тела в соответствии с текстом стихотворения.
Вот со звуком [л] слова:
Лоб, затылок, голова,
Кулаки, ладошки, локти,
Звука [л] нет в слове «ногти».
Глазки, тело и лопатки,
Звука [л] нет в слове «пятки».
Физкультминутка «Утренняя зарядка» (Звук С)
Произносится текст и одновременно выполняются движения.
Мы - веселые ребята,
Мы - ребята-дошколята, (ходят по кругу)
Спортом занимаемся,
С болезнями не знаемся.
Раз - два, два - раз,
Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)
Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз)
Полюбуйтесь-ка на нас!
Раз - два, не зевай!
Вместе с нами приседай! (приседания)
Раз - прыжок, два - прыжок!
Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)
Носом глубоко вдохнем
- «Ш-Ш-Ш» скажем все потом, (вдох носом, не поднимая плеч)
Физкультминутка «Хомка» (Звук Х)
Хомка, хомка, хомячок ( руки на поясе, повороты влево-вправо)
Полосатенький бочок ( погладить бока)
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
1-2-3-4-5
Хочет Хомка сильным стать. (движения согласно тексту)
Физкультминутка «Индюк» (Звук И)
Индюки по травке ходят ( Ходьба на месте. )
Индюшат с собою водят. (Ходьба в приседе).
Громко индюки кричат — (ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.)
Защищают индюшат.
В небе ястреб появился, ( руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо).
Над семьею закружился,
Индюшат схватить готов,
Да боится индюков( наклоны в стороны, вперед).
Физкультминутка «Пилим брёвна» (Звук Пь)
Пилим бревна,
Пилим доски, ( наклоны в стороны. Скольжение ладонями по ногам)
Пилим их пилою плоской.
Очень острая пила –
Хорошо идут дела: ( Полуприседания с хлопком впереди)
Толстых чурок две горы!
Дружно взяли топоры, ( Наклоны в стороны – правая, левая рука над головой поочередно)
Размахнулись – раз и два,
Получаются дрова. (Наклоны вперед с опусканием рук вниз)
Физкультминутка «Самолёт» (Звук С)
Взлетная полоса
Отпускает в небеса
Пассажирский самолет,
А ведет его пилот. ( потягивание, руки вверх, через стороны – вниз)
Вот она – высота,
В синем небе – красота! (руки вверх – хлопок над головой, подняться на носки)
Облака цветные,
Звезды золотые,
Самолет вперед летит ( Круговые движения руками вперед, назад)
Солнышко нас веселит, ( руки вверх – хлопок над головой, подняться на носки)
Все у нас в порядке – делаем посадку.(Приседания, круговые движения ладонями вперед (мотор)
Физкультминутка «Облако» (Звук О)
Облако, облако –
Как кораблик белый. (пальцы соединены над головой, повороты влево и вправо)
Облако, облако,
Не сиди без дела.
Облако, облако,
По небу гуляй. ( Наклоны вперед)
Облако, облако,
Дождик собирай.
Если ты вовремя
Дождичек прольешь (прыжки вокруг себя вправо, руки соединены сзади)
Вот какой высокой ( руки поднять вверх, опустить через стороны вниз)
Будет в поле рожь!
Физкультминутка «Белка» (Звук Бь)
Скучно белочке в дупле,
Веселее на земле, ( потянуться, хлопок над головой)
Прыг-прыг, прыг-прыг –
По стволу сбежала вмиг, (прыжки вокруг себя с руками спереди (имитация движения белочки).
По дорожке по лесной
Побежала в лес густой, (бег на месте с доставанием пятками ягодиц)
А лиса – навстречу ей,
Прячься, белочка, скорей! ( присесть, закрыв голову руками)
Физкультминутка «Аист» (Звук А)
Аист над землей летает,
Аист ветки собирает
Аист собирает ветки, (руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки)
Помогите ему, детки.
Аист, аист белокрылый, ( ноги на ширине плеч, руки вверху, наклоны в стороны)
Аист вьет гнездо на крыше…
Тише, тише, тише, тише. ( приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз)
Физкультминутка «Уж» (Звук У)
Уж ползет, уж ползет
По лесной тропинке.
Уж свою, уж свою ( ладони вместе, покачивая туловищем – имитация движения змеи)
Выгибает спинку.
У ужа, у ужа
Желтые кружочки ( пальцы к плечам, круговые движения 4 раза вперед, 4 раза назад)
На головке горят,
Словно огонечки.
Мы ужа отличить ( прыжки: руки на поясе, ноги в стороны, вместе)
Сможем от гадюки.
Уж уполз, уж уполз ( хлопки в ладоши)
Нам не дался в руки.
Физкультминутка « Облако» (Звук О)
Облако, облако –
Как кораблик белый. ( пальцы соединены над головой. Повороты влево и вправо)
Облако, облако,
Не сиди без дела.
Облако, облако,
По небу гуляй. ( то же. Наклоны вперед.)
Облако, облако,
Дождик собирай.
Если ты вовремя
Дождичек прольешь (прыжки вокруг себя вправо, руки соединены сзади)
Вот какой высокой (Потянуться кверху, руки поднять вверх, опустить через стороны)
Будет в поле рожь!
Физкультминутка «Зайчик» (Звук Ы)
Возле липы у реки
Плели зайцы лапотки, ( руки на поясе, повороты туловища в стороны)
Лыко драли сами
Зайцы коготками.
Есть у зайчиков сноровка –
Вышла каждому обновка. (наклоны в стороны, скользящие движения руками вдоль туловища)
Лапотки надели –
Прыгать захотели.
Прыг-прыг, прыг да скок,
Мимо шел голодный волк. (прыжки на месте, ходьба на месте)
Как завыл он: «ы-ы-ы» –
Зайцы прыгнули в кусты,
Сели под кусточком (присесть, закрыть голову руками)
В новых лапоточках.
Физкультминутка «Мак» (Звук М)
Маки в поле, маки в поле
Увидали Маша с Олей, (ходьба на месте )
Маки полевые,
Красные, большие.
В поле ветерок гуляет,
Маки красные качает ( руки впереди, наклоны вперед с разведением рук в стороны)
Вот так, вот так,
Он качает каждый мак. ( наклоны в стороны, руки вперед)
В поле малыши гуляли,
Маки красные не рвали,
Любовались ими,
Маками большими. (ходьба на месте с высоко поднятыми коленями)
Физкультминутка «Паучки» (Звуки П-Х-Т)
Пауки пузатые,
Брюшки полосатые, (имитируя большой живот, наклоны в стороны)
Ходят на восьми ногах,
Паутину вьют в углах.( ходьба на месте с подниманием рук вверх и опускаем)
Мухи черные летают,
В паутину попадают — (круговые движения руками, вперед, назад)
Не порвешь ее сетей,
Остаются мухи в ней. ( руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками (2 раза)
Физкультминутка «Эхо» (Звук Э)
Заблудились мы в лесу ( ходьба на месте с высоко поднятыми коленями)
Стало не до смеха.
Маму мы зовем: «Ау!» — ( повороты в стороны, руки у рта рупором)
Отвечает эхо.
Эхо, эхо, почему ( хлопок перед грудью, наклоны вперед, посмотреть вперед)
Отвечаешь ты «Ау»?
Мы под кустики глядели ( руки на поясе, приседание с поворотом в сторону)
Эхо отыскать хотели.
Где ты, отвечай скорей! (повороты вокруг себя влево, вправо)
Отвечало эхо: «Эй!»
Физкультминутка «Кони» (Звуки К-ЛЬ)
Вдоль по полю,
Вдоль по полю
Скачут кони к водопою. ( бег на месте на подскоках)
Кони скачут поутру,
Гривы вьются по ветру. ( ноги на ширине плеч, руки вверх,наклоны влево, вправо)
Табуном к реке идут,
Наклонились – воду пьют. ( руки в стороны, наклоны: достать пальцами пол)
Долго кони воду пили,
А потом они поплыли
Ко крутому бережку
К травке, к сочному лужку. (руки вытянуты вперед, рывками разводить руки в стороны)
Физкультминутка «Попугай» (Звуки А ,О, Э, У после гласных, Й, Ь)
Майя клетку не закрыла,
Попугая упустила. (руки к плечам вверх, руки к плечам вперед)
Он над клеткой вьется,
В руки не дается ( круговые движения руками вперед, назад)
Майя ходит и вздыхает,
Попугая умоляет: (Ходьба на месте, руки опущены)
«Попугай, мой попугай,
Далеко не улетай! (Руками похлопывать бедра, прыжки на месте)
Попугай, вверху летая,
Весело ответил Майе:
«Я немного развлекусь,
Полетаю и вернусь». ( руки на поясе, наклоны вперед, руки в стороны)
Физкультминутка «Попугай» (Звук Л)
Между елок, между сосен
По сугробам ходят лоси, (ходьба на месте со скрещиванием рук впереди – ножницы)
Топчут снег пушистый,
Белый, серебристый. (приседания, руки в стороны, руки на поясе)
Волки за лосями ходят,
Глаз с лосей они не сводят, (прыжки вокруг себя, ладошки приставлены ко лбу)
У высокой елки
Встали злые волки.
Сам вожак к лосям подкрался –
Только без зубов остался: (поднимание коленей на месте)
Лоси ведь рогаты,
Лезешь, волк, куда ты? ( потягивание на носках с подниманием рук вверх)
Физкультминутка «Козы» (Звуки З-С)
Козы по лесу гуляют,
Тонкую лозу ломают, (ходьба на месте)
На копытца встанут –
И лозу достанут. (поднимание на носках, руки вверх и к плечам)
Пастушок свирель берет,
Козочек к себе зовет, весело играет,
Козочек сзывает: ( повороты с развертыванием рук в стороны вправо, влево)
«Козочки, не заблудитесь,
Козочки, домой вернитесь,
Вы бегом, бегом, бегом
Возвращайтесь с молоком» ( прыжки вокруг себя вправо, влево)
Физкультминутка «Жук» (Звуки Ш-Ж)
По тропиночке пешком
В лес идут жук за жуком,
Медленно шагают,
Лапки поджимают.
Ах, жуки, жуки, жуки,
Ваши лапки коротки,
Вам в родной лесочек
Не дойти до ночи.
Лучше вы, жуки, летите,
Крыльями сильней машите,
Вас в лесу зеленом
Не найти воронам. (движения согласно тексту)
Физкультминутка «Кошка» (Звук Ш)
Ходит кошка возле норки,
Спинку выгибает горкой,
Ходит кошка – мышку ждет,
Только мышка не идет (руки за спиной, ходьба на месте с поворотами в стороны)
Кошка вспомнила про плошку,
Побежала по дорожке, (бег на месте)
Дома плошка с молоком –
Мышку можно съесть потом. ( наклоны с доставанием пальцами носков)
Вышла мышка не спеша,
Ищет крошки малышам,
Хорошо, что кошки нет,
Будет малышам обед. (потягивание вверх с разведением рук в стороны)
Физкультминутка «Моржи» (Звуки Ж-М)
Мы моржи, моржи, моржи,
От мороза не дрожим, (рывки локтями назад по 2 раза с разведением рук в стороны)
Мы холодною зимой
Дружим с ледяной водой. (похлопывание по бедрам прямыми руками с напряжением рук)
Мы моржи, моржи, моржи,
Мы на льдине полежим, (наклоны вперед с отведением рук назад)
Не страшна простуда нам
Северным морским моржам. (потягивание с разведением рук в стороны, вниз)
Физкультминутка «Бобры» (Звук Р)
Рано встали два бобра –
Дело есть у них с утра: (руки сжаты в кулаки,рывки прямыми руками поочередно вверх)
Надо им бревно срубить
На запруду смастерить. (наклоны вперед)
Топоры у них остры, (руки на пояс, ноги параллельны, наклоны вперед)
Размахнулись, наклонились…
Долго два бобра трудились, ( шаг на месте, руки за спиной, наклоны вперед)
Заготовили одно
Очень нужное бревно. (потягивание с подниманием рук вверх и опусканием вниз)
Физкультминутка «Рыбка» (Звуки Р-Л-Ч)
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. (прыжки: ноги в стороны, вместе и т.д)
Возле берега червяк
Извивается – вот так,
Рыбка подплывает,
Червяка хватает. ( руки на поясе, круговые движения бедрами влево, вправо)
Дернул леску рыбачок,
Да сорвался червячок, (хлопки перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком умчалась ( ладошки вместе, руки вперед (имитация движения рыбки)
Физкультминутка «Гуси» (Звуки Д-Г-Т)
Ходят гуси у пруда
И гогочут: «га-га-га», (ходьба на месте, руки вдоль тела)
Тянут гуси шеи –
У кого длиннее? (наклоны вперед, руки в стороны и вытягиванием шеи вперед.)
Машут крыльями большими.
Не хотим встречаться с ними:
Нас они пугают, в воду не пускают. (ходьба на приседе.)
Гуси рыбку увидали,
Дружно в воду побежали –
Все гуськом, гуськом, гуськом
Вслед за главным гусаком. (подкрадывание с похлопыванием ладонями по бедрам)
Физкультминутка «Воробьи» (Звук В)
Воробьишки- воробьи,
Маленькие пташки, (ладони под мышками, движения локтями вниз, в стороны)
Надевайте поскорей
Новые рубашки. (наклоны вперед с потягиванием ног и тела)
В гости вас ворона ждет,
Пироги для вас печет. ( повороты в стороны с разведением рук в стороны вправо, влево)
Поскорей, поскорей
В гости вы летите к ней! (прыжки вокруг себя вправо, влево).
Физкультминутка «Хомяк» (Звук Х)
Нес хомяк мешок с горохом
Нес мешок хомяк и охал: (ходьба с руками за спиной.)
«Ох, ох, ох, ох,
До чего тяжел горох!» (полуприседания, руки на поясе)
Отдохнуть хомяк решил –
Со спины мешок свалил, (наклоны вперед; не сгибая коленей, достать носки руками)
Распрямился, потянулся,
Потянулся, улыбнулся… (потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз)
Отдохнул он хорошо
И опять вперед пошел. (ходьба на месте)
Физкультминутка «Щеголёнок» (Звуки Ч-Щ)
Щегленок выпал из гнезда,
Ему теперь грозит беда: (приседания, руки вперед, встать, руки на поясе)
Котище черный рыщет,
Птенцов и птичек ищет. (ходьба вокруг себя, как кошка)
Щегленка видит черный кот,
К нему, мурлыча, он идет,
Ступает очень мягко
По травке каждой лапкой… (повороты влево, вправо, прыжки на месте)
Щегленок помощи не ждет
И от отчаянья – в полет!
И вот удача – высот
Спасла щегленка от кота. ( потягивание, руки к плечам, вниз (встать на носочки)
Развиваем речь с помощью чистоговорок.
Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла — мы собрались у стола». Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.
Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.
С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.
Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:
- подбирает чистоговорку с этим звуком;
- произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- проговариваем в быстром и медленном темпе;
- берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;
- просим произнести фразы так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.
Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.
Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.
КАРТОТЕКА ЧИСТОГОВОРОК
Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок.
« РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА» АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады ША – ША – ША - наша осень хороша ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи РУ – РУ – РУ - я колосья соберу ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы КА – КА – КА - белая мука ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать | «САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ» ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты АД – АД – АД - вот фруктовый сад ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст АДА – АДА – АДА – гроздья винограда ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья |
«ОГОРОД. ОВОЩИ» ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки УК – УК – УК - собираем лук ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец АН – АН – АН - спелый баклажан СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны АТ – АТ – АТ - из овощей салат ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей | «ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. » СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес нам надо охранять ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у берёзы ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина НА-НА-НА- высокая сосна СНА-СНА-СНА - пахучая сосна НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы ХА – ХА – ХА - тонкая ольха РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст ИН – ИН – ИН – маленький жасмин ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина ТВА – ТВА – ТВА - мягкая листва АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем листья собирать АЗУ – АЗУ – АЗУ - лист поставим в вазу АНА – АНА – АНА – листики каштана ШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушу ВЫ – ВЫ – ВЫ - все деревья без листвы РА – РА – РА – на стволе кора ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни |
ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ. ИКА – ИКА – ИКА - поспевает голубика ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат малины ИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костянику ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику ИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем землянику ИКА – ИКА – ИКА – вкусная черника | ГРИБЫ ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА - на пеньке опята ВИК – ВИК – ВИК - вырос боровик ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - мокрые маслята БЫ – БЫ – БЫ - белые грибы ОЙ – ОЙ – ОЙ - грибочек под сосной ОР – ОР – ОР - конопатый мухомор АНКА – АНКА – АНКА - бледная поганка ОР – ОР – ОР - ядовитый мухомор НОЙ – НОЙ – НОЙ – отдыхаем под сосной АТЬ – АТЬ – АТЬ – лес нам надо охранять ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги |
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные волчата ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки РА – РА – РА - для волчат нора СА – СА – СА - рыжая лиса ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у лисы СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет медведь ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ - трусоватый заяц СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло ЖИ – ЖИ – ЖИ - в траве бегают ежи ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - засыпают все ежата ЖИ – ЖИ - ЖИ - колючие ежи ЖУ – ЖУ – ЖУ - молока дадим ежу ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось ОЛЬ – ОЛЬ - ОЛЬ - лоси любят соль СЯТА – СЯТА - СЯТА - длинноногие лосята ЛЕНИ – ЛЕНИ - ЛЕНИ - гордые олени НЯТА – НЯТА – НЯТА - убегают оленята СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата | «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны ДО – ДО – ДО - опустевшее гнездо УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - поют соловьи АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим цаплю ЛИ – ЛИ – ЛИ – улетают журавли ЖИ – ЖИ – ЖИ - очень шустрые чижи ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - в гнездышке стрижата ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей ШАТА – ШАТА – ШАТА - запищали кукушата РА – РА – РА - птицы ловят комара ДЫ – ДЫ – ДЫ – черные дрозды ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - птицы прилетели ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - голосистые скворцы ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА – голодные скворчата ЧИ – ЧИ – ЧИ - черные грачи ВЯ - ВЯ – ВЯ – грач нашел червя ДО – ДО – ДО - птицы вьют гнездо ДЕ – ДЕ – ДЕ - птенчики в гнезде ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы КА – КА – КА – птенчик держит червяка |
«ИГРУШКИ» УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня игрушки ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили АТ – АТ – АТ - новый самокат ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик ЧИ – ЧИ – ЧИ - пестрые мячи УКЛА – УКЛА – УКЛА - хорошенькая кукла ИНА – ИНА – ИНА - сломана машина ИДКУ – ИДКУ – ИДКУ - собираю пирамидку АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка АЮ – АЮ – АЮ - в кубики играю ГУ – ГУ – ГУ – я игрушки берегу РЮ – РЮ – РЮ – друзьям игрушки подарю | «ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ» АД – АД – АД - наш любимый детский сад ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду РА – РА – РА – нам готовят повара КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи РА – РА – РА – медицинская сестра ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю АС – АС – АС – няня кормит нас |
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» АЙКА – АЙКА – АЙКА – заиграй – ка, балалайка АНЫ – АНЫ – АНЫ – застучали в барабаны АНЬ – АНЬ – АНЬ – барабанщик, барабань АРЕ – АРЕ – АРЕ – я играю на гитаре АЛЕ – АЛЕ – АЛЕ – я играю на рояле ИНО – ИНО – ИНО – мне купили пианино ФОН – ФОН – ФОН – у меня металлофон УСЛИ – УСЛИ – УСЛИ – зазвучали гусли ЛИ – ЛИ – ЛИ – арфу привезли ОН – ОН – ОН – вот большой тромбон ИПКА – ИПКА – ИПКА – маленькая скрипка ЧЕЛЬ - ЧЕЛЬ – ЧЕЛЬ – вот виолончель АЮ – АЮ – АЮ – на флейте я играю | «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты АКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котята ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – много беленьких козлят ЗУ – ЗУ – ЗУ - накормили мы козу СЯТА – СЯТА – СЯТА – в грязь залезли поросята ОВА – ОВА – ОВА - рогатая корова ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА – траву жуют телята МУ – МУ – МУ - говорит корова «МУ» АН – АН – АН - на горе стоит баран ЦА – ЦА – ЦА - упрямая овца |
«ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» АПКА – АПКА – АПКА - у меня есть шапка УБА – УБА – УБА - меховая шуба АРФ – АРФ – АРФ - мама вяжет шарф ГИ – ГИ – ГИ - покупаем сапоги АПКИ – АПКИ – АПКИ - мягонькие тапки ТО – ТО – ТО - длинное пальто РЮКИ – РЮКИ – РЮКИ - мы погладим брюки ОФТУ – ОФТУ – ОФТУ - постирали кофту ОХ – ОХ – ОХ - юбочка в горох УЗА – УЗА – УЗА - новенькая блуза ТЫ – ТЫ – ТЫ - на рубашечке цветы КИ – КИ – КИ - теплые носки ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ - резиновые боты АМА – АМА – АМА - модная панама АШКА – АШКА – АШКА - красивая рубашка ФАН – ФАН – ФАН - синий сарафан ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - короткая футболка АЩ – АЩ – АЩ - примеряем плащ ОК – ОК – ОК – потерялся мой носок КИ – КИ – КИ – мама вяжет мне носки ЧАТКИ – ЧАТКИ – ЧАТКИ – мохнатые перчатки ГУ – ГУ – ГУ – я одежду берегу | «ДОМ. КВАРТИРА. МЕБЕЛЬ» МА – МА – МА - деревянные дома ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом ОМ – ОМ – ОМ – многоэтажный дом ОМ – ОМ – ОМ - двухэтажный дом ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому НА – НА – НА – покрашена стена ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени ИРА – ИРА – ИРА - огромная квартира ИРА – ИРА – ИРА - новая квартира ИРУ – ИРУ – ИРУ - моем мы квартиру НО – НО – НО – мама чистила окно АН – АН – АН - в комнате диван АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на диване АН – АН - АН- кожаный диван УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул ЛА – ЛА – ЛА - нет у нас стола АФ – АФ – АФ - вот высокий шкаф ОДЕ – ОДЕ – ОДЕ - ваза на комоде АТЬ – АТЬ – АТЬ - железная кровать |
«КУХНЯ. ПОСУДА» УХНЕ – УХНЕ – УХНЕ - мы сидим на кухне АЙ – АЙ – АЙ - пьем на кухне чай УДЫ – УДЫ – УДЫ - на кухне много посуды ДА – ДА – ДА - на плите сковорода РЮЛЯ – РЮЛЯ – РЮЛЯ - новая кастрюля РЕЛКА – РЕЛКА – РЕЛКА – глубокая тарелка АШКИ – АШКИ – АШКИ – фарфоровые чашки РЕЛКИ – РЕЛКИ – РЕЛКИ - круглые тарелки ИЛКА – ИЛКА – ИЛКА – тоненькая вилка ОЖКИ – ОЖКИ – ОЖКИ - маленькие ложки ОЖ – ОЖ – ОЖ - очень острый нож ЫЛИ – ЫЛИ – ЫЛИ - мы посуду перемыли ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – чашки не разбили АЕМ – АЕМ – АЕМ – маме помогаем АЕМ – АЕМ – АЕМ – посуду расставляем | «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» АЕМ – АЕМ – АЕМ - продукты покупаем ОШКУ – ОШКУ – ОШКУ - покупаем мы картошку ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – мы купили соль ОН – ОН – ОН - желтенький лимон ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ – шоколадные конфеты УП – УП – УП - мама варит суп ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ - вкусные котлеты ОК – ОК – ОК - с мясом пирожок АША – АША – АША - гречневая каша СЕЛЬ – СЕЛЬ – СЕЛЬ - малиновый кисель ОТ – ОТ – ОТ - грушевый компот АТ – АТ – АТ - овощной салат ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - режем помидоры УК – УК – УК - мы почистим лук КО – КО – КО – всем полезно молоко ЧЕНЬЕ – ЧЕНЬЕ – ЧЕНЬЕ – садкое печенье |
«ПРОФЕССИИ. ТРАНСПОРТ. ФЕР – ФЕР – ФЕР - за рулем шофер ДЕТ – ДЕТ – ДЕТ - машину он ведет ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ - вот автомобиль УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ - у машины руль ОБУС – ОБУС – ОБУС - новенький автобус ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - троллейбус едет по дороге ЛИ – ЛИ – ЛИ - едут «Жигули» АЙ – АЙ – АЙ - на остановке стоит трамвай АЗ – АЗ – АЗ - мы увидели «Камаз» ОР – ОР – ОР - людям нужен светофор ИЛ – ИЛ – ИЛ - загрузили «ЗИЛ» ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге АТЬ – АТЬ – АТЬ - надо правила соблюдать ОГУ – ОГУ – ОГУ - осторожно переходят дорогу | «ЗИМА» МА - МА – МА - наступила вновь зима МА – МА – МА - снежная зима РА – РА – РА – снежная гора ДА – ДА – ДА - зимою холода ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи МЕ – МЕ – МЕ - много песен о зиме МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму МОЙ – МОЙ – МОЙ - покатаемся зимой ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ - зимние морозы ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы ОЙ – ОЙ – ОЙ – очень холодно зимой ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – снежная метель |
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока ОНА – ОНА - ОНА – любопытная ворона ОНЫ – ОНЫ – ОНЫ – прилетели три вороны ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы БЬИ – БЬИ – БЬИ – расшумелись воробьи БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей ОКА – ОКА – ОКА - корм нашла сорока БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – стая серых голубей РИ – РИ – РИ - прилетели снегири РЕЙ – РЕЙ – РЕЙ - очень много снегирей ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - прилетели свиристели ВА – ВА – ВА – глазастая сова НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить | «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» МЕХ – МЕХ - МЕХ – ребятишек звонкий смех РЫ – РЫ – РЫ - покатаемся с горы НЯХ – НЯХ – НЯХ - мы поедем на санях АНКИ – АНКИ – АНКИ - у меня есть санки АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду друга догонять ДЯНКА – ДЯНКА – ДЯНКА - у меня ледянка КИ – КИ – КИ - поиграем мы в снежки НЯ – НЯ – НЯ – твердая лыжня ЫЖАХ – ЫЖАХ – ЫЖАХ – мы катаемся на лыжах ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - бабу снежную лепили ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик КЕЙ – КЕЙ – КЕЙ – мальчишки играют в хоккей ТОК – ТОК – ТОК – ледяной каток ДУ – ДУ – ДУ – мы катаемся по льду КИ – КИ – КИ – очень острые коньки КАХ – КАХ – КАХ - учусь кататься на коньках КАХ – КАХ – КАХ – быстро еду на коньках |
«НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК» АЕТ – АЕТ – АЕТ - скоро праздник наступает ОД – ОД – ОД - скоро праздник «Новый год» ША – ША – ША - наша елка хороша РЫ – РЫ – РЫ - на елочке шары ОЗ – ОЗ – ОЗ - придет «Дедушка Мороз» АРКИ – АРКИ – АРКИ - принесет подарки ХИ – ХИ – ХИ - выучим стихи УШКИ – УШКИ – УШКИ - яркие хлопушки ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ - сладкие конфеты АЕМ – АЕМ – АЕМ - мы стихи читаем ДА – ДА – ДА - на елочке звезда ТИТ – ТИТ – ТИТ - елочка блестит УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - тонкие сосульки ИНКИ – ИНКИ – ИНКИ – тонкие снежинки | ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ КА – КА – КА - куры нашли червяка ОВ – ОВ – ОВ - много кур и петухов УХ – УХ – УХ - кукарекает петух ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - желтые цыплята ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - забавные утята КИ – КИ – КИ - важно ходят индюки ШАТА – ШАТА - ШАТА - смешные индюшата СЫНЯ – СЫНЯ – СЫНЯ - вот сидит гусыня СЯТА – СЯТА – СЯТА - бегают гусята СЕЙ – СЕЙ – СЕЙ - целое стадо гусей |
«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА» ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - огромные тюлени ЛЕНЬ-ЛЕНЬ-ЛЕНЬ- маленький тюлень ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени АРС – АРС – АРС - пятнистый снежный барс ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые медведи ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи АНЕ – АНЕ – АНЕ - айсберг в океане КОЛ – КОЛ – КОЛ - проплывает ледокол | «ЧАСТИ ТЕЛА. ЧЕЛОВЕК» ВЕК – ВЕК – ВЕК - высокий человек ВА – ВА – ВА - большая голова ГА – ГА – ГА - длинная нога КА – КА – КА - тонкая рука ОЙ – ОЙ – ОЙ - замахал рукой ОЙ – ОЙ – ОЙ – я ударился ногой УКИ – УКИ – УКИ - мы помоем руки ЗА – ЗА – ЗА - огромные глаза ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ – длинные ресницы УБЫ – УБЫ – УБЫ - мама красит губы УБЫ – УБЫ – УБЫ – надо чистить зубы ВОТ – ВОТ – ВОТ - загорай скорей живот ОТ – ОТ – ОТ – мы откроем рот ЧО – ЧО – ЧО - покажи плечо |
«СЕМЬЯ» АМА – АМА – АМА - у меня есть мама АПА – АПА – АПА – мой любимый папа УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул РА – РА – РА - младшая сестра АТ – АТ – АТ - мой любимый брат АТ – АТ – АТ - у меня есть брат ВУ – ВУ – ВУ - сестренку позову РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью | «ТРАНСПОРТ» ИЛЬ – ИЛЬ - ИЛЬ - вот автомобиль КИ – КИ – КИ – большие грузовики ОБУС-ОБУС-ОБУС- новенький автобус ВАЙ – ВАЙ – ВАЙ – новенький трамвай УЗЫ-УЗЫ-УЗЫ- машина возит грузы УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – у машины руль ЖИР–ЖИР–ЖИР- сел в автобус пассажир ЦИКЛ – ЦИКЛ - ЦИКЛ – мчится мотоцикл ПЕД – ПЕД – ПЕД – большой велосипед АЛИ – АЛИ – АЛИ – я кручу педали ВИК – ВИК – ВИК – у перекрестка грузовик ЗА – ЗА – ЗА – жму на тормоз |
«МОРСКОЕ ДНО. РЫБЫ» АН – АН – АН - глубокий океан РЯ – РЯ – РЯ – синие моря НА – НА – НА – обитатели морского дна ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю ТА – ТА – ТА - под водою красота ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги АК – АК – АК - проползает рак ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы ДУЗЫ – ДУЗЫ – ДУЗЫ – прозрачные медузы АБА – АБА – АБА – я увидел краба НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня ВЕТКИ – ВЕТКИ – ВЕТКИ – мелкие креветки АЛЛЫ – АЛЛЫ – АЛЛЫ – красивые кораллы | «УЛИЦА. ГОРОД» ДА – ДА – ДА - большие города ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ – мы в городе живем АТР – АТР – АТР - в городе театр ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – мы идем в больницу ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ - улицы большие ОГИ – ОГИ – ОГИ - в городе дороги ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге ОР – ОР – ОР – нам поможет светофор ОР – ОР – ОР - на перекрестке светофор АРЬ – АРЬ – АРЬ - на улице фонарь РИ – РИ – РИ – у дороги фонари ОВКА – ОВКА – ОВКА - у дороги остановка БЫ – БЫ – БЫ - вдоль улицы столбы ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода ОД – ОД – ОД – есть подземный переход |
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА» ОЗЕР – ОЗЕР – ОЗЕР – вот шумит бульдозер ЧИ – ЧИ – ЧИ – людям помогают тягачи АН – АН – АН – вот подъемный кран ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик РА – РА – РА – в поле трактора ХОД – ХОД – ХОД - огромный пароход АН – АН – АН – на пароходе главный - капитан СА – СА – СА – у яхты паруса РЯ – РЯ – РЯ - опускают якоря ХОД – ХОД – ХОД – белый теплоход ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – военный истребитель ОР – ОР – ОР – у самолета есть мотор СИ – СИ – СИ – у самолета есть шасси КО – КО – КО – самолеты высоко ЧИ – ЧИ – ЧИ – в скорой помощи врачи ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – полицейские машины ДА – ДА – ДА – едут поезда АВ – АВ – АВ – мчится грузовой состав ДА – ДА – ДА – возят грузы поезда | «ВЕСНА» НА – НА – НА - наступила вновь весна НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну КО – КО – КО - солнце светит высоко ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи ГА – ГА – ГА - растаяли снега УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи КА – КА – КА - в небе облака ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди |
«СТРОЙКА. ПРОФЕССИИ» ОМ-ОМ-ОМ- мы построим дом ЧА-ЧА-ЧА- дом из кирпича АЖ-АЖ-АЖ- построили гараж ОМ-ОМ-ОМ- двухэтажный дом ЗИН-ЗИН-ЗИН- построим магазин ОЛА-ОЛА-ОЛА- новенькая школа ОГА-ОГА-ОГА- будет здесь дорога ОЙКА – ОЙКА – ОЙКА - вот большая стройка ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ - построили больницу | «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» АТ-АТ-АТ- профессия «солдат» ИН-ИН-ИН- профессия мужчин АТЫ-АТЫ-АТЫ- защищают нас солдаты ГИ-ГИ-ГИ- солдаты носят сапоги АТУ-АТУ-АТУ- напишем мы солдату МО-МО-МО- отправим в армию письмо ОТКА-ОТКА-ОТКА- у солдата есть пилотка АТ-АТ-АТ- солдат чистит автомат |
«МАМИН ПРАЗДНИК» АРКИ-АРКИ-АРКИ- мамины подарки ТЫ-ТЫ-ТЫ- дарят женщинам цветы ОК-ОК-ОК- для мамочки цветок УЛЯ-УЛЯ-УЛЯ- любимая бабуля РЮ-РЮ-РЮ- цветок бабуле подарю АТЬ-АТЬ-АТЬ- женщин надо защищать УЛИ-УЛИ-УЛИ- праздник у бабули РУ-РУ-РУ- я порадую сестру АРКИ-АРКИ-АРКИ-для девочек подарки | «ПОЧТА» МО – МО – МО – написали мы письмо ВЕРТ – ВЕРТ – ВЕРТ – для письма конверт ОЧТУ – ОЧТУ – ОЧТУ – мы пойдем на почту ОН – ОН – ОН – наша мама почтальон МО – МО – МО – долгожданное письмо АТЬ – АТЬ – АТЬ – вот почтовая печать АРКИ – АРКИ – АРКИ – на почте купим марки |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ И ОРУДИЯ ТРУДА» ЯРКА – ЯРКА - ЯРКА – заботливая доярка РА – РА – РА – в поле трактора НЕР – НЕР – НЕР – сильный комбайнер ХА – ХА – ХА – железная соха НА – НА – НА – сеялкой сажают семена ОР – ОР – ОР – вот огромный птичий двор АРКА – АРКА – АРКА - добрая свинарка ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – работают садоводы ОМ – ОМ – ОМ – умный агроном РИСТ – РИСТ – РИСТ – трудолюбивый тракторист | «КОСМОС» АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета ТА – ТА – ТА - в космосе темнота ДА – ДА – ДА - яркая звезда АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр НА – НА – НА - круглая луна НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо МЕТА – МЕТА – МЕТА - длиннохвостая комета УН – УН – УН - голубой «Нептун» ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля» |
«ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ» ВА – ВА – ВА - зеленая трава ТЫ – ТЫ – ТЫ - появятся цветы УТ – УТ – УТ - цветочки зацветут АШКИ – АШКИ – АШКИ - белые ромашки АНЧИК – АНЧИК – АНЧИК - пушистый одуванчик ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - тонкий стебелек ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК - синий колокольчик ИЦА – ИЦА – ИЦА - появилась медуница АЛКИ – АЛКИ – АЛКИ - нежные фиалки АЛКА – АЛКА – АЛКА - ароматная фиалка ИЦА – ИЦА – ИЦА - нежная кислица ИЦА – ИЦА – ИЦА - расцветает медуница ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - синий василек АТ – АТ – АТ - незабудки аромат СУ – СУ – СУ - ландыши в лесу АТ – АТ- АТ –цветочный аромат ТЫ – ТЫ – ТЫ – весенние цветы | «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие носороги ОТ – ОТ – ОТ - в болоте бегемот АФЫ – АФЫ – АФЫ - вот идут жирафы ГА – ГА – ГА – у жирафа есть рога АЛА – АЛА – АЛА - пушистая коала АНДА – АНДА – АНДА - маленькая панда АНКИ – АНКИ – АНКИ - смешные обезьянки НЯТА – НЯТА – НЯТА – забавные слонята НЫ – НЫ – НЫ - огромные слоны АРДЫ – АРДЫ – АРДЫ - быстрые гепарды РИЛЛА – РИЛЛА – РИЛЛА - громадная горилла ЛОПА – ЛОПА – ЛОПА - испугалась антилопа ПЫТА – ПЫТА – ПЫТА – у зебры есть копыта ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ – у зебры есть полоски СЯТА – СЯТА – СЯТА – побежали страусята ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – горбатые верблюды УТ – УТ – УТ – звери в Африке живут |
«НАСЕКОМЫЕ» РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем комаров ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы КИ – КИ – КИ - рогатые жуки КИ – КИ – КИ - ползают жуки ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела СА – СА – СА - полосатая оса СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей ОЛ – ОЛ – ОЛ – зеленый богомол АНЫ – АНЫ – АНЫ - большие тараканы ЧИ – ЧИ – ЧИ – тараканы усачи ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ - бабочка на цветке УХ – УХ – УХ - очень много мух УХА – УХА – УХА – прилетела муха УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух ПЫ – ПЫ – ПЫ – забавные клопы НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК – зелененький кузнечик | «ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» ОЛУ – ОЛУ – ОЛУ - мы приходим в школу КИ – КИ – КИ - мы ученики ФЕЛЬ – ФЕЛЬ – ФЕЛЬ - новенький портфель НАЛ – НАЛ – НАЛ - положу пенал ШИ – ШИ – ШИ - подточу карандаши ОЛЕ – ОЛЕ – ОЛЕ - учительница в школе АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду я читать АДИ – АДИ – АДИ - тонкие тетради ИГИ – ИГИ – ИГИ - мы читаем книги НЕЙКА – НЕЙКА – НЕЙКА - узкая линейка АШ – АШ – АШ - длинный карандаш МЕНА – МЕНА – МЕНА - в школе перемена ОК – ОК – ОК – на урок звенит звонок ИЦА – ИЦА – ИЦА – теперь я ученица АТЬ – АТЬ – АТЬ – я хочу все знать АТЬ – АТЬ – АТЬ – я буду много знать ЧУ – ЧУ – ЧУ – пятерку получу НИК – НИК – НИК – в школе нужен нам дневник |
«ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО» АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять РА – РА – РА - на улице жара ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке ТА – ТА – ТА - летом красота ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам.
Материал для старшего возраста....
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам.
В помощь воспмитателям....
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам
Картотекапальчиковых игр и физкультминутокпо лексическим темам. Сентябрь.3 не...
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток
По лексическим темам...
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам
Картотекапальчиковых игр и физкультминутокпо лексическим темам.Подготовительная группа...
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам
Данную картотеку можно использовать в работе с детьми любого возраста. Она сделана в виде разрезных картинок. А поместили эти картинки в фотоальбом, что удобно для использования. Карточки не мнутся, а...
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток.
Вашему вниманию предлагаются картотека пальчиковых игр, физкультминуток, способствующих развитию внимания, мышления, мелкой моторики, речи.....